Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2009

Я иду на урок
11-й класс

Миниатюра Акутагавы Рюноскэ «Дождь»: попытка интерпретации

Любое художественное произведение —
загадочный призыв к пониманию.

Поль де Монт

В начале урока учащиеся получают текст миниатюры Акутагавы «Дождь» без указания на авторство. Они должны прочесть её, определить авторскую позицию, хронотоп, выявить основную мысль миниатюры.

Дождь

Лёжа в постели, он болтал с ней о том, о сём. За окном спальни шёл дождь. Цветы от этого дождя, видимо, стали гнить. Её лицо по-прежнему казалось озарённым луной. Но разговаривать с ней ему было скучновато. Лёжа на животе, он не спеша закурил и подумал, что встречается с ней уже целых семь лет.

“Люблю ли я её?” — спросил он себя. И его ответ даже для него, внимательно наблюдавшего за самим собой, оказался неожиданным: “Всё ещё люблю”.

— Он и Она... Что мы можем сказать о героях миниатюры?

Она поэтична, романтична, лишена окружающих её бытовых предметов, герой же приземлён, “схвачен” предметами быта. Но при этом он внимательно наблюдает за самим собой, анализируя свои поступки и чувства. Именно с его голоса начинается произведение. Именно ему кажется, что “цветы от этого дождя стали гнить”. Для героини же не существует чувства утраты, чувства смерти. Она органично слита с миром природы, “поднята” над цивилизацией, которая приземляет героя.

В финале герой неожиданно, по его собственному признанию, понимает, что “всё ещё любит её”. Именно здесь происходит прорыв его подсознательного желания соединиться с природой, отодвинуться от цивилизации, проявляется его истинная, человеческая, естественная сущность.

— На каких оппозициях построен текст миниатюры?

ОН ОНА
искусственность — естественность
рассудок — чувство
земля — небо
тьма — свет (озарена луной)
цивилизация — природа

действие (движение)
— статика
мужское начало — женское начало

Герой — человек деятельный, но, как ни странно, единственный настоящий “поступок” героя — это осознание того, что он всё ещё любит её. Для этого не требуется совершенно никаких действий, а надо просто прислушаться к себе внутреннему. Только дождь за окном и присутствие героини — естественного, природного человека — способствуют этому осознанию. Происходит опровержение логики, переход героя в пространство героини, проявление его подлинной сущности.

— Расскажите о времени и пространстве в этой миниатюре.

Текст не имеет никаких прямых указаний на время и место действия, на личность автора. Только построение текста, его стиль, символика позволяют предположить, что произведение создано в ХХ веке.

Публикация статьи произведена при поддержке технического центра «Кунцево». Перейдя по http://nissan-kuntsevo.ru/shop/vnedorozhniki/navara/, Вы можете ознакомиться со всеми возможными комплектациями, характеристиками и ценами на покупку Ниссана Навара в Москве. Удобная поисковая система сайта поможет сориентироваться в модельном ряде автомобилей Ниссан, выбрать необходимые аксессуары и дополнительное оборудование для машин этой марки. Техцентр «Кунцево» является официальным дилером компании Ниссан и по праву гордиться своими квалифицированными кадрами и высокой степенью качества обслуживания.

Каждый из героев имеет в тексте своё пространство. К пространству героини относится природа, которая в тексте представлена мотивами дождя, луны, цветов. Герой же представляет человека цивилизации — его слова: спальня, постель, сигарета (“закурил”), разговор (“болтал”), разговаривал, причём разговор без смысла (“болтал о том, о сём”).

Ещё кажется, что он связан с Западом, а она — с Востоком. Школьники часто высказывают предположение, что статичная, застывшая красота луноликой героини и цветы вызывают ассоциации с японским искусством икебаны, и называют страну, где могла быть создана миниатюра «Дождь». Это Япония. (Тут можно открыть и имя автора.) Но отсутствие каких-либо примет места, времени переводит данную ситуацию из конкретно-бытовой в символическую, универсальную, которая может возникнуть где угодно и когда угодно. Это своего рода обобщение, описание одной из главных оппозиций жизни: природы и цивилизации.

 — Какую роль в интерпретации играет название миниатюры?

Ведущий мотив миниатюры Акутагавы — это, разумеется, мотив дождя. Слово это вынесено и в заглавие текста. Дождь — природное явление, поэтому он напрямую связан с героиней и косвенно — с героем. Дождь концентрирует в себе все смыслы, связанные с пространством природы, и становится символом победы в герое природного начала. Нечто похожее можно увидеть и в рассказе Э.Хемингуэя «Кошка под дождём», сопоставление которого с миниатюрой Акутагавы может оказаться интересным для школьников.