Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2008

Архив

Содержание «Литературы» за 2008 год

МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР

Костюхина М. Славянские сказки для юношества. — 3.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ванюшева Н., Ярославцева М. На пороге нового времени. — 10.
Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: Образы и образа. — 20.

СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ

Ф.А. АБРАМОВ
Трофимова С. Тема отчего дома в произведениях Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева. — 14.

Д.Е. АВАЛИАНИ
Дмитренко С. Авалиани тихий куст. — 15.

А.Т. АВЕРЧЕНКО
Россохина Т. Властелины читательских сердец: Литературное представление по произведениям Тэффи, Саши Чёрного, Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко. — 15.

Ч.Т. АЙТМАТОВ
Журавлёва О. «Плаха»: мифологизм романа — 24.

АКУТАГАВА РЮНОСКЭ
Музиянова Л. “Каждый должен быть услышанным”: Гоголь и Акутагава Рюноскэ. — 2.

Юз АЛЕШКОВСКИЙ
Богатырёва Н. «Кыш и Двапортфеля»: возвращение к читателю. Юз Алешковский. — 19.

М.А. АМЕЛИН
“Незнание и непонимание поэзии порождается школой”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 19.

Х.К. АНДЕРСЕН
Волкова А. На пути к диалогу. — 23.

М.С. АРОМШТАМ
Аромштам М. «Когда отдыхают ангелы». Фрагмент из романа. — 14.

В.П. АСТАФЬЕВ
Баранова О. Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». — 16.
Давыдова Е. Человек и время в рассказе Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». — 19.
Трофимова С. Тема отчего дома в произведениях Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева. — 14.

А.А. АХМАТОВА
Зубков В. В русле поэтической трагедии: Лермонтов — Анна Ахматова. — 5.
Халфин Ю. Родная земля: Размышление над стихотворением Анны Ахматовой. — 14.

В.Д. БЕРЕСТОВ
Из цикла В.Берестова «Весёлые науки». — 6.
Дмитренко С. Судьбы взрослых ткут подростки. — 6.

А.А. БЛОК
Маркасов М. “Удачная” эксцентрика русской драматургии: «Балаганчик» Блока и «Неудачный спектакль» Хармса. — 4.
Мирова Н. Что такое лирический герой. — 16.

Л.И. БОРОДИН
“Учителю надо находить волю для ежедневного чтения”. Беседу вёл С. Дмитренко. — 8.

Э.БОУЭН
Снытко Г. Английский юмор в сказке Элизабет Боуэн «Неромантическая принцесса». — 5.

И.А. БРОДСКИЙ
Маканина С. Ленинград — Венеция — Петербург: тема города в лирике Иосифа Бродского. — 13.
Невзглядова Е. Лекция о Бродском. — 4, 5.

В.Я. БРЮСОВ
Корчагина Л. Апокалипсис революции: Урок–семинар. — 16.

М.А. БУЛГАКОВ
Горина М. Два мастера: Михаил Булгаков и Владимир Маяковский. — 5.
Золоторёва Л. “Было дело в Грибоедове…”: О сатире Михаила Булгакова. — 1.

И.А. БУНИН
Алексанкина Н. Понять и простить: Читаем рассказ «Цифры». — 14.
Корчагина Л. Апокалипсис революции: Урок-семинар. — 16.

В.В. БЫКОВ
Котынова Е. “Коварная судьба заплутавшего на войне человека”: Тема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников». — 8.

А.А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ
Дмитренко С. Мидас метафор. — 9.

В.С. ВЫСОЦКИЙ
Сибиркина Н. Урок по песням Владимира Высоцкого. — 15.

А.А. ГАЛИЧ
Перемышлев Е. Если вслушаться в ремарки. — 19.
Харитонова О. “Всей щедрой земли рядовой”. — 23.

В.М. ГАРШИН
Пащук Н. “Вперёд, к свету, к свободе, к небу!” — 3.
Шуралёв А. “Я хочу выйти на свободу”: Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и сказка В.М. Гаршина «Attalea princeps». — 9.

Я.ГАШЕК
Сартан М. Швейк здесь и сейчас. — 8.
Шенкман В. Кто и зачем ставит памятники Швейку? — 8.

Н.В. ГОГОЛЬ
Анненкова Е. Чем может быть интересна современному читателю книга Гоголя? — 2.
Богданова Л. Школьные размышления над страницами «Шинели». — 10.
Василенко Е. Двое из стана: Андрий Бульба и Кирибеевич как заложники запретной любви. — 2.
Вишнякова Н. Понятие “маленького человека” у Гоголя. — 2.
Дмитренко С. Сладость контрафакта. — 2.
Лукин Ю. Русский человек в его развитии — Павел Иванович Чичиков. — 2.
Иосиф Мандельштам: “о характере гоголевского стиля”. Подготовил С.Дмитренко. — 2.
Манн Ю. Паломничество. — 2.
Музиянова Л. “Каждый должен быть услышанным”: Гоголь и Акутагава Рюноскэ. — 2.
Нечаенко Д. Мифопоэтика сновидений Пискарёва в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». — 2.
Николаева П.В. О силе и бессилии речевых стереотипов в комедии Н.В. Гоголя «Женитьба». — 2.
Орлицкий Ю. Главный классик XIX века. — 2.
Сивцева Г. Из наблюдений над гоголевскими сравнениями. — 6.
Тандит И. Гоголевские парадоксы. — 14.
Торопчина Л. Фольклорные персонажи в творчестве Гоголя. — 2.
Харитонова О. “Поэтические грёзы Гоголя”: Урок–игра. — 2.
Чигиринская О. «Невский проспект» Гоголя: Мир — сновидение. — 2.
Шенкман В. В ожидании монумента Хлестакову. — 2.
Шенкман В. О том, как мы изучали «Тараса Бульбу», и не только об этом. — 2.
“Экспрессия анализа, яркость аргументации, поэзия мысли”: Гоголеведческие штудии Юрия Манна. Подготовила Е.Романичева. — 2.

