Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2009

События и встречи

А Мы делаем ТАК!

Мне довелось участвовать в подготовке заданий, организации и проведении всех тринадцати областных этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в Тверской области и написать об этом (См.: Беляева Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать. М.: Вербум-М, 2006. — Ред.). Этот опыт побудил меня откликнуться на материалы, присланные в редакцию «Литературы» словесниками из Новосибирска.

Убеждена, что на всех этапах олимпиады нельзя отказываться от комплексного анализа эпического произведения и интерпретации лирики (лучше в форме сопоставительного анализа двух стихотворений). Областной этап в Тверской области проходит в два дня, и мы предлагаем оба тура, чтобы участники показали, как они могут толковать и эпос, и лирику, только тексты берём небольшие по объёму и обязательно без купюр. Например, в последние годы: 9-й класс — «Большой вальс» И.Гофф, «Танцевальная музыка» Вл. Лидина; 10-й класс — «Новелла» Ю.Слёзкина, «Афродита заступница» А.Кондратьева; 11-й класс — «Как жаль» А.Солженицына, «Белые стены» Т.Толстой.

Для интерпретации лирики: 9-й класс — сопоставительный анализ «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» А.Пушкина и «Ночи на родине» Н.Рубцова; 10-й класс — «Благодарность» М.Лермонтова и «Благодарю» Л.Губанова; 11-й класс — «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» С.Есенина и одноимённое стихотворение Т.Кибирова.

А на районном/городском этапе, который проходит в один день, мы при комплексном анализе эпического произведения предложили для интерпретации небольшое созвучное ему стихотворение и поиск оснований для их сопоставления. Например: 9-й класс — рассказ «Бабушка с малиной» В.Астафьева в сопоставлении со стихотворением «Поднесу я к речке свечку…» В.Шаламова; 10-й класс — рассказ В.Гиляровского «Грёзы» в сопоставлении со стихотворением «Русской женщине» Ф.Тютчева; 11-й класс — рассказ «Мудрец» М.Горького в сопоставлении со стихотворением «Я не знаю мудрости…» К.Бальмонта.

Поскольку именно эти два тура самые важные, их максимальная оценка была 30 баллов, тогда как при ответах на вопросы третьего тура школьники почти за каждый ответ получали всего по 1–2 балла.

Хотя в Методических рекомендациях на сайте http://lit.rusolymp.ru/ организаторам территориальных олимпиад 2008–2009 годов предлагается проводить на выбор один из туров, думаю, что на любом этапе олимпиады нельзя отказываться от самостоятельного анализа школьниками незнакомого текста и заменять его только вопросами по истории и теории литературы, как это сделали в Новосибирске. Но и необходимое выявление фактических знаний можно сделать таким, чтобы оно проверяло не память, а мышление и понимание. Поэтому при узнавании произведения по фрагменту мы просили школьников аргументировать свою позицию, то есть указать на те структурные элементы текста, которые помогли в определении авторства, например: “В какой усадьбе происходит действие? По местоимениям назовите упомянутых в отрывке персонажей. Вспомните автора и название произведения. Аргументируйте своё мнение”.

Литературный кругозор можно проверить и заданиями на поиск скрытых цитат и определение их функций (для этого мы использовали фрагменты рассказа Т.Толстой «Сюжет» и стихотворений поэтов-постмодернистов). При составлении словаря изобразительно-выразительных средств стихотворений мы просили не только записать определения и привести примеры, но и определить смысловую роль тропов и фигур. Кроме того, мы обязательно давали задания на составление культуроведческого комментария.

Как и в Новосибирске, мы включали в задания составление статьи для словаря литературоведческих терминов. Только при этом не исключали и творческой работы школьников, например, на такие темы, как «О дружба! Это ты…» (В.Жуковский); «Я верю, верю, счастье есть…» (С.Есенин), «Спасибо, музыка, за то, что ты единственное чудо…» (В.Соколов). Тверские “олимпиадники” создавали и сочинения в жанре диалога, интервью, фельетона и др. Творческая работа была самым “дорогим” заданием третьего тура и оценивалась примерно в 1/3 от максимального количества баллов за весь тур.

Таким образом, все задания региональных этапов олимпиады по литературе можно сделать такими, чтобы они проверяли главное — умение понимать и интерпретировать литературный текст и определять смысловую роль его структурных элементов. Мы старались усилить и познавательный аспект олимпиады: включить произведения и имена писателей, незнакомые школьникам, мотивировать их на поиск интертекстуальных связей, чтобы интерес к литературе не угас и после того, как олимпиадные турниры останутся позади.

Рейтинг@Mail.ru