Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2008

Курсы повышения квалификации

Дифференциация обучения на уроках литературы

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Введение. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе? Что такое дифференциация обучения литературе? В чём отличие внешней и внутренней дифференциации? По каким основаниям можно дифференцировать процесс обучения литературе?
18 Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся? По каким критериям определяются начитанность и литературный кругозор школьников? Как проверить умение выделять в произведении актуальные социально-нравственные проблемы? Как выявить объём историко- и теоретико-литературных знаний и умение применять их на практике? Какими способами определяется уровень читательского восприятия школьников? По каким критериям выявляются навыки анализа произведения и уровень развития речи школьников?
Контрольная работа № 1.
19 Лекция 3. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? Какова методика дифференцирован­ного обучения литературе в основной школе на уроках выразительного чтения; на уроках анализа эпических и лирических произведений; на уроках обучения сопоставительному анализу? Как составить технологическую карту урока литературы в основной школе с учётом дифференцированного подхода к обучению? (Начало.)
20 Лекция 4. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? (Окончание.)
21 Лекция 5. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? Какова методика дифференциации обучения литературе в старших классах на вводных уроках-лекциях; на уроках-практикумах по анализу эпизода; на уроках изучения лирики; на заключительных занятиях по изучению литературного произведения; на уроках обучения письменным высказываниям; на уроках внеклассного чтения? Как составить технологическую карту урока литературы в старшей школе с учётом дифференцированного подхода к обучению? (Начало.)
22 Лекция 6. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? (Окончание.)
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? Какие задания оптимальны для промежуточного контроля уровня литературной подготовки школьников? Как проконтролировать качество устных и письменных высказываний учащихся на итоговой аттестации? Какие контрольные работы по литературе нужны при подготовке к ЕГЭ? Какова методика подготовки и защиты выпускной исследовательской работы школьников? (Начало.)
24 Лекция 8. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? (Окончание.)
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2009 г.

Лекция № 8
Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся 10 - 11 -х классов?

В чём особенности дифференцированного контроля уровня литературного развития старшеклассников?

В концепции образовательной области «Филология» цель литературного образования определена как “становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности”1.
Выпускник старшей школы должен научиться “анализировать произведение, выявлять его непреходящий общечеловеческий и конкретно-исторический смысл, актуальность для данной эпохи”, “анализировать и осознавать собственное восприятие художественного произведения, оценивать его художественные достоинства”, познакомиться с “выдающимися художественными произведениями” и определить “их место и роль в историко-культурном и литературном процессах”2. В Стандарте среднего (полного) общего образования определены критерии литературного развития старшеклассников базового и профильного уровня, изложенные в «Требованиях к уровню подготовки выпускников»3.

Интересны подходы к контролю литературного развития учащихся, предложенные С.В. Кульневичем и Т.П. Лакоцениной4. Они связывают дифференцированный контроль с личностно ориентированной парадигмой образования и считают, что главным показателем результативности преподавания литературы является уровень развития школьников. По их мнению, “объём теоретико- и историко-литературных знаний, начитанность — всё это важные, но скорее внешние, информативные показатели уровня литературного развития ученика. Они легко измеримы, но не могут полностью свидетельствовать о развитии литературных, читательских способностей школьников”5.