ГОМЕР
Хомичева С. Многоликое мужество учителя. — 10.

И.А. ГОНЧАРОВ
Слепынина Ю. В защиту Обломова. — 19.

М.ГОРЬКИЙ
Гачев Г. Что есть истина?: прение о правде и лжи в «На дне» М. Горького. — 24.
Торопчина Л. “Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться…”: Ещё раз о героях Максима Горького. — 14.

А.С. ГРИБОЕДОВ
Халфин Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса. — 5.

В.С. ГРОССМАН
Гроссман В. «Всё течёт». Отрывки из повести. — 5.

Н.С. ГУМИЛЁВ
Поломошнова Т. Прекрасный и загадочный поэт: Материалы к изучению творчества Н.Гумилёва в 7–м классе. — 12.
Поэтическая Африка Николая Гумилёва. — 12.
Шутан М. Вопросы и задания по творчеству Гумилёва. — 12.

ДАНТЕ
Беляева Н. Читаем «Божественную комедию». — 13.
Кособок М. Вечный круг Данте. — 13.

Г.Р. ДЕРЖАВИН
Безносов Э. Ритм как преодоление хаоса. — 8.
Дмитренко С. Поющие у трона. — 13.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Адыбаева Г. “Детская” тема в романе Достоевского «Братья Карамазовы». — 12.
Добрынина И. Как мы читаем Достоевского. — 12.
Дом–музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. ( Подготовлено по материалам Интернета). — 12.
Доркина Е. Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления. — 12.
Евлампиева И. Диалог с Достоевским. — 12.
Евлампиева И. Роман «Братья Карамазовы» как педагогическая поэма. — 12.
Жожикашвили С. Религия у Достоевского. — 20.
Интернет Достоевского. — 12.
Касаткина Т. “Отцы и учители…”. — 12.
Карен Степанян: “Реальность в романах Достоевского — это видение Бога через Его создание: человека”. Беседу вёл болгарский славист Эмил Димитров. — 12.
Халфин Ю. Неэвклидово пространство Достоевского. — 12.
Халфин Ю. Чехов и Достоевский. — 6.

Е.А. ЕВТУШЕНКО
Дмитренко С. Поющие у трона. — 13.

Б.П. ЕКИМОВ
Екимов Б. Разветвлённое древо: Речь при получении Литературной премии Александра Солженицына. — 17.

В.А. ЖУКОВСКИЙ
Дмитренко С. Небесная душа — 3.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Василенко Е. «Журавли» Николая Заболоцкого и Николая Рубцова. — 14.
Сибиркина Н. О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли». — 14.

М.М. ЗОЩЕНКО
Дмитренко С. Последняя неприятность. — 14.
Россохина Т. Властелины читательских сердец: Литературное представление по произведениям Тэффи, Саши Чёрного, Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко. — 15.

Ю.Ч. КИМ
Учамбрина И. Юлий Ким как проект. — 15.

Р.КИПЛИНГ
Клех И. Маленький “железный Редъярд”. — 12.

Ю.М. КУБЛАНОВСКИЙ
”Учитель литературы должен закалять душу человеческую”. Беседу вёл А.Савельев. — 6.

А.И. КУПРИН
Александров В. Благословение смерти. — 3.

Б.А. ЛАВРЕНЁВ
Лейдерман Н. Революция как столкновение культур. «Сорок первый» Бориса Лавренёва: опыт самокритики канона. — 1.

Ж.-М. Г. ЛЕ КЛЕЗИО
Ле Клезио Ж.–М. Г. «Небесные жители». Фрагмент из романа. — 23.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Злочевская А. Загадки и парадоксы лирического “я” в поэзии М.Ю. Лермонтова. — 9.
Зубков В. В русле поэтической трагедии: Лермонтов — Анна Ахматова. — 5.
Шуралёв А. “Я хочу выйти на свободу”: Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и сказка В.М. Гаршина «Attalea princeps». — 9.

М.В. ЛОМОНОСОВ
Безносов Э. Ритм как преодоление хаоса. — 8.

В.В. МАЯКОВСКИЙ
Горина М. Два мастера: Михаил Булгаков и Владимир Маяковский. — 5.
Дмитренко С. Поющие у трона. — 13.
Клех И. Возвращение Маяковского. — 13.
Мирова Н. Смерть поэта. — 13.
Мирова Н. Что такое лирический герой? — 16.
Чернышёва И. Такой разный Маяковский. — 13.
Шалков Д. Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!» в религиозном контексте. — 20.

Д.С. МЕРЕЖКОВСКИЙ
Корчагина Л. Апокалипсис революции: Урок–семинар. — 16.
Теплякова Д. Два «Зимних вечера». — 3.

Ги де МОПАССАН
Персанова Л. Новелла Ги де Мопассана «Менуэт». — 21.

Ж.-К. МУРЛЕВА
Волкова О. Битва не закончится никогда. — 6.
Мурлева Ж.–К. «Зимняя битва». Отрывок. — 6.

В.В. НАБОКОВ
Брыкова Е. Набоков на уроках литературы. — 4.

Н.А. НЕКРАСОВ
Доркина Е. Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления. — 12.

Олеся НИКОЛАЕВА
“Поэзия — одна из форм духовной активности человека”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 11.

Ю.И. ОЛЕША
Гамбарова Л. Профессия — репортёр. — 8.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Вишнякова Н. Книга об Островском. — 6.
Кособок М. Музей–заповедник А.Н. Островского «Щелыково». — 6.
Лившиц А. Волшебная сказка с несчастливым концом: Заметки о драме «Гроза». — 6.

Л.ПАНТЕЛЕЕВ
Дмитренко С. Алексей Иванович. — 16.

Б.Л. ПАСТЕРНАК
Беляева Н. Читая Пастернака. — 6.

