Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2009

Читальный зал

Ответы на вопросы «Литературы»

В этом номере завершаем публикацию ответов главных редакторов ведущих российских литературных журналов на вопросы нашей новогодней анкеты (начало см. в № 1, 2).

Вопросы

  1. Какие публикации 2008 года в Вашем издании, а также в России представляются Вам художественно весомыми, выдающимися по своим эстетическим качествам, — иными словами, могут быть включены в рекомендательные списки для школьников по разделу “современная литература”?
  2. Положение литературы в школьном образовании становится всё драматичнее, она превращается в маргинальный предмет. Будут ли обсуждаться проблемы школьного литературного образования и вообще проблемы культуры современного читателя на страницах Вашего журнала в 2009 году?
  3. Российских литературных премий с каждым годом становится всё больше, а при этом среди лауреатов произведений-звёзд не так много. Что это — корпоративность при распределении наград, когда “чужие здесь не ходят”, или отражение некоего общего кризиса, на этот раз литературного свойства?
  4. На какие грядущие публикации–2009 в Вашем журнале Вы хотите обратить внимание учителей-словесников?

Александр ЭБАНОИДЗЕ,
главный редактор журнала «Дружба народов»

  1. Из публикаций «Дружбы народов» в уходящем году я бы выделил романы Леонида Юзефовича «Журавли и карлики», Ольги Кучкиной «Башня из лобной кости» и Дениса Гуцко «Домик в Армагеддоне», а также главы из книги Дмитрия Быкова «Булат Окуджава». За пределами моего журнала мало что удаётся прочитать. Понравилась изданная в Таллине мемуарная книга Елены Скульской.
  2. То, что происходит с литературой в школьном образовании, возмутительно. Мы наносим подрастающему поколению невосполнимый нравственный урон. Разумеется, в «ДН» будут обсуждаться проблемы литературного образования и культуры читателя.
  3. Не думаю, что в литературе сейчас кризис. Талантливые произведения пишутся и публикуются. Что касается литературных премий, то вступать в полемику с многочисленными жюри непродуктивно.
  4. В 2009 году в «ДН» рекомендую почитать новые произведения Романа Сенчина, Михаила Земскова, Дины Рубиной...

Сергей ЧУПРИНИН,
главный редактор журнала «Знамя»

Знамя
  1. Задача журнала — дать представление о том, что происходит в современной русской словесности, и предложить читателям свою версию литературного процесса. Чтобы время, критика, читатели, и прежде всего такие квалифицированные читатели, как учителя-словесники, могли решить, кому быть живым и хвалимым и что, соответственно, включить в школьную программу и рекомендательные списки. Наш кандидат на эту роль — роман Владимира Маканина «Асан» (№ 8–9). И не потому, что он по итогам 2008 года получил первую премию на конкурсе «Большой книги», а потому что без этого романа уже невозможен ответственный разговор и о теме чеченской войны в нашей литературе, и о свойствах переживаемой нами эпохи.
  2. Маргинализация литературы в школьной программе — вызов серьёзный. И ответить на него литературный журнал может только одним способом — страстью и компетентностью, с какими наши авторы будут говорить о проблемах образования и под традиционной для «Знамени» рубрикой «Studio», и в других, как сейчас выражаются, форматах.
  3. Звёзд только на небе много, а в литературе они редкость. И далеко не каждый год закрепляется в истории литературы безусловными шедеврами. Это во-первых. А во-вторых, хотел бы обратить ваше внимание на то, что наши премиальные комитеты и жюри с каждым годом всё настойчивее преодолевают свою “внутрицеховую” или, если угодно, “корпоративную” замкнутость. Возьмите ту же «Большую книгу» — ведь «Пастернак» Дмитрия Быкова, «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой, «Асан» Владимира Маканина, отмеченные этой наградой в последние три года, — это не только выбор по гамбургскому счёту, но ещё и указание на очевидных фаворитов читательского спроса. То же и с премией «Поэт» — вряд ли кто-то будет спорить, что Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев и Тимур Кибиров — действительно одни из самых крупных величин в современной поэзии и что именно их строчки назубок знают преданные ценители русского стиха.
  4. На уже поминавшуюся рубрику «Studio», адресованную непосредственно словесникам. На новый для нас проект «Россия без границ», где мы будем показывать, как живут, чем озабочены, что пишут русские люди, волею исторических катаклизмов оказывавшиеся вне пределов Российской Федерации. А если говорить о конкретных публикациях, то обратите внимание в январском номере на «Бенефис Леонида Зорина» — наш выдающийся драматург и замечательный прозаик представлен там сразу в трёх ипостасях — проникновенно-лирической повестью, сатирической комедией и… чудесными стихами.

