Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2008

Я иду на урок

Литературная дуэль

Литературная дуэль

Я иду на урок: 8–10-й классы

Людмила МОСКВИНА


Людмила Электроновна МОСКВИНА — учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2», г. Балашиха, Московская область.

«Дуэль». Репродукция открытки с картины И.Е. Репина.

Литературная дуэль

“По причинам, понятным мне и неважным для читателя”, мне всегда достаются при распределении нагрузки классы “Г”, “Д”, “Е”, “Ж” — то, что осталось после “естественного отбора” в “А” и “Б” (хорошо, в параллели не хватает классов до “Щ”). Какие в связи с этим проблемы? — Чтение. Незнание текстов. Нежелание, неумение, вообще отсутствие привычки брать книгу в руки. Все в компьютере сидят, готовые рефераты на любую тему качают. А может, думаю, они не виноваты; Гуттенбергов пресс, сделавший бесценную книгу доступной массам, повернул эволюцию человечества не в ту сторону — и вот теперь мы собираем “плоды просвещения”. А уж как аукнется и откликнется изобретение Интернета — это вообще “нам не дано предугадать”.

Говорю детям:

— Может, прав был Фамусов: взять все книги бы да сжечь?

Так радикально решить вопрос учащиеся пока не отваживаются, но — робко:

— Сейчас другое время, никому не хочется сидеть “у тусклой лампы допоздна”, темп жизни другой… масса информации со всех сторон поступает…

“Нда, — думаю, — не чувствуют они запаха страниц…”

— Да и правда, ребята, наверное, в XXI веке книги мало кому нужны, сложим наиболее ценные экземпляры в музей — может, какой-нибудь чудак захочет полистать… А когда-то мы считались самой читающей нацией…

Не ожидавшие, что я так скоро соглашусь, появляются оппоненты, которым “за державу обидно”, ищут аргументы в защиту старого способа чтения.

Так у нас рождается идея провести что-то вроде диспута «Книга: за и против».

Над формой долго не мудрствовали — телевизор предлагает множество вариантов соревновательной игры. Нам подошёл КВН, но название, конечно, придумали ласкающее слух словесника: «Литературная дуэль “За честь и достоинство книги. Pro и contra”». Разделились на две команды по пять человек плюс капитаны. В течение недели «Аристократы» и «Нигилисты» готовились: сочиняли приветствие, подбирали вопросы для разминки, инсценировали отрывки пьес Островского, писали «Путевые заметки» и заключительное «Слово о книге» — в соответствии с позицией своей команды.

В назначенный день пригласили гостей (из “А” и “Б” классов, учителей и просто сочувствующих). Выбрали жюри — секундантов из круга приглашённых, и — “противники сошлись”.

Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит выступить свидетелями и секундантами интеллектуального поединка двух команд. Это «Аристократы» (встают), защищающие культурное наследие прошлого, художественные традиции и нравственные принципы предшествующих поколений, и «Нигилисты» (встают), выступающие сторонниками отказа от груза прошлого, от преклонения перед авторитетами и нормами. Болельщики будут поддерживать ту команду, взгляды которой они разделяют (прошу сесть соответственно в разные стороны). Секунданты рассудят, чьи аргументы окажутся более убедительными. Оружие: знание литературных произведений, умение стилизовать свой текст, доказывать свою точку зрения, выслушивать оппонента.

Начинаем с приветствия противников. Вот что нам удалось придумать (не без подсказки учителя, конечно).

Нигилисты:

Мы приветствуем вас в этой книжной дуэли!
Мы готовы, взгляните на нас!
Вы не с нами ль сегодня сразиться хотели?
Нигилисты — вперёд!
Суперкласс!
Славьте нас!
Мы великим не чета!
Мы над всем, что сделано, ставим Nihil!
Никогда
Ничего
Не хотим читать!
Книги?
Что — книги?