В.Г. ПОПОВ
“Учитесь распоряжаться своими впечатлениями…”. Беседу вёл С. Дмитренко. — 21.
Попов В. Случай на молочном заводе; Сочинение: Рассказы. — 21.

А.И. ПРИСТАВКИН
Шапиро Н. “Обязательно в школу приду…” — 24.

А.С. ПУШКИН
Бабанова А., Маевская О. «Евгений Онегин»: от романа к опере и обратно. — 11.
Визбор Т. Маленькие трагедии, или Скуби–Ду в творчестве Пушкина. — 11.
Вишнякова Н. История вопроса, или Мы переводим «Памятник». — 11.
Гениева Е. Круг чтения Пушкина, или Жизнь в литературе. — 17.
Жителева Ж., Жителев В. Слово в стихе: По стихотворению «Зимнее утро». — 11.
Казакова О. “А счастье было так возможно…”: Размышления об уроке по роману «Евгений Онегин». — 10.
Лазаревич К. Положить «Онегина» на карту. — 11.
Орлицкий Ю. Пушкин в плюсе. — 11.
Панов А. Уроки Гринёва–отца. — 5.
Порохний О. Две «Русалки». — 11.
Смирнова О. Пушкин и русская история. — 11.
Теплякова Д. Два «Зимних вечера». — 3.
Халфин Ю. Мысль в небесной чистоте. — 11, 13.
Храмцова Р. Как я начинаю изучать «Капитанскую дочку». — 9.
Шенкман В. Обложка цвета солнца. — 11.
Шпилькин А. Автор и герой: один день из жизни. — 11.
Шуралёв А. “Окно в Европу”: Из размышлений над «Медным всадником». — 11.

Ф.РАБЛЕ
Ванюшева Н., Ярославцева М. Роман Рабле «Гарагантюа и Пантагрюэль» на уроках литературы и истории. — 10.

В.Г. РАСПУТИН
Ахмадуллина Р. Читаем рассказ. Валентин Распутин. «Уроки французского». — 21.
Трофимова С. Тема отчего дома в произведениях Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева. — 14.

Д.И. РУБИНА
Валикова Д. На солнечной стороне жизни. — 5.

Н.М. РУБЦОВ
Василенко Е. «Журавли» Николая Заболоцкого и Николая Рубцова. — 14.

М.Е. САЛТЫКОВ–ЩЕДРИН
Журавлёва О. Начнём с чтения. — 23.

Д.С. САМОЙЛОВ
Стихотворения. — 1.

Г.В. САПГИР
Орлицкий Ю. С авангардом — в детство! — 21.

С.В. САХАРНОВ
Сахарнов С. “Я всегда хотел быть детским писателем”. — 4.
Сахарнов С. Шляпа императора: Сатирическая история человечества. — 4.
Дмитренко С. Сожалею... — 6.

М.СЕРВАНТЕС
Ванюшева Н. Увлечённые «Дон Кихотом». — 19.

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН
Александр Солженицын на страницах «Литературы». — 22.
Беляева Н. Уроки Солженицына: Читаем «Матрёнин двор». — 9.
Дмитренко С. Академик Александр Солженицын. — 22.
Дмитренко С. Исаич. Внеюбилейное. — 22.
Иоанн, архиепископ (Шаховской Д.А.) Русский реализм: Заметки по прочтении «Архипелага ГУЛАГ» А.Солженицына. — 22.
Круглый стол «Солженицын и двадцатый век». — Краткий конспект вступительного слова Л.И. Сараскиной). — 22.
Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях. — 22.
Савельев А. Книга о свидетеле и страдателе. — 22.
Людмила Сараскина: “Он создавал мир литературы вокруг себя”. Беседу вёл С. Волков. — 22.
Современники об Александре Солженицыне. Живой. — 22.
Солженицын в Интернете. — 22.
Темпест Р. Американский Солженицын. — 22.

О.М. СОМОВ
Порохний О. Две «Русалки». — 11.

А. и Б. СТРУГАЦКИЕ
Вишнякова Н. Общая территория чтения, или Восемь разных почему. — 8.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Шутан М. «Василий Тёркин» Александра Твардовского: Материалы к уроку. — 9.

Марк ТВЕН
Дубикова С. Литературная игра по книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера». — 5.

Л.Н. ТОЛСТОЙ
Ванюшева Н. В преддверии «Войны и мира». — 4.
Дмитренко С. Почему не рассорились Иван Сергеевич и Лев Николаевич. — 17.
Кленицкая И. Так о чём же этот роман?: Разговор о смысле романа «Война и мир». — 17.
Кожина Н., Лушина Н. Творчество Л.Н. Толстого в школьных программах. — 17.
Лазаревич К. Макияж для Наташи Ростовой: «Война и мир» на экране. — 4.
Свирина Н. Музыкальные штрихи к портрету Толстого. — 17.
Смирнов А. Два Бородина. — 17.
Смирнова О. Система образов романа Л.Н. Толстого «Война и мир». — 4.
Соболев Л. Пётр Щебальский об исторических воззрениях Льва Толстого. — 17.
Фейн Г. “Лев Толстой — писатель безукоризненного вкуса”. — 17.
Шишкина Н. Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство». — 17.
Щебальский П. Нигилизм в истории. — 17.

И.С. ТУРГЕНЕВ
Александров В. Феномен маминой кастрюли, или Ещё раз о тургеневском романе. — 19.
Дмитренко С. Почему не рассорились Иван Сергеевич и Лев Николаевич. — 17.

ТЭФФИ
Россохина Т. Властелины читательских сердец: Литературное представление по произведениям Тэффи, Саши Чёрного, Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко. — 15.

Ф.И. ТЮТЧЕВ
Белокурова С. Материалы к урокам по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. — 1.

Л.Е. УЛИЦКАЯ
Денисов Д. Оправдание Даниэля Штайна. — 5.

