Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2008

События и встречи

Еду в Луки точка ru

Великолукские словесники

В этом году наша газета принимала активное участие в различных встречах и конференциях, которые организовывались в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Конгресс Российской биб­лиотечной ассоциации в Ульяновске (май), Международная библиотечная конференция «Крым-2008» в Судаке (июнь), библиотечный семинар в Брянске (июль), Вторая Всероссийская конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Президент-Отель, ноябрь) — вот лишь некоторые из этих встреч. Кроме того, нами был выпущен в свет специальный номер газеты «Книга и чтение в современном мире» (2008. № 18), а к конференции в Президент-Отеле «Литература» даже подготовила специальный сборник лучших материалов, который был роздан всем участникам (мы расскажем об этом сборнике особо). Библиотечно-книгоиздательское сообщество весьма заинтересовано в контактах с сообществом педагогическим, особенно со словесниками, потому что именно от них зависит продвижение чтения в школе.

Поэтому совершенно закономерно выглядит приглашение нашей редакции провести специальный семинар для библиотекарей и учителей-словесников в городе Великие Луки. Это довольно необычный опыт, поскольку, как правило, учителя и библиотекари (даже школьные) работают изолированно. Сказывается, в частности, и принадлежность к разным ведомствам: школы курирует Мин­обрнауки, а муниципальные библиотеки — Минкульт. Школьная же библиотека зачастую вообще оказывается сбоку припёкой и для системы образования, и для муниципальной библиотечной сети.

В Великих Луках всё по-другому. Здесь привыкли действовать объединённой командой — и иначе жить уже не могут. Именно в объединении усилий видит свою задачу начальник городского Управления образования Александр Анатольевич Шулаев — главный генератор идей в великолукском образовании. По его инициативе и при непосредственном постоянном учас­тии группой специалистов, среди которых хочется назвать в первую очередь заместителя руководителя Информационно-методического центра Татьяну Олеговну Лозницкую и руководителя городского Ресурсного центра Валерия Викторовича Васильева, создан и оперативно поддерживается образовательный портал с ёмким и образным названием — www.eduvluki.ru/. Название это, с одной стороны, традиционно: edu от education (образование), а дальше сокращённое название города Великие Луки. Но какая замечательная игра слов получается! Короткое, энергичное приглашение — отправиться в образовательную столицу Псковской области, пусть даже и через Интернет. Итак, едем в Луки!

А там есть что посмотреть — проверьте сами. Портал городского Управления образования составит достойную конкуренцию многим областным и даже федеральным образовательным порталам. По разнообразию. По насыщенности. По мобильности, наконец: он обновляется практически ежедневно (тогда как, например, сайты Министерства или Рособрнадзора могут иметь в рубрике «Новости» информацию двухмесячной давности). В этом обновлении участвуют все образовательные учреждения города, представленные на портале своими специальными сайтами (даже детские сады имеют в Великих Луках собственные Интернет-странички!). Все события, встречи, конкурсы, семинары и конференции отражаются на портале мгновенно. Это позволило руководству создать реально действующую информационную сеть, сэкономить время и силы педагогов (например, весь документооборот в образовании переведён в электронную форму и осуществляется через портал), а самое главное, создать ощущение постоянно бурлящей жизни в образовании — сфере, не радующей нас избытком энергии.

Эта виртуальная энергетика распространяется в жизнь реальную. Не во всяком крупном областном городе на двухдневный семинар собиралось столько народу, сколько в Великих Луках: на каждом занятии присутствовало более ста человек. Давно я не видел так много молодых, энергичных учителей и библиотекарей, такую работоспособную аудиторию, готовую спрашивать, записывать, уточнять, спорить — и не отпускать ведущего даже на перерыв. Давно я не был в регионе, где передо мной ни разу (!) не был поставлен вопрос о низкой зарплате. Не потому что зарплаты здесь особо высоки (серьёзная работа по переходу на новую систему оплаты труда и сглаживанию разных экономичес­ких и психологических шероховатостей, которая ведётся в Великих Луках, — тема отдельного разговора), а потому что учителям есть о чём говорить помимо зарплаты. Я не знаю, почему так происходит, что в одних регионах чувствуешь спиной разлитую кругом депрессию и усталость, а в других (увы, гораздо реже!) ты сам получаешь мощнейший творческий заряд. Так произошло в Великих Луках.

“Отчего у вас так?” — спрашивал я всех подряд, от начальников до простых учителей. “Да не знаем сами. Как-то так вот живём, по другому не умеем… Как одна семья” — это учителя. “Я вот о чём думаю: надо нам взять автобус и свозить словесников на денёк в Москву, в сильные школы, посмотреть уроки. Так, это мы решим… Теперь вот что, давайте-ка в феврале сделаем здесь совместно с «Первым сентября» выездной марафон педагогических предметов. Да, и вот ещё какая мысль мне пришла…” — это начальник управления. Вот и ещё “картинка с выставки“: “Ко мне, знаете, зачем учителя в ИМО бегут? — рассказывает Татьяна Олеговна Лозницкая. — Чего, говорят, Вы давно на урок не приходили? Я там всего интересного напридумывала, а Вы всё не идёте…” Жадные до всего нового, хотящие учиться и учить, готовые даже собственный выходной день провести, обсуждая с коллегами своё профессиональное дело, — это всё я увидел на семинаре и почувствовал в великолукском воздухе. А уж когда после семинара группа учителей отправилась в книжный магазин покупать те книги, о которых только что шла речь, я сдался совсем.

на уроке словесности в лицее № 11 г. Великие Луки

Придётся ехать в Луки ещё раз. Чтобы разобраться в их тайне. Ведь проблем и здесь множество. Псковская область одна из тех, где проходит эксперимент по новой оценке качества образования. Для учителей переход на эту систему весьма травматичен. Ведь в этой системе главным показателем качества становятся достижения ученика. А замеряются они близким к ЕГЭ способом — “независимыми экспертами проводятся независимые срезовые работы”. Оценка, полученная таким образом, считается достоверной (тем более что проходят эти конт­рольные под прицелом веб-камер, чтобы всё уж совсем было честно). Но мы все прекрасно знаем, как много факторов влияет на эту оценку. Это результат деятельности не одного лишь учителя. Здесь важен и исходный уровень ученика, и его психологические особенности, и принадлежность его семьи к определённому социальному слою, и возможности школы, и особенности программы. Сами КИМы далеко не безупречны и на федеральном уровне — где гарантия, что они хорошо делаются на уровне региональном? И потом, сама идея априорного недоверия к учителю, которая просто выпирает из-за спины независимого мониторинга, так ли уж она благотворна для системы образования, которая занимается воспитанием человека?

Все эти серьёзные вопросы знакомы не понаслышке и великолукским педагогам. И тем не менее они как будто не сбивают их с какого-то главного, избранного ими курса. Небольшой, но крепко слаженный и хорошо оснащённый корабль великолукского образования под руководством своего капитана очень уверенно прокладывает маршрут среди водоворотов и мелей неспокойного и мало исследованного образовательного моря. Стоит присмотреться к этой команде.

Сергей Волков