Сергей СЕРГЕЕВ,
главный редактор журнала «Москва»

Москва
  1. Формально роман-хроника Сергея Николаевича Дурылина (1886–1954) «Колокола» вроде бы не подходит под категорию “современная литература”, но опубликованный впервые по рукописи в нашем журнале (№ 9–10), он, безусловно, стал актуальным литературным событием, продемонстрировав столь высокую планку писательского мастерства, что многие календарно современные повести и романы кажутся вполне архаичными на его фоне. Я уже не говорю о содержательной стороне этого глубокого религиозно-философского произведения.
    Следует также отметить журнальный вариант жизнеописания М.А. Булгакова, сделанного Алексеем Варламовым (№ 4–6), вероятно, с материальной точки зрения более доступный для учителей-словесников, чем вариант книжный, и документальную повесть Юрия Зобнина «В час гиены» (№ 8) — о гибели Николая Гумилёва.
    Вспомню и нашу поэзию, представленную, может, и не слишком “раскрученными”, но очень достойными авторами, которые работают как в строго традиционной, так и в экспериментальной манере (особо обращаю внимание на подборки С.Васильева, А.Хабарова, В.Шемшученко).
    Если же говорить о России в целом, то главным культурным событием года назову выход в свет долгожданного пятого тома «Словаря русских писателей. 1800–1917» — такого биобиблиографического издания по истории отечественной словесности у нас никогда не было. Плюс три новых тома Собрания сочинений В.В. Розанова под редакцией А.Н. Николюкина — все вышли один за другим в прошлом году и содержат массу интереснейших литературных оценок.
  2. Увы, в современной школе маргинализируется не только литература, но и вообще все гуманитарные дисциплины. Это я знаю не понаслышке, а как предметник-историк с семнадцатилетним стажем. Вероятно, мы имеем дело не с какими-то там “ошибками”, а с целенаправленной стратегией. «Москва» планирует в текущем году провести круглый стол по данной проблеме, но вряд ли стоит обольщаться по поводу его эффективности.
  3. Думаю, присутствует и то, и другое — и корпоративность, и кризис. Общий уровень современной литературы, на мой взгляд, несопоставим не только с “золотым веком”, но и с 1970-ми годами.
  4. Ещё одна замечательная, никогда не публиковавшаяся вещь С.Н. Дурылина — повесть «Сударь Кот»; жизнеописание Даниила Андреева (автор Борис Романов); жизнеописание Мусоргского (автор Сергей Федякин). Есть и несколько сугубо “современных” вещей, они пока в работе, поэтому их названия и имена авторов оглашать рано.