Варианты дифференцированных заданий первого типа 10-й класс, I полугодие

Что повторяется?
Уровень А
Уровень Б
Начитаннось и качество читательского восприятия
1. Каким поэтам принадлежат стихотворения?
А) «Туча», «Бесы», «…Вновь я посетил». Какая тема их объединяет?
Б) «Полдень», «Осенний вечер», «День и ночь». Каково авторское отношение к природе в этих стихотворениях?
1. Каким поэтам принадлежат стихотворения?
А) «Я пережил свои желанья…», «Если жизнь тебя обманет...», «Демон». Как в них меняется отношение лирического героя к окружающему миру?
Б) «Певице», «Ещё одно забывчивое слово…», «На качелях». Каково авторское отношение к общей теме этих стихотворений?
2. Из каких произведений эти строки?
А) О чём же думал он? О том <…>Что мог бы Бог ему прибавить
Ума и денег; что ведь есть
Такие праздные счастливцы
Ума не дальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Назовите “сквозную” тему русской литературы, отражённую в этом произведении.
Б) Удручённый ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
Какие мысли поэта о русском народе отразились в стихотворении?
2. Из каких произведений эти строки?
А) …Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.
Составьте к этим строкам краткий историко-культурный комментарий.
Б) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Какова история создания этих стихов? Определите характер переживания лирического героя.
3. О героях каких произведений идёт речь в следующих отрывках?
А) На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его.
Б) …Никого не видно было возле его бездушного трупа, кроме обыкновенной фигуры квартального надзирателя и равнодушной мины городового лекаря. Гроб его тихо, даже без обрядов религии, повезли на Охту; за ним идучи, плакал один только солдат-сторож, и то потому, что выпил лишний штоф водки.
По каким реалиям вы определили произведения?
3. О героях каких произведений идёт речь в следующих отрывках?
А) …Если что-нибудь человеческое билось когда-нибудь в груди вашей, то умоляю вас чувствами супруги, любовницы, матери — всем, что ни есть святого в жизни, — не откажите мне в моей просьбе!..
Б) Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз.
По каким реалиям вы определили произведения?
4. Чьи истории рассказаны в повести Гоголя «Невский проспект»? Чем заканчивается история каждого героя? 4. Каков смысл смены времён года в романе Гончарова «Обломов»?
Знания по истории литературы
5. Перечислите периоды творческого пути Пушкина до 1824 года. Назовите одно произведение каждого периода и определите его жанр. 5. Какие оценки лирике Пушкина и Лермонтова даны Белинским? Подтвердите правоту критика примерами из стихов.
6. Назовите произведения русских писателей, в которых отражена тема “лишнего человека”. Откуда появилось это название? 6. Какие ключевые черты героев романа Гончарова «Обломов» можно связать с понятием “русский национальный характер”?
Знания по теории литературы
7. Перечислите основные черты романтизма и реализма. Приведите примеры произведений каждого направления. Обоснуйте своё мнение. 7. Что общего и различного в жанрах оды и элегии? Какова судьба этих жанров в русской поэзии XIX века? Подтвердите своё мнение примерами.
8. Объясните, чем сходны и чем отличаются понятия “юмор — ирония — сатира — сарказм”. Подтвердите свои мысли примерами. 8. Объясните, чем сходны и чем отличаются понятия “персонаж — герой — характер — тип”. Подтвердите своё мнение примерами.

 

Более существенными показателями учёные называют качество чтения и творческие работы, которые труднее подвергаются чётким оценкам.
О качестве развития способностей читателя можно судить по эмоциональным реакциям, работе воображения, осознанию содержания и формы произведения. В оценке творческих работ основными показателями становятся “самостоятельность мысли, самобытность слога, обращённость речи к определённому собеседнику, образность и композиция сочинения, соответствие его жанра избранной теме6”.

Какие задания оптимальны для промежуточного контроля уровня литературной подготовки учащихся 10–11-х классов?

Для текущего контроля уровня литературного развития учащихся и подготовки к итоговой аттестации необходимы формы оценки знаний и умений, которые соответствовали бы концепции и стандарту литературного образования. Поэтому, наряду с проверкой умения создавать письменное высказывание, эффективны контрольные работы, предполагающие многоаспектную проверку знаний и умений.

Выявлять качество подготовки в 10–11-х классах нужно не реже одного раза в полугодие, а также, при необходимости, после изучения каждой монографической темы. Обязательная дифференциация контрольных заданий предполагается для уровня А (базовый) и уровня Б (профильный). В контрольных работах можно предложить школьниками задания двух типов.

Задания первого типа используются для проверки знакомства школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия. Учитель должен выявить, знают ли школьники основные факты биографии крупнейших русских писателей, способны ли воспроизводить содержание произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения, умеют ли определять их автора, тему и жанр, давать оценку героям и событиям, выявлять авторскую позицию. Контрольная работа из заданий первого типа даётся в классе по вариантам. Время выполнения работы — 90 минут, если в ней предлагается по одному заданию каждого типа (см. таблицу). В соответствии с уровнем подготовки школьников время на выполнение работы и количество заданий может быть уменьшено.