Аристократы:

Вам наш привет, строптивые друзья!
Дуэльный вызов нам дошёл до слуха.
Традиций верность мы храним не зря,
Готовы в бой аристократы духа!
Мы защитим творения веков
И не потерпим вражеской интриги!
В защиту книги каждый встать готов.
За честь — всегда!
Пусть нас рассудят книги!

Жюри оценивает итоги первого “выстрела”, а команды тем временем в качестве разминки задают приготовленные дома вопросы по литературе XIX века. Примеров приводить не буду, их в любом классе найдут сколько угодно, обозначу лишь характер вопросов.

Узнать героя:

а) по портрету (зачитываются цитаты из изученных произведений);

б) по интерьеру его жилища, не только сразу узнаваемые усадьбы гоголевских помещиков, но, может быть, и Лысые Горы или Отрадное из «Войны и мира», или Обломовка, или поместье Кирсановых, или комната Раскольникова;

в) по предметам, ему принадлежащим (можно использовать описания предметов из текстов, но интересней по принципу “кота в мешке” или “чёрного ящика” — достать и продемонстрировать, например, обломовский халат или малиновый берет Татьяны Лариной, плюшкинский графинчик с мухами или книгу Манилова, раскрытую на четырнадцатой странице). Надо назвать произведение, его автора и героя, которому данный предмет принадлежит.

Жюри подводит итог второго раунда, затем команды удаляются, чтобы подготовиться к инсценировке, тем временем подходит дуэль капитанов.

— Сходитесь, господа! (Вопросы задаёт учитель; капитан, первым нашедший правильный ответ, наносит “удар” поднятием руки.)

1. Знаете ли вы литературную критику XIX века? (Надо назвать автора статьи и произведение, о котором идёт речь.)

— «Мильон терзаний».

— «Луч света в тёмном царстве».

— «Русский человек на rendez-vous».

2. Кто из отцов давал своим сыновьям такие заветы? (Назвать автора, произведение, героев.)

— “Береги честь смолоду”;

— “Копи копейку”;

— “Угождать всем людям без изъятья”.

3. По отношению к книгам узнайте героя (автора).

Ей рано нравились романы,
Они ей заменяли всё...

Уж коли зло пресечь,
Забрать все книги бы да сжечь.

…в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
их почитал пустой игрушкой…

Затем капитаны обмениваются заранее подготовленными вопросами на знание “энциклопедии русской жизни” (по пять вопросов из разных сфер культурной жизни по «Евгению Онегину»).

После этого команды вывешивают заранее нарисованные афиши и представляют свои инсценировки.

«Аристократы» подготовили отрывок из комедии А.Островского «Свои люди — сочтёмся», взяли напрокат настоящие костюмы и постарались сыграть в духе Малого театра.

«Нигилисты» взялись показать финал «Бесприданницы», превратив его в комедию абсурда, где на помощь слабовольному Карандышеву приходит Раскольников, но Лариса сама бросается в Волгу — падает со стула со словами: “Почему люди не летают, как птицы?” (Должна отметить, что выступление «Нигилистов» было встречено зрителями с большим энтузиазмом — классическая постановка, даже с костюмами и реквизитом, — это знакомое, привычное, а “мальчиши-плохиши” всегда интересней — ведь они делают что-то неожиданное!)

Далее противники обменялись дружескими посланиями «Из Петербурга в Москву» (мы как раз недавно побывали с классом на экскурсии в Санкт-Петербурге). Вот что сумели сочинить мои «Аристократы» из 10-го “Ж”.

Путевые заметки

Милостивый государь N!

Спешу поведать вам о своём пребывании в светлейшем граде Санкт-Петербурге. Этот вояж оставил в моём сердце впечатление наиприятнейшее и незабываемое. Если вы, мой дpyг, желаете посетить сей град Петров, особо хочу обратить внимание ваше на Дворцовую набережную. Отсюда сможете вы наблюдать зримую со всех концов города и представляющую средоточие всех улиц иглу Адмиралтейскую. Великолепно и здание биржи, являющее для пребывающих со всех сторон света кораблей врата великого града сего. Не зря пиит наш Пушкин восклицал: “Все флаги в гости будут к нам!”