А.А. ФЕТ
Белокурова С. Материалы к урокам по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. — 1.
Ранчин А. “Обыкновенное чудо” Афанасия Фета. — 14.

П.А. ФЛОРЕНСКИЙ
Дмитренко С. Ритмы истины. — 20.

Д.И. ХАРМС
Воложанина О. Портрет Даниила Хармса: Литературный вечер. — 15.
Маркасов М. “Удачная” эксцентрика русской драматургии: «Балаганчик» Блока и «Неудачный спектакль» Хармса. — 4.

В.Ф. ХОДАСЕВИЧ
Юганова Ф. Парки бабье лепетанье… — 8.

М.И. ЦВЕТАЕВА
Борщевская М. «Прохожий, остановись!»: Материалы к изучению творчества Марины Цветаевой. — 6.
Шенкман В. Освобождаясь от пыли лжи. — 6.

А.П. ЧЕХОВ
Белкина В. Рассказ Чехова «Пари» как повод к разговору о главном. — 4.
Волков С. От «Чайки» к «Чайке». — 23.
Журавлёва О. Рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». — 16.
Скибина О. “И моя безумная любовь к Вам, святой, непостижимый, дивный!”: Лидия Яворская и Антон Чехов. — 6.
Халфин Ю. Чехов и Достоевский. — 6.
Шолпо И. Музыкальные, живописные и архитектурные образы на уроках по пьесе А.П. Чехова «Три сестры». — 9.

САША ЧЁРНЫЙ
Россохина Т. Властелины читательских сердец: Литературное представление по произведениям Тэффи, Саши Чёрного, Аркадия аверченко, Михаила Зощенко. — 15.

М.А. ШОЛОХОВ
Шутан М. Что такое трагический герой? — 16.

СОДЕРЖАНИЕ ГАЗЕТЫ ПО РУБРИКАМ

В начале номера

В Рождество все немного волхвы... — 1.
Быть классиком... — 2.
“Учитель” — говорим, а слышится — “Поэт”... — 3.
Попадание в десятку. — 4.
Глаза зелёные весны. — 5.
[Об изучении поэзии в школе.] — 6.
Эта тема пришла, остальные оттёрла... — 7.
Старые слова о самом важном. — 8.
Quousgue tandem abutere? — 9.
Кроме литературы, чем и дышать... — 10.
Дорогою свободной иди. — 11.
А закончим строку многоточьем... — 12.
Только поэты. — 13.
О скрытой теплоте патриотизма. — 14.
Литература после звонка. — 15.
Кем быть? — 16.
В зеркале Толстого. — 17.
Читаем книгу. — 18.
Мраморная слизь, Камень и заветная лира. — 19.
Что есть истина? — 20.
Православие и русская литература. — 20.
Поговорим о поэзии. — 21.
Солженицын и мы. — 22.
Как отзывается слово. — 23.
Жан-Мари Густав Ле Клезио — лауреат Нобелевской премии 2008 года по литературе. — 23.
Но с благодарностию… — 24.

Готовимся к выпускному экзамену


ЕГЭ
ЕГЭ–2008: вести с полей. — 7.
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании литературы в средней школе». (Фрагменты). — 7.

Защита исследовательских работ
Терентьева Н. Может ли школьник быть литературоведом? — 7.

Мнения
Ванюшева Н. О проблемах итоговой аттестации. — 7.
Волков С. А в это время у соседей. — 7.
Смирнова О. Размышляя об экзамене. — 7.
Ткаченко А. К вопросу о выпускном экзамене. — 7.
Шапиро Н. Какой экзамен нам нужен? — 7.

Сочинение
Брыкова Е. Восприятие и истолкование незнакомого текста на экзамене. — 7.
Всероссийская проверка сочинения: ставим отметку коллективно. — 7.

Устный экзамен
Зинина Е. “Чтоб не измучилось дитя…” — 7.

Детское чтение

Аромштам М. Знакомьтесь: «Кукумбер»! — 16.
Аромштам М. «Когда отдыхают ангелы». Фрагмент из романа. — 14.
Богатырёва Н. «Кыш и Двапортфеля»: возвращение к читателю. Юз Алешковский. — 19.
Волков С. За санями? Летом? В библиотеку! — 16.
Волков С. И вновь 100 книг для детей! — 16.
Волков С. Книга — лучший подарок. — 9.
Волков С. Разговор с подростком. — 23.
Волкова О. Битва не закончится никогда. — 6.
Костюхина М. Детский МАССОЛИТ и читательские сообщества. — 8.
Костюхина М. Славянские сказки для юношества. — 3.
Костюхина М. Детская книга в формате киберпанка. — 18.
Ле Клезио Ж.-М. Г. «Небесные жители». Фрагмент из романа. — 23.
Мурлева Ж.-К. «Зимняя битва». Отрывок. — 6.
Попов В. Случай на молочном заводе; Сочинение.: Рассказы. — 21.
Сахарнов С. “Я всегда хотел быть детским писателем”. — 4.
Сахарнов С. Шляпа императора: Сатирическая история человечества. — 4.

Живая жизнь

Николаева Д. Дневник учителя литературы. — 17–21, 23, 24.