Задания составлены с учётом того, что в первом полугодии контролю подлежит изучение творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Тютчева, Фета. Во втором — Островского, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина*, Достоевского, Л.Толстого, Лескова*, Чехова. Творчество писателей, обозначенных звёздочкой, контролируется только на профильном уровне. Часть заданий предполагает связный ответ из 4–6 предложений, что помогает в подготовке к ЕГЭ.

11-й класс, II полугодие

Что
проверяется?
Уровень А Уровень Б

Начитанность и качество
читательского восприятия

1. Назовите три стихотворения Цветаевой, связанные с темой Родины. Как меняется авторское отношение к этой теме в разные годы? 1. Какие исторические и библейские образы и мотивы встречаются в поэме Ахматовой «Реквием»? Составьте к двум из них историко-культурный комментарий.
2. Назовите стихотворение Пастернака, в котором восприятие природы носит философский характер. Подтвердите своё мнение цитатами. 2. Перечислите названия главных поэтических сборников Мандельштама. Какие образы мировой культуры встречаются в его лирике?
3. Вспомните три пейзажные детали из романа Шолохова «Тихий Дон». Какова функция пейзажа в романе? 3. В чём многозначность названия повести Платонова «Котлован»?
4. Назовите трёх героев повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Приведите пример нравственной стойкости её главного героя. 4. Назовите три женских образа романа Пастернака «Доктор Живаго». В каком эпизоде каждая из героинь появляется впервые? Какой в этом смысл?

Знания по истории литературы

5. Назовите трёх писателей второй половины ХХ века, чьё творчество связано с военной темой. Назовите по одному произведению каждого автора и их главных героев. 5. Назовите три произведения второй половины ХХ века, в которых воплотилась “деревенская” тема. Почему эта тема в литературе на теряет актуальности?
6. Перечислите трёх представителей жанра авторской песни и их произведения. 6. Перечислите трёх поэтов-“шестидесятников” и главные черты их лирики

Знания
по теории литературы

7. Что такое “лирический цикл”? Приведите примеры из литературы второй половины ХХ века 7. Дайте определение понятия “постмодернизм”. С какими писателями конца ХХ века связано это понятие?
8. Какие традиции Л.Толстого отразились в романе Шолохова «Тихий Дон»? 8. Как связана повесть Платонова «Котлован» с произведениями-утопиями и антиутопиями?

 

Задания составлены с учётом того, что в первом полугодии контролю подлежит изучение творчества поэтов Бунина, Куприна*, М.Горького, Блока, Маяковского, Есенина, Булгакова. Во втором полугодии — Платонова*, Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой, Шолохова, Пастернака, Твардовского, Солженицына. Творчество писателей, обозначенных звёздочкой, контролируется только на профильном уровне. При выполнении заданий первого типа использование текстов не допускается.

Для удобства оценки качества ответа задания первого типа могут состоять из трёх частей. Так, если при выполнении задания “Перечислите женские образы романа Тургенева «Отцы и дети».