Ирина БАРМЕТОВА,
главный редактор журнала «Октябрь»

  1. Одна из самых заметных публикаций этого года — роман Андрея Битова «Преподаватель симметрии». Его эстетические, художественные качества вне конкуренции, как вне конкуренции уже много лет и сам автор. Роман изящен, насыщен культурными аллюзиями и парадоксами, смысловой игрой, написан великолепным языком. При этом роман специально создан так, чтобы быть доступным и интересным любому, даже самому неискушённому читателю, — просто каждый, сообразуясь со своими знаниями и опытом, может прочитать его по-своему.
    Ещё хотелось бы отметить книгу лауреата премии «Большая книга» Рустама Рахматуллина «Две Москвы, или Метафизика столицы», которая, кстати, писалась буквально у нас на глазах и ряд её глав в виде эссе публиковался в «Октябре». Для всех московских школьников, да и не только московских, эта книга может стать полезным чтением.
    Рекомендую всем прочитать уникальную книгу «Ваш М.Г. Из писем М.Л. Гаспарова» — с перепиской великого переводчика и филолога.
  2. Вообще-то проблемы культуры современного читателя и культуры чтения мы поднимали задолго до объявления официального Года чтения. Ещё в 2005 году на наших страницах в статье «Участь чтения» профессор, президент Русской ассоциации чтения Наталья Сметанникова обозначила болевые точки школьного литературного образования. К этой теме мы будем возвращаться в грядущем году. Но самая непосредственная работа “толстого” журнала по этим проблемам — это взвешенный тонкий отбор и публикация современной отечественной словесности. Хотелось бы, чтобы качественная литература, как классическая, так и современная, была доступна как можно большему кругу читателей, и особенно — читателей молодых. А для этого необходимо, чтобы школьные библиотеки были укомплектованы подписками на “толстые” литературные журналы.
    Ведь именно “толстые” литературные журналы являются лучшими экспертами современного литературного процесса, именно в них публикуются лучшие образцы современной литературы, именно там ученик и учитель смогут найти критические статьи и рецензии, помогающие ориентироваться в книжном мире.
  3. Не совсем понимаю, что вкладывается в словосочетание “произведение-звезда”: популярность произведения масскультуры или же элитарность интеллектуального чтения? Во все времена существовала проблема прочтения и достойной оценки писательского труда. Лучшим подтверждением этого могут служить слова Вольтера о Лоренсе Стерне: “Мы живём тогда, когда пишутся самые парадоксальные вещи, но не тогда, когда они имеют успех”.
  4. В первых двух номерах публикуем интереснейшее исследование писателя Игоря Волгина «Сага о Достоевских». Читатели познакомятся с романом Олега Павлова «Игры света и тени», повестью Михаила Тарковского «“Тойота-креста” и другие. Продолжение», рассказами и эссе Анатолия Наймана и Евгения Попова, Вячеслава Пьецуха и Олега Зайончковского. В грядущем году мы открываем новую рубрику — «Сто поэтов начала столетия», ведущий — известный литературовед Дмитрий Бак. В ней пойдёт серьёзный разговор о современных поэтах, о путях развития стихового слова.
    Можно и далее перечислять имена известных писателей, которые работают для нашего журнала и чьи произведения порадуют читателей в следующем году, но хотелось бы рекомендовать просматривать все наши номера, так как в каждом можно будет найти для себя что-то интересное и полезное.

Валерий ДУДАРЕВ,
главный редактор журнала «Юность»