Задание со звёздочкой


1 — 6, 8 — 24.
Посмеёмся. — 7

Интервью у классной доски

 

Максим Амелин: “Незнание и непонимание поэзии порождается школой”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 19.
Павел Басинский: “Роман — это скелет в шкафу…”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 16.
Леонид Бородин: “Учителю надо находить волю для ежедневного чтения”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 8.
Ренэ Герра: “Эти писатели были изгнанниками, а не эмигрантами”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 24.
Игорь Золотусский: “В России до сих пор нет ни одного музея Гоголя”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 23.
Юрий Кублановский: ”Учитель литературы должен закалять душу человеческую”. Беседу вёл А.Савельев. — 6.
Взгляд на детскую литературу 2007 года: Об итогах книгогода рассказывает обозреватель газеты «Книжное обозрение» Ксения Молдавская. — 1.
Олеся Николаева: “Поэзия — одна из форм духовной активности человека”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 11.
Владимир Новиков: “На уроках литературы надо больше играть…”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 15.
Валерий Попов: “Учитесь распоряжаться своими впечатлениями…”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 21.
Людмила Сараскина: “Он создавал мир литературы вокруг себя”. Беседу вёл С. Волков. — 22.
Наталья Сметанникова : “Школе нужен методолог чтения”. Беседу вёл С.Волков. — 18.
Карен Степанян: “Реальность в романах Достоевского — это видение Бога через Его создание: человека”. Беседу вёл болгарский славист Эмил Димитров. — 12.
Владимир Успенский: “Превратить предмет «литература» в предмет «литературное чтение»!”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 14.
Герман Фейн: “Лев Толстой — писатель безукоризненного вкуса”. Беседу вёл С. Волков. — 17.
Сергей Чупринин: “Главная традиция русской литературы — езда в незнаемое”. Беседу вёл С.Дмитренко. — 10.

Интернет-кладовка


Время читать! — 18.
Gogol — не путать с Google. — 2.
Интернет букинистический. — 14.
Интернет Достоевского. — 12.
В контакте с литературой. — 5.
Езда в ЕГЭ. — 7.
Кто сидит за решёткой? — 11.
Литература и религия. — 21.
Литература на экране. — 6.
Не только учителям словесности, а всем–всем–всем. — 10.
Нужен ли Интернет Льву Толстому? — 4.
Падал виртуальный снег… — 23.
Память войны в виртуальном пространстве. — 9.
Пора готовиться к урокам! — 16.
Пушкин в виртуальных сетях. — 11.
Referat vs Antiplagiat. — 3.
Солженицын в Интернете. — 22.
Такой разный Маяковский. — 13.
ФЭБ — Вэб. — 1.
Читать всегда, творить везде! — 15.

История страны в рассказах очевидцев (из сочинений школьников)


Дмитренко С. С песнями сквозь жизнь. — 14.

Кабинет литературы


Давид Самойлов. — 1.
Знакомимся с рубрикой. — 1.
Золотая полка лицеиста. — 3.
Кто есть в литературе. — 6.
Лазаревич К. Положить «Онегина» на карту. — 11.
Литературный пир на весь мир. — 4.
Новиков В. Верлибр Серебряного века. — 21.
Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. — 10.
Поэтическая Африка Николая Гумилёва. — 12.
Свободный стих Серебряного века. — 21.
Три стихотворения о Великой Отечественной войне. — 8.

Компьютер на уроке литературы


Ээльмаа Ю. Открывая новую рубрику. — 17.
Ээльмаа Ю. Работа с электронным текстом: поисковые технологии. — 23.
Ээльмаа Ю. Что могут дать учителю электронные библиотеки? — 21.
Ээльмаа Ю. Электронный текст в литературном образовании. — 18.

Конкурс


1, 3, 17. 12 — Итоги конкурса; 14 —
X ежегодный всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — XX век».

Курсы повышения квалификации. Педагогический университет«Первое сентября»


Лектор Н.В. Беляева. Дифференциация обучения на уроках литературы:
Лекция 1. Введение. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе? — 17.
Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся? — 18.
Контрольная работа № 1. — 18.
Лекция 3. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? (Начало.). — 19.
Лекция 4. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? (Окончание). — 20.
Лекция 5. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? (Начало.). — 21.
Лекция 6. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? (Окончание.). — 22.
Контрольная работа № 2. — 22.
Лекция 7. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? (Начало.) — 23.
Лекция 8. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? (Окончание.). — 24.
Итоговая работа. — 24.

Листки календаря


1 — Трагические тенора эпох.
2 — Сладость контрафакта.
3 — Небесная душа.
4 — Високосное.
5 — Всё течёт — всё изменяется?
6 — Судьбы взрослых ткут подростки: Валентин Берестов.
8 — Швейк здесь и сейчас.
9 — Мидас метафор.
10 — Каким словом жив человек.
11 — Русская литература в 1828 году.
12 — Дом–музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе.
13 — Поющие у трона.
14 — Последняя неприятность.
15 — Авалиани тихий куст.
16 — Алексей Иванович.
17 — Почему не рассорились Иван Сергеевич и Лев Николаевич.
18 — Уроки Ираклия Андроникова.
19 — Если вслушаться в ремарки.
20 — Ритмы истины.
21 — С авангардом — в детство!
22 — Исаич: Внеюбилейное.
23 — От «Чайки» к «Чайке».
24 — Когда погребают эпоху…

Литературная карта


Дом–музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. ( Подготовлено по материалам Интернета). — 12.
Кособок М. Вечный круг Данте. — 13.
Кособок М. Музей–заповедник А.Н. Ост­ровского «Щелыково». — 6.
Над литературной картой Урала. — 3.
Шенкман В. В ожидании монумента Хлестакову. — 2.
Шенкман В. Кто и зачем ставит памятники Швейку? — 8.
Шенкман В. Человеки-невидимки. — 23.

Методика


Берштейн А. Хаос и смысл. — 22.
Бикмаева И., Киселёва Н., Чуносова Л. Как школа может развивать интерес к чтению. — 18.
Брандесов Р. Эмоциональный резонанс и урок литературы. — 8.
Брыкова Е. Стихи и песни о Великой Отечественной и современный школьник: Из опыта работы на спецкурсе. — 9.
Галицких Е. “Школа жизни”, или Публичные уроки русской речи. — 6.
Ивашина М. Чтение в XXI веке. — 18.
Коган И. Устный экзамен как итог литературного образования. — 9.
Круглый стол «Солженицын и двадцатый век». — Краткий конспект вступительного слова Л.И. Сараскиной. — 22.
Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях. — 22.
Павлов А. “Хронотоп читательского многоголосья”: Заметки о конференции «Сцена жизни в русской драме XX века». — 15.
Пащук Н. От анализа текста — к сочинению. — 3 — 5.
Синхронизированный курс: «История — Литература — Мировая художественная культура». (5–11-й классы). — 10.
Такой оценки ещё не было. — 10.
Темпест Р. Американский Солженицын. — 22.
Терентьева Н. Духовный резонанс: Памяти Рида Фёдоровича Брандесова. — 8.
Усманова Р. Внеклассная работа по литературе: десять направлений. — 15.
Халфин Ю. Мои юные наставники. — 1, 3.

