Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2009

Есть идея!

Рассказ по ключевым словам

Учитель русского языка и литературы Н.А. Пузанова из г. Брянска предлагает своим ученикам словарные диктанты с последующей творческой работой (по вариантам). Используя словосочетания этих диктантов, ученикам предстоит создать текст на одну из предложенных тем (например, «Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”», «Основная идея “Слова…”», «Русские князья в “Слове…”» и др.).

Добавим в список Н.А. Пузановой и другие слова, связанные с этой же темой: мистификация, гипотеза, междоусобицы, коалиция князей, скептики, тёмные места, крамола, публицистический, военно-феодальный, патриотический пафос, народно-поэтическая традиция, лингвистические данные. Опираясь на них, можно рассказать и об истории текста, и о его особенностях, и о перипетиях изучения «Слова…». Как видим, эта работа становится одновременно и хорошим тренингом по русскому языку.

Вообще рассказ по ключевым словам с успехом используется на многих уроках. Интересным опытом поделилась с нами Т.И. Смирнова, преподающая в профессиональном училище № 9 города Рошаль Московской области. Ей приходится говорить о литературе с будущими газосварщиками и поварами. Часов мало (один час в неделю), мотивация низкая, нужно искать особые приёмы для общения с такой аудиторией. Татьяна Ивановна рассказывает, что неизменно удачно проходит урок после лекции о биографии Толстого. Между ними — неделя, поэтому нужно быстро и продуктивно вспомнить пройденное. Каждый ученик по просьбе учителя называет одно слово-ассоциацию, которое приходит ему на память, когда он видит написанное на доске имя — “Лев Николаевич Толстой”. Все называемые слова тоже записываются на доске. Потом учащиеся в парах или индивидуально должны составить небольшой рассказ о Толстом, использовав в нём пять-шесть ключевых слов из появившегося на доске списка. Эта работа может проходить и письменно, и устно.

Удобно использовать ключевые слова и “превентивно”: перед уроком (например, по той же биографии) можно раздать ученикам распечатанные на листочках слова, которые встретятся в рассказе учителя. Задачи ученикам можно поставить разные — пронумеровать эти слова, отметив таким образом порядок их появления; дать толкование слов (для этого на листочке должно быть оставлено специальное место); продолжить список ключевых слов (для этого в нём намеренно должны отсутствовать два-три важных слова, которые будут использоваться в рассказе учителя). Роль ключевых слов могут выполнять поэтические цитаты, данные без указания имён авторов (например, для обзорного урока по поэзии Серебряного века) — тогда ученикам предстоит соотнести их с ключевыми положениями лекции.

Конечно, это только отдельные примеры использования опорных слов на уроке. С удовольствием узнаем, как работаете с ними вы.

Диктант 1

Подлинная народность «Слова…», самосознание просвещённых русских людей конца XII века, художественные средства устной поэзии и письменной литературы, указанные приёмы, родственность их с фольклорными, постоянные эпитеты, в близости с былинными образами, навеяны народными поверьями, построены по принципу параллелизма, дружинные действия, вызваны желанием подчеркнуть, указано на бесстрашие, усилены рыцарски-воинственные черты, интересны отклонения от летописного рассказа, помещённый в ряд реальных лиц.

Диктант 2

Созданный на основе, опечаленный поражением, обращённый к потомкам и современникам, обнажённый меч, калёными стрелами, по орошённой кровью земле, вооружённая охрана, вооружены мечами, многократно повторённый вздох “О Русская земля, ты уже за холмом!”, затоптанные в грязь шелка, раненые воины, оклеветанный соседом, одарённый поэтической интуицией, о плаче Ярославны, половецкие полки, Черниговская земля, честолюбие, нетерпение, гордость, покаянная речь, ордынские кони, туровские болота, слышится во Владимире, Чернигове, Суздале, Киеве.