  1. Журнал «Юность», как и прежде, — это площадка для молодых дарований, чьи творения мы с радостью и надеждой публикуем.
    Из ярких, уже сложившихся прозаиков, появившихся на наших страницах в прошлом году, хочу рекомендовать для школьного изучения восторженную москвичку-романтика Наталью Арбузову, сибирского затворника Юрия Блинова, экзотического писателя-скитальца Михаила Пака.
    С наших страниц 2008 года в школьные библиотеки могут шагнуть замечательные современные поэты: Алексей Ахматов, Виктор Гаврилин, Татьяна Кузовлева, Галина Нерпина, Михаил Синельников.
    Обращаю внимание словесников: нашими постоянными авторами являются литературоведы Лев Аннинский и Инна Ростовцева. Каждая их работа поможет вам профессионально разобраться в современной литературе.
    Надеемся, событиями в современном литературном мире России будут новые произведения Михаила Тарковского, Алексея Иванова, Игоря Михайлова, Александра Махова, Пьетро Читати, Натали Натомб, Александра Климова-Южина, который состоялся в «Юности», а сейчас получил премию «Нового мира».
  2. В новом году мы открываем рубрику «Заливной язык», где об этих проблемах будет говорить филолог Евгений Клюев. В нашей знаменитой 20-й комнате сама молодёжь рассуждает о литературном процессе. Разделы журнала «Наследие» и «Разнообразие слога» готовят и внимательного школьного читателя.
    Мы недавно выяснили, что возраст нашего читателя и нового автора резко сократился и составил двенадцать–четырнадцать лет! Эти ребята резко отличаются по мировосприятию от 18–20-летних. Их творения — не “фэнтези”, они очень реалистичны… Новая рубрика «Дерзай, школяр!» создана специально для работ школьников и студентов — присылайте труды своих учеников!
  3. В литературе главную роль играют не премии и даже не авторы, а произведения. Можно многие имена и премии перечислять, но трагедия в том, что нет шедевров! Нет «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья», нет «Не жалею, не зову, не плачу», нет «Проходит сеятель по ровным бороздам», нет «И печальна так и хороша // Тёмная звериная душа» — длить можно долго! И в прозе так же! Нет шедевральности! Просто — редко кто тратит себя в сегодняшней литературе, а без этого невозможно!
    При получении премии возникает странное ощущение, будто земля остановилась. Лет пять назад довелось мне получать литературную премию имени Александра Невского (в области поэзии, естественно), а в области прозы тогда же вручали эту премию Валентину Распутину. Большой зал Дома литераторов. Торжество “обэкраненное”! Но грустное чувство, что что-то сломалось, и Распутин больше никогда не создаст то великое, ради чего он на этой планете, — не покидало. Для настоящего писателя должно лишь существовать особое пространство для творчества! Ещё Пастернак говорил, что “самое главное — это вид из окна!” Так жили и работали Юрий Казаков, Николай Рубцов, Давид Самойлов… Так что премия — не ориентир! Традиционные литературные журналы тем и ценны, что помогают разобраться в процессе пытливому читателю.
  4. Это наш постоянный раздел «Наследие», в котором ранее не публиковавшаяся классика: Адамович о Гумилёве, Мережковский, Газданов и другие.
    Обзорные статьи о современной литературе Игоря Михайлова, работы о литературе XVIII века Льва Бердникова. О литературе века девятнадцатого пишет Елена Тахо-Годи.
    Материалы о театре и литературе Льва Аннинского. Неизвестные письма Алексея Прасолова с комментариями Инны Ростовцевой. Неизвестные стихи Николая Дмитриева.
    Историк Алексей Буторов собирает неизвестные факты из жизни писателей. Новые стихи готовит для нас Андрей Вознесенский.
    Раздел «Наши диалоги» — первая беседа с Александром Соколовым, который поработал и директором консерватории, и министром культуры, и сделал много хорошего и важного для сохранения в России уважения к писательскому слову.
    Захватывающие современные романы Вячеслава Сухнева и Максима Замшева. В каждом номере — образцы современного рассказа. Как и прежде, новые публикации студентов Литературного института — Екатерины Ратниковой, Елизаветы Кудрявцевой, Юлии Марининой, Аллы Юрьевой; молодого поэта Бориса Ильина, выпускницы филологического факультета МГУ Надежды Мельниковой.

Отдельные рубрики о нравах молодёжи всех времён и народов.

Всегда в номере детектив и Галка Галкина.

С 2009 года журнал «Юность» и несколько российских губерний учредили Всероссийскую литературную премию имени И.С. Соколова-Микитова (Подробная информация в журнале. См. также с. 3 этого номера «Литературы». — Ред.).

Мы в «Юности», считая себя чернорабочими русской словесности, часто ездим по библиотекам, школам, по городам и весям в поисках своего читателя. И знаем: интерес к словесному искусству у молодых в России только растёт!

Рейтинг@Mail.ru