События и встречи


А за телевизор Шиллер платить будет? — 23.
Болотов В. “Спасибо словесникам за активную жизненную позицию!”. — 1.
Борщевская М. Традиции — быть! — 23.
Борис Екимов — лауреат Премии Александра Солженицына. — 8.
Бунинская премия 2008 года. — 11.
Волков С. Еду в Луки точка ru. — 24.
Волков С. Москва — Калуга — Брянск — Москва. — 24.
Волков С. Не прихоть полубога. — 10.
Волков С. Переливание сил: новосибирский вариант. — 4.
Волков С. Сибирский принимает гостей. — 1.
Волков С. Там, где и физики, и лирики в почёте… — 3.
Вспоминая Владимира Маранцмана. — 1.
Галицких Е. Встречи через всю жизнь. — 1.
Дела давно минувших дней в лентах новостей. — 16.
Дмитренко С. «Большая книга»: сенсаций не будет. — 14.
Дмитренко С. Заветная мечта: прочитать Большую книгу. — 1.
Дмитренко С. XXI Московская международная книжная: выставка или ярмарка? — 19.
Дмитренко С. От форума к форуму. — 3.
Дмитренко С. От «Ясной Поляны» к «Русскому Букеру». — 21.
Евлампиева И. Диалог с Достоевским. — 12.
Есть что почитать. — 13.
Из века в век: Вятской гуманитарной гимназии — сто лет. — 23.
Интеллектуальная свобода: взгляд из Питера. — 9.
Каждый четвёртый — двоечник. — 15.
“Как слово наше отзовётся”: научные исследования В.В. Мусатова и школьная практика. — 1.
Калина И. “Интерес к литературе не должен зависеть от обязательного экзамена”. — 1.
Конференция «Крым — 2008». — 15.
Кособок М. Законопроект о добровольности ЕГЭ: какой человек нужен России? — 8.
Кособок М. Книга собирает друзей. — 8.
К юбилею завода: Александр Николюкин. — 10.
Литературная премия «Дебют»–2008: конкурс объявлен. — 16.
Литературный дневник: из декабря с видами на год 2008-й. — 3.
На премиальной лужайке «Ясной Поляны». — 18.
Наше всё и Всё наше. — 11.
Новый стандарт образования: каковы перспективы? — 1.
Открытое письмо участников Всероссийского форума учителей русского языка и литературы. — 3.
Пошла вторая тысяча… — 13.
Поэт Глеб Горбовский — лауреат Новой Пушкинской премии. — 10.
Преодолевая расстояния. — 8.
«Русский Букер»: выберем русский роман! — 17.
Скулачёв А. Всероссийская олимпиада по литературе–2008. — 11.
Тимур Кибиров — лауреат премии «Поэт». — 10.
Целикова Е. “Открытая методика” в открытом мире. — 1.
Шапиро Н. “Обязательно в школу приду…” — 24.
Памяти Зои Александровны Блюминой
Волков С. Наша великая Зоя: in memoriam. — 6.

Трибуна


Барабанова М. Педагогические чтения памяти З.Н. Кулаковой. — 21.
Визбор Т. Маленькие трагедии, или Скуби-Ду в творчестве Пушкина. — 11.
Волков С. Сверлите книгу — источник знаний! — 18.
Волков С. Простим ему неправое гоненье?.. — 3.
Гуйс И. Учителя лукавят? Да они образец простодушия… — 3.
Дмитренко С. Идеологемы, которые нам выбирают. — 3.
Лазаревич К. Макияж для Наташи Ростовой. — 4.
Леонтьева С. Почему в школе надо читать Франкенштейна? — 23.
Маранцман Е. Кому он нужен, этот Пушкин? — 9.
Рыжкова Т. Не боимся Интернета! — 18.
Сартан М. Похвальное слово наладоннику. — 18.
Слепынина Ю. В защиту Обломова. — 19.
Чумаков В. И это всё о Ё. — 16.
Шрайберг Я. Конец эпохи Гутенберга? — 18.

Читальный зал

Книжная полка
1–4; 10–12, 14–16, 19, 21, 23, 24.

На полях книги
Валикова Д. На солнечной стороне жизни. — 5.
Денисов Д. Оправдание Даниэля Штайна. — 5.
Дмитренко С. Биография писателя как вызов литературе. — 5.
Невзглядова Е. Молитва благодарения. — 20.
Савельев А. Книга о свидетеле и страдателе. — 22.
Шенкман В. Обложка цвета солнца. — 11.
Шенкман В. Освобождаясь от пыли лжи. — 6.

Стенд

1, 3, 4, 8, 10, 11, 16, 19, 21, 23, 24.
22 — Живой. Современники об Александре Солженицыне.

Школа филологии

Бегство от детства: Мирон Петровский. «Книги нашего детства». Фрагмент. Подготовил С.Волков. — 13.
Гачев Г. Что есть истина?: прение о правде и лжи в «На дне» М. Горького. — 24.
Дмитренко С. Академик Александр Солженицын. — 22.
“Экспрессия анализа, яркость аргументации, поэзия мысли”: Гоголеведческие штудии Юрия Манна. Подготовила Е.Романичева. — 2.