Варианты дифференцированных заданий второго типа. 10-й класс

Уровень А Уровень Б
Какие качества личности, по Пушкину, присущи истинному поэту? Выберите из стихотворений Пушкина цитаты и опишите облик поэта. Проанализируйте стихотворение Лермонтова, созданное в “жанре” молитвы. В чём сходство и различие стихотворения и канонической структуры молитвы?
Проанализируйте описание Невского проспекта в разное время суток из повести Гоголя «Невский проспект». Объясните роль композиции и художественных средств в этом фрагменте. Найдите в эпизоде «Сон Обломова» (ч. I, гл. IX) черты физиологического очерка. Обломовка — это “блаженный уголок — обломок Эдема” или точка отсчёта нравственного падения героя? Как эта антитеза помогает понять “русский национальный характер”?
Проанализируйте одно из поздних стихотворений Тютчева о любви. Почему последняя любовь для лирического “я” — это “поединок роковой”, “блаженство и безнадёжность”? Сопоставьте стихотворения Фета «Как беден наш язык!..» и «Одним толчком согнать ладью живую…». В чём сущность размышлений поэта о поэтическом слове и поэтическом даре?
Проанализируйте монолог Кулигина из пьесы Островского «Гроза» (д. III, явл. 3). Докажите, что Кулигин лишь констатирует “жестокие нравы” города, а не является их активным обличителем. Сравните две сцены объяснения Базарова и Одинцовой (гл. XVII, XVIII романа Тургенева «Отцы и дети»). Почему первое объяснение произошло ночью, а второе — днём? “Растоптала” ли любовь Базарова?
Определите проблематику и особенности жанра стихотворения Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной…» (или «В дороге»). Как в них сочетаются эпос и лирика? Каково авторское отношение к описанным историям? Проследите развитие идеи Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание» от первой встречи с Алёной Ивановной (ч. I, гл. 1) до случайной встречи с Лизаветой на Сенной (ч. I, гл. 5). Как меняется состояние героя? Почему он не может отказаться от своей идеи?
Проанализируйте сцену расстрела пленных французами в романе Толстого «Война и мир» (т. 4, ч. 1, гл. XI). Как в ней отразились гуманистические мысли автора? Сопоставьте способы создания образов Лопахина и Трофимова в пьесе Чехова «Вишнёвый сад». Какие приёмы использованы для “снижения” или “повышения” этих образов?

 

11-й класс

Уровень А Уровень В
Проанализируйте образы и детали, с помощью которых Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» рисует обстановку на корабле «Атлантида». Какими способами выражаются авторские оценки? Сопоставьте эпизоды повести Куприна «Гранатовый браслет»: получение княгиней Верой гранатового браслета и рассказ о влюблённом телеграфисте. Сделайте выводы.
Проанализируйте сцену разговора о словах (д. I) в пьесе М.Горького «На дне». Какой философский смысл выявляется в репликах Актёра о таланте, Сатина о словах и Бубнова о том, что “всё сотрётся”? Сопоставьте сцену смерти Иешуа Га-Ноцри из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» с её евангельским первоисточником. Какие изменения и с какой целью автор вносит в библейский сюжет?
Проанализируйте стихотворение Есенина, где образ природы наделён человеческими чертами. Объясните роль композиции и художественных средств. Проследите динамику одного образа-символа в поэме Блока «Двенадцать». Почему черты реального мира приобретают в поэме символическое звучание?
Опишите облик “страшного мира”, используя цитаты из поэмы Маяковского «Облако в штанах». Сопоставьте мировосприятие лирического “я” в двух стихотворениях Цветаевой о Родине — созданных в России и эмиграции.
Проанализируйте главу поэмы Ахматовой «Реквием», где выражено единство трагедии поэта и народа. Какие образы и картины помогают ощутить дух времени? Сравните два стихотворения Мандельштама, посвящённые архитектурным сооружениям. Какими способами созданы поэтом пластические образы и картины?
Проанализируйте одно из военных стихотворений Твардовского. Как в нём выражается чувство сопричастности лирического “я” судьбе страны? Проанализируйте стихотворение из романа Пастернака «Доктор Живаго». О каких вечных ценностях размышляет поэт? Какова роль этого стихотворения в романе?
Проанализируйте эпизод казни подтёлковцев из романа Шолохова «Тихий Дон» (кн. 2, ч. 5, гл. XXVIII). Какими способами создаётся ощущение исторической достоверности и масштабности происходящего? Определите смысл речевых характеристик героев в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Какими средствами автор добивается индивидуализации образов-персонажей при помощи их речи?

Назовите эпизоды, в которых Базаров впервые встречается с каждой из героинь романа? Какой композиционный смысл при этом выявляется?” учащийся перечислит женские образы романа, то это знание можно оценить лишь как удовлетворительное. Если вспомнит эпизоды, в которых Базаров впервые встречается с каждой из героинь романа, то оценка может быть несколько выше. Если же объяснит, какую роль в понимании смысла романа играют эти эпизоды, то заслуживает высокой оценки. Кроме того, можно предложить учащимся выполнить, например, 6 заданий из 8, что поможет учителю определить, какие вопросы вызывают затруднения.