Штудии


Адыбаева Г. “Детская” тема в романе Достоевского «Братья Карамазовы». — 12.
Анненкова Е. Чем может быть интересна современному читателю книга Гоголя? — 2.
Василенко Е. «Журавли» Николая Заболоцкого и Николая Рубцова. — 14.
Гениева Е. Круг чтения Пушкина, или Жизнь в литературе. — 17.
Доркина Е. Достоевский и Некрасов: материалы для сопоставления. — 12.
Евлампиева И. Роман «Братья Карамазовы» как педагогическая поэма. — 12.
Екимов Б. Разветвлённое древо: Речь при получении Литературной премии Александра Солженицына. — 17.
Есаулов И. Обвинительная филология. — 20.
Журавлёва О. «Плаха»: мифологизм романа — 24.
Злочевская А. Загадки и парадоксы лирического “я” в поэзии М.Ю. Лермонтова. — 9.
Иоанн, архиепископ (Шаховской Д.А.) Русский реализм: Заметки по прочтении «Архипелага ГУЛАГ» А.Солженицына. — 22.
Касаткина Т. “Отцы и учители…”. — 12.
Кирнарская Д.К. Стресс как спутник творчества. Глава из книги «Музыкальные способности». Подготовила О.Волкова. — 19.
Клех И. Возвращение Маяковского. — 13.
Клех И. Маленький “железный Редъярд”. — 12.
Лейдерман Н. Революция как столкновение культур. «Сорок первый» Бориса Лавренёва: опыт самокритики канона. — 1.
Лукин Ю. Русский человек в его развитии — Павел Иванович Чичиков. — 2.
Иосиф Мандельштам: “О характере гоголевского стиля”. Подготовил С.Дмитренко. — 2.
Манн Ю. Паломничество. — 2.
Мирова Н. Смерть поэта. — 13.
Мирова Н. Что такое лирический герой? — 16.
На сайте «Литературы». — 2.
Невзглядова Е. Венецианские мотивы в русской поэзии XX века. — 13.
Невзглядова Е. Лекция о Бродском. — 4, 5.
Нечаенко Д. Мифопоэтика сновидений Пискарёва в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». — 2.
Николаева П. О силе и бессилии речевых стереотипов в комедии Н.В. Гоголя «Женитьба». — 2.
Пылаев М. О возможностях использования музыки на уроках литературы. — 23.
Ранчин А. “Обыкновенное чудо” Афанасия Фета. — 14.
Скибина О. “И моя безумная любовь к Вам, святой, непостижимый, дивный!”: Лидия Яворская и Антон Чехов. — 6.
Смирнов А. Два Бородина. — 17.
Соболев Л. Пётр Щебальский об исторических воззрениях Льва Толстого. — 17.
Фомина Л. Венецианские мотивы в русской поэзии XIX века. — 13.
Халфин Ю. Лирическое “я” — сущность или мнимость? — 23.
Халфин Ю. Мысль в небесной чистоте. — 11, 13.
Халфин Ю. Неэвклидово пространство Достоевского. — 12.
Халфин Ю. Поэзия и мораль. — 16.
Халфин Ю. Родная земля: Размышление над стихотворением Анны Ахматовой. — 14.
Чигиринская О. «Невский проспект» Гоголя: Мир — сновидение. — 2.
Шпилькин А. Автор и герой: один день из жизни. — 11.
Шутан М. Что такое трагический герой?: Фрагмент из хрестоматии для учеников 11–го класса. — 16.
Щебальский П. Нигилизм в истории. — 17.
Юганова Ф. Парки бабье лепетанье… — 8.