Задания второго типа предназначены для проверки глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи. Качество выполнения этих заданий поможет учителю определить, умеют ли учащиеся анализировать проблематику, сюжет, композицию, основной конфликт, систему образов; владеют ли навыком анализа эпизодов эпических и драматических произведений, лирических текстов; способны ли выявлять способы создания образов, особенности авторской речи с учётом специфики жанра и литературного направления, давать оценку прочитанному с использованием знаний по истории и теории литературы, сопоставлять близкие по тематике произведения.

Контрольная работа может быть составлена из 1–2 заданий второго типа в зависимости от того, усвоение каких умений подлежит проверке. Целесообразно проводить такие работы после знакомства с творчеством писателей, чьи произведения изучаются текстуально. При выполнении заданий второго типа можно воспользоваться текстами.

Как проконтролировать качество устных и письменных высказываний в 10–11-х классах?

Качество письменных высказываний следует оценивать в соответствии с «Критериями проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом», разработанными в рамках эксперимента по проведению ЕГЭ по литературе (см. http://ege.edu.ru или http://www.fipi.ru). Контроль должен учитывать не только психологические особенности, склонности и уровень литературного развития школьников, но и ту “планку”, которую учащийся себе задаёт, желая получить определённую оценку. Для этого учителю необходимы чёткие критерии оценки7 и богатый набор заданий разной сложности.

Для проверки качества устных ответов на промежуточной и итоговой аттестации по литературе можно использовать следующие критерии оценки (см. таблицу).

Какие контрольные работы по литературе нужны при подготовке к ЕГЭ?

Для подготовки к ЕГЭ необходимы работы двух видов. Первая — включает в себя задания, предполагающие односложный ответ (задания типа В). Для тренировки можно использовать предложенные выше варианты заданий, проверяющих знакомство с произведениями, входящими в круг обязательного чтения. Вторая — предполагает проверку умения строить письменное высказывание объёмом от 4–6 предложений до 400 слов (задания типа С). Темы работ полезно формулировать в виде проблемных вопросов по литературе первой половины XIX (1), второй половины XIX (2) и XX века (3). Учитель должен располагать богатым набором проблемных вопросов8 и при учёте конкретного уровня подготовки дифференцировать их по уровням А (базовый) и Б (профильный).

11-й класс, II полугодие

Уровни
обученности
Критерии оценки
устного ответа
Количество учащихся

чел.

%
Высокий (оценка “5”) Средний (оценка “4”) Обязательно-минимальный
(оценка “3”)
Соответствие ответа формулировке темы    
Знание текста    
Фактическая точность    
Воспроизведение текста
по памяти
   
Сопоставительный анализ    
Речевое оформление (логичность
и последовательность)
   
  Глубина и полнота (знание критики, основ истории
и теории литературы)
   
Аргументированность
и композиционная стройность
   
Умение обобщать и делать выводы    
  Научно-теоретический
и интеллектуально-культурный уровень высказывания
   
Анализ произведения как факта искусства слова    
Грамотная, богатая, точная и выразительная речь    

 

Варианты проблемных вопросов

Периоды Уровень А Уровень Б
Русская литература
первой половины XIX века
В чём выражается протест Лермонтова “против мнений света”? В чём проявляется философский характер поздней лирики Лермонтова?
Какой смысл выявляет двухчастная композиция повести Гоголя «Невский проспект»? Какова роль фантастики и гротеска в изображении героев «Петербургских повестей» Гоголя?
Русская литература второй половины XIX века Только ли сострадание вызывают образы обез­доленных в романе Достоевского «Преступление и наказание»? Почему в романе Достоевского «Преступление и наказание» противопоставлены идеи протеста и смирения?
В чём нравственный смысл взлётов и падений любимых героев Л.Толстого? (По роману «Война и мир».) Как решается в произведениях Л.Толстого проблема духовного обновления человека?
Русская литература XX века Почему несчастливы в любви герои рассказов Бунина? Каково авторское отношение к временному и вечному в рассказах Бунина?
Какой видят Москву герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита»? Как воплощён мотив двойников в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?

 

 

Какова методика подготовки, защиты и оценки выпускной исследовательской работы школьников?