Я иду на урок


Александров В. Благословение смерти: Человек и любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». — 3.
Александров В. Феномен маминой кастрюли, или Ещё раз о тургеневском романе. — 19.
Алексанкина Н. Понять и простить: Читаем рассказ И.А. Бунина «Цифры». — 14.
Ахмадуллина Р. Читаем рассказ: Валентин Распутин. «Уроки французского». — 21.
Бабанова А., Маевская О. «Евгений Онегин»: от романа к опере и обратно. — 11.
Баранова О. Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». — 16.
Безносов Э. Ритм как преодоление хаоса: Об одах Ломоносова и Державина. — 8.
Белкина В. Индивидуальная система ценностей ученика и урок литературы. — 21.
Белкина В. Рассказ Чехова «Пари» как повод к разговору о главном. — 4.
Белокурова С. Материалы к урокам по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. — 1.
Беляева Н. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. — 15.
Беляева Н. Уроки Солженицына: Читаем «Матрёнин двор». — 9.
Беляева Н. Читаем «Божественную комедию». — 13.
Беляева Н. Читая Пастернака. — 6.
Богданова Л. Школьные размышления над страницами «Шинели». — 10.
Богомолова М. “Замыкая круг…”. — 23.
Богомолова М. Первые слова о лирике. — 9.
Борщевская М. «Прохожий, остановись!»: Материалы к изучению творчества Марины Цветаевой. — 6.
Брыкова Е. Набоков на уроках литературы. — 4.
Ванюшева Н. В преддверии «Войны и мира». — 4.
Ванюшева Н. Присмотримся к книге. — 21.
Ванюшева Н. Увлечённые «Дон Кихотом». — 19.
Ванюшева Н. Учимся читать по–новому. — 16.
Ванюшева Н., Казакова О., Ярославцева М. Межпредметный семинар «Исторические и литературные утопии и антиутопии». — 10.
Ванюшева Н., Ярославцева М. На пороге нового времени. — 10.
Ванюшева Н., Ярославцева М. Роман Рабле «Гарагантюа и Пантагрюэль» на уроках литературы и истории. — 10.
Василенко Е. Двое из стана: Андрий Бульба и Кирибеевич как заложники запретной любви. — 2.
Вишнякова Н. История вопроса, или Мы переводим «Памятник». — 11.
Вишнякова Н. Книга об Островском. — 6.
Вишнякова Н. Общая территория чтения, или Восемь разных почему. — 8.
Вишнякова Н. Понятие “маленького человека” у Гоголя. — 2.
Вишнякова Н. Романс в русской литературе XIX века. — 15.
Волков С. Что есть свобода?: Опыт открытого урока. — 3.
Волкова А. На пути к диалогу. — 23.
Воложанина О. Портрет Даниила Хармса: Литературный вечер. — 15.
Гамбарова Л. Профессия — репортёр. — 8.
Голованов Г. Все дороги ведут в Петербург. — 10.
Горина М. Два мастера: Михаил Булгаков и Владимир Маяковский. — 5.
Давыдова Е. Человек и время в рассказе Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». — 19.
Добрынина И. Как мы читаем Достоевского. — 12.
Дубикова С. Литературная игра по книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера». — 5.
Ерёмина Т. Как понять текст?: Мастерская построения знаний. — 8.
Жителева Ж., Жителев В. Слово в стихе: По стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро». — 11.
Жожикашвили С. Религия у Достоевского. — 20.
Журавлёва О. Начнём с чтения. — 23.
Журавлёва О. Рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда». — 16.
Золоторёва Л. “Было дело в Грибоедове…”: О сатире Михаила Булгакова. — 1.
Зубков В. В русле поэтической трагедии: Лермонтов — Анна Ахматова. — 5.
Казакова О. “А счастье было так возможно…”: Размышления об уроке по роману «Евгений Онегин». — 10.
Кленицкая И. Так о чём же этот роман?: Разговор о смысле романа «Война и мир». — 17.
Кожина Н., Лушина Н. Творчество Л.Н. Толстого в школьных программах. — 17.
Корчагина Л. Апокалипсис революции: Урок–семинар. — 16.
Котынова Е. “Коварная судьба заплутавшего на войне человека”: Тема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников». — 8.
Куранда Е. Религиозные мотивы в поэзии Серебряного века: Материалы к обзорной лекции. — 20.
Лившиц А. Волшебная сказка с несчастливым концом: Заметки о драме А.Н. Островского «Гроза». — 6.
Маканина С. Ленинград — Венеция — Петербург: тема города в лирике Иосифа Бродского. — 13.
Маркасов М. “Удачная” эксцентрика русской драматургии: «Балаганчик» Блока и «Неудачный спектакль» Хармса. — 4.
Москвина Л. Литературная дуэль. — 18.
Музиянова Л. “Каждый должен быть услышанным”: Гоголь и Акутагава Рюноскэ. — 2.
Панов А. Уроки Гринёва-отца. — 5.
Пащук Н. “Вперёд, к свету, к свободе, к небу!” — 3.
Персанова Л. Новелла Ги де Мопассана «Менуэт». — 21.
Поломошнова Т. Прекрасный и загадочный поэт: Материалы к изучению творчества Н.Гумилёва в 7-м классе. — 12.
Порохний О. Две «Русалки». — 11.
Придумываем урок коллективно. — 1.
Россохина Т. Властелины читательских сердец: Литературное представление по произведениям Тэффи, Саши Чёрного, Аркадия Аверченко, Михаила Зощенко. — 15.
Рыжкова Т. Учебник по литературе: Что? Как? Зачем? — 1.
Свирина Н. Музыкальные штрихи к портрету Толстого. — 17.
Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: Образы и образа. — 20.
Сибиркина Н. О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли». — 14.
Сибиркина Н. Урок по песням Владимира Высоцкого. — 15.
Сивцева Г. Из наблюдений над гоголевскими сравнениями. — 6.
Смирнова О. Пушкин и русская история. — 11.
Смирнова О. Система образов романа Л.Н. Толстого «Война и мир». — 4.
Снытко Г. Английский юмор в сказке Элизабет Боуэн «Неромантическая принцесса». — 5.
Тандит И. Гоголевские парадоксы. — 14.
Теплякова Д. Два «Зимних вечера». — 3.
Торопчина Л. “Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться…”: Ещё раз о героях Максима Горького. — 14.
Торопчина Л. Фольклорные персонажи в творчестве Гоголя. — 2.
Трофимова С. Тема отчего дома в произведениях Ф.А. Абрамова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева. — 14.
Учамбрина И. Юлий Ким как проект. — 15.
Федулова Н. Играем со словом — постигаем слово. — 15.
Халфин Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса. — 5.
Халфин Ю. Чехов и Достоевский. — 6.
Харитонова О. “Всей щедрой земли рядовой”: Песенное творчество Александра Галича. — 23.
Харитонова О. “Поэтические грёзы Гоголя”: Урок–игра. — 2.
Хомичева С. Многоликое мужество учителя. — 10.
Храмцова Р. Как я начинаю изучать «Капитанскую дочку». — 9.
Царегородцева Н. Литературные термины и понятия на уроке. — 6.
Шалков Д. Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!» в религиозном контексте. — 20.
Шенкман В. Заметки по поводу: до и после уроков по поэзии XX века. — 1.
Шенкман В. О том, как мы изучали «Тараса Бульбу», и не только об этом. — 2.
Шишкина Н. Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство». — 17.
Шолпо И. Музыкальные, живописные и архитектурные образы на уроках по пьесе А.П. Чехова «Три сестры». — 9.
Шуралёв А. “Окно в Европу”: Из размышлений над «Медным всадником». — 11.
Шуралёв А. “Я хочу выйти на свободу”: Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» и сказка В.М. Гаршина «Attalea princeps». — 9.
Шутан М. «Василий Тёркин» Александра Твардовского: Материалы к уроку. — 9.
Шутан М. Вопросы и задания по творчеству Гумилёва. — 12.

Специальные и тематические выпуски


2 — Гоголь в современной школе.
7 — Выпускной экзамен.
11 — Пушкин.
15 — Внеклассная работа по литературе.
17 — Лев Толстой в современной школе.
18 — Книга и чтение в современном мире.
20 — Литература и религия в современной школе.
22 — Александр Солженицын в современной школе.