Организация исследовательской деятельности — обязательная часть учебной работы со старшеклассниками, способствующая формированию личностных достижений школьников и готовящая к обучению в вузе. Вершиной этой деятельности становится написание выпускной исследовательской работы (реферата), что невозможно без индивидуального подхода к ученикам. Заинтересованное общение с литературой для старшеклассника особенно важно, так как чтение и знакомство с искусством в период ранней юности создают в человеке ту основу, на которой формируется впоследствии его нравственная позиция.

Пропедевтическую работу на подступах к выпускному исследованию имеет смысл начинать уже в 8–9-х классах, так как к концу основной школы у подростков уже должен сложиться определённый круг чтения (программное, внеклассное, самостоятельное) и сформироваться навык создания письменного высказывания, в котором излагаются мысли по поводу прочитанного, проявляется читательская позиция.

В 10-м классе школьник должен научиться самостоятельно ориентироваться в программных произведениях и определиться с теми текстами, которые будут ему интересны для создания выпускной работы. В течение года учитель организует индивидуальные и групповые консультации, которые помогут ученику к началу 11-го класса окончательно определиться с выбором темы. Выбрав экзамен по литературе в форме защиты реферата, ученик на протяжении, как минимум, учебного года будет выполнять индивидуальную программу действий.

Начинать исследование нужно с освоения художественных текстов, причём чтение должно сопровождаться записью мыслей, эмоций, вопросов по поводу прочитанного, что поможет в построении плана будущей работы. Затем изучаются критические, публицистические или культуроведческие источники. К этому времени общая идея работы (гипотеза) должна уже сформироваться в сознании ученика, иначе его мысли неизбежно будут замещены идеями учёных-литературоведов.

Выпускник обязательно знакомится с несколькими серьёзными точками зрения разных авторов, выявляя в каждом источнике авторскую позицию и комментируя её. После чтения произведений и изучения “критики” совместно с научным руководителем может быть уточнена формулировка темы, определена аргументация её выбора, цель, задачи и этапы исследования. Затем пишется и редактируется черновик работы.

Главная проблема исследования должна быть поставлена уже во вступлении, где также объясняется причина обращения к теме, перечисляются изученные материалы, что даёт возможность оценить эрудицию выпускника, называются и конкретизируются вопросы, которые будут решаться в работе. В первой части — обзоре литературы — не пересказываются основные положения статей и монографий, а даётся их критическая оценка. В основной части излагается свой взгляд на проблему, который подтверждается цитатами из критики (обязательно со ссылками на первоисточник), или высказывается аргументированное несогласие с мнением литературоведов. В заключительной части делаются основные выводы. В библиографии указывается использованная литература.

Учителям-словесникам, не имеющим достаточного опыта руководства исследовательскими работами, нужно изучить их типичные ошибки:

• темы рефератов должны не ориентировать учащихся на воспроизведение материалов “чужих” исследований, а содержать в своей формулировке проблему;
• для анализа следует предлагать либо непрограммные тексты, либо неожиданный аспект изучения произведения школьного курса (в противном случае теряется сам смысл экзамена);
• изучая литературоведческие работы, выпускники должны не пересказывать весь изученный материал, а отбирать его в соответствии с целью исследования;
• в работе должен присутствовать самостоятельный анализ художественных произведений, должно быть показано своё видение проблемы, умение применять литературоведческие методы исследования на новом художественном материале (в этом главное отличие ученического исследования от простого конспектирования монографий и статей);
• в каждой структурной части работы должны быть сделаны обобщения, а также подведены итоги всего исследования;
• цитаты должны сопровождаться ссылками на источники, а список литературы включать работы авторов, упомянутых в ученическом исследовании.

За 10–14 дней до экзамена научный руководитель должен ознакомиться с работой и написать рецензию, которая зачитывается на экзамене. Сама защита — выступление учащегося — длится примерно 7–10 минут. Ему задают три-четыре вопроса — и учитель, и члены комиссии.

Динамика уровня литературного развития учащихся

Критерии литературного развития

Уровень литературного развития учащихся

Класс
I II

Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор

Интерес к чтению отсутствует    

В чтении преобладают:

Малохудожественная литература    
Тексты школьного курса    
Русская и зарубежная классика (в т.ч. непрограммные произведения)    
Уровень читательского восприятия Определение эмоций текста читательских    
авторских    
Развитие воображения воспроизводящее    
творческое    
Уровень постижения содержания репродуктивный    
аналитический    
концептуальный    
Способность к актуализации социально-нравственной проблематики Выделение нравственно-идеологических проблем    
Активность оценки прочитанного    
Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием
и интерпретацией
Определение эмоционального лейтмотива и основной проблемы    
Выявление сюжета в эпосе, конфликта в драме, смены чувств в лирике    
Определение стилистического колорита    
Сопоставление героев и событий    
Выявление авторской позиции    
Сопоставление замысла и его воплощения    
Определение общего и различного в произведениях одного жанра    
Объём теоретико-литературных знаний и умение их применять Знание теоретико-литературных понятий    
Их применение в анализе и оценке    
Уровень развития речи и литературно-творческие способности Объяснение чувств, возникших при чтении    
Словесное рисование    
Сравнение эпизода с иллюстрацией, экранизацией, составление киносценария или инсценировки    
Создание собственных художественных, критических, публицистических произведений    

I — первое полугодие, II — второе полугодие

 

При оценке реферата учитывается:

• объём проведённого исследования;
• компетентность выпускника в избранной теме;
• полнота (изучение необходимых художественных текстов и литературы по теме) и глубина (умение комментировать тексты и литературоведческие материалы и аргументировать свою позицию) раскрытия темы;
• степень самостоятельности в рассуждениях и выводах; оригинальность подходов;
• ораторские умения и речевая культура (доказательность, эмоциональность, выразительность речи и пр.);
• культура оформления работы.

В заключение напомним, что дифференцированный контроль литературных знаний и умений выявляет динамику уровня литературного развития учащихся. Для многоаспектной проверки качества подготовки учащихся можно использовать критерии, детализированные нами в таблице.

Вопросы для повторения

1. Какие показатели литературного развития старшеклассников необходимо подвергать дифференцированному контролю?
2. Какие типы заданий могут использоваться в старших классах для дифференцированного контроля?
3. Каковы критерии оценки устного ответа в старшей школе?
4. Какова система подготовки старшеклассников к созданию выпускной исследовательской работы?
5. Как выявить динамику литературного развития старшеклассников?

Примечания

1 См.: Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе. Проект // Литература в школе. 2000. № 3. С. 69.
2Там же. С. 70.
3 См.: Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе. Вестник образования России. 2004. № 14.
4 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов/Дон, 2002. С. 146–149.
5Там же. С. 147.
6 Там же. С. 147.
7См.: Итоговая аттестация учащихся. Литература. 9 класс / Сост. Е.А. Зинина и С.А. Зинин. М., 2002. С. 12–15. Богданова О.Ю. и др. Экзамен по литературе: от выпускного к вступительному. М., 1997.
8 См.: Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 кл.: Поурочные разработки: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2008. С. 378–380.

 

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Оценка работы будет производиться по системе «зачёт/незачёт».
Для получения зачёта необходимо выполнить задание итоговой работы, сформулированное ниже.

* * *

Для написания итоговой курсовой работы выберите одну из предложенных ниже тем, изучите необходимую методическую литературу и обобщите свой опыт дифференциации учебной деятельности на уроках литературы. Желаем успехов!

Темы курсовых работ

  1. Дифференциация обучения как форма организации процесса школьного литературного образования.
  2. Дифференциация обучения на уроках литературы в контексте проблем личностно ориентированного образования.
  3. Дифференциация школьного литературного образования как культуросообразный процесс.
  4. Дифференциация обучения на основе родо-жанровой природы литературных произведений.
  5. Дифференциация обучения литературе на уроках разных типов.
  6. Диагностика уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения.
  7. Дифференциация обучения на уроках литературы в основной школе.
  8. Дифференциация обучения на уроках литературы в старших классах.
  9. Дифференцированный контроль уровня литературного развития учащихся.
  10. Организация дифференцированного обучения литературе в профильных гуманитарных классах.

Для получения удостоверения об окончании обучения необходимо прислать до 28 февраля 2009 года в Педагогический университет «Первое сентября» итоговую работу и справку о проведении урока, заверенную директором вашего учебного заведения.

Наталья Беляева ,
сотрудник института содержания и методов обучения РАО