Немалое любопытство вызывает коллекция диковин, собранная в Кунсткамере. А великолепие дворцов! А величие соборов! Непередаваемая феерия красок, создаваемая игрой водяных струй пeтергофских фонтанов! А грация и благородство античных скульптур в Летнем саду в июньские ночи, когда “одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса”!

Словом, мой друг, восторг сердца и воспарение души! Искренне рад за тебя, коли предстоит тебе увидеть сии красоты.

Искренне твой граф В.

(Конечно, аристократизма маловато, маниловским сахаром отдаёт, но… кто хочет — сочините лучше.)

А вот послание… «Нигилистов» (вероятно, от лица какого-нибудь современного Базарова).

Здравствуй, приятель!

Пишу тебе из Петербурга, куда приехал на днях по делам служебным. Остановился в недурной гостинице «Октябрьская» на пересечении Лиговки с Невским. Окна моей каморки выходят прямо на площадь Московского вокзала, где вечно стоит толкотня и суета, толпится приезжающая публика и шумят составы.

Погода мне здесь не климатит. Настроение портится от высокой влажности, промозглости.

Посетил местные питейные заведения, коих здесь в достатке. Кормят паршиво. Народ здешний заносчивый и высокомерный. Из достопримечательностей посетил Кунсткамеру, есть экспонаты, достойные внимания. Зашёл было в Эрмитаж и чуть не умер от скуки и усталости. Местная архитектура утомляет своей прямолинейностью и напыщенностью.

Надеюсь, недолго пробуду здесь. Если будешь в этих краях, не рассчитывай увидеть что-нибудь выдающееся, разве что пиво «Балтика» местного разлива стоит попробовать.

Ну, будь здоров, скоро свидимся.

Пока.

В заключение капитаны произносят речь о книге.

Аристократы.

О книга, как много в этом слове “для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось”!

В современном мире высоких скоростей всё большее значение приобретают высокотехнологичные носители информации — но это просто информация, спрессованная в биты. Конечно, современные носители вмещают в себя такой объём информации на 1 см2, что книга вместить не способна и на 1 тонну веса. Но... исследуя корни русского языка, мы можем утверждать, что вместить все обороты речи, всю кpacoту русского слова на биты просто нереально и, наконец, преступно. Техника стремится к языку символов. Как можно забыть Пушкина, Лермонтова, Толстого?! Компьютер может всё озвучить и преподать голосом машины, а читая, человек может себе представлять образы героев. И только тогда, когда мы сдуваем пыль с фолиантов, открываем обложку, в уме оживают голоса Пушкина, Лермонтова.

Мы не против прогресса, мы не против технологии обучения. Нет, но книга, печатное слово, всегда на земле Русской останется проводником добра, ума и чести. Русский первопечатник Фёдоров не зря положил свой ум и труд на алтарь книгопечатания.

И ещё: если хочешь погубить дерево — подруби ему корни, хочешь погубить народ — запрети читать… Книга помогает сохранить “великий и могучий, правдивый и свободный русский язык”.  А язык — это душа народа, душа нации. Весь мир знает великую русскую культуру, Толстой, Достоевский, Чехов переведены на все культурные языки. Без них мы перестанем быть русскими!

Нигилисты.

“Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей” — это высказывание активного деятеля революционного движения 70-х годов XIX века и учёного Николая Александровича Морозова.

Мы, нигилисты, отрицаем данную точку зрения, так как считаем, что книга не может преобразовывать мир, ведь помимо мудрости и опыта она содержит в себе множество предрассудков и стереотипов общества. Книги хранят в себе великие ошибки и заблуждения, тормозя тем самым движение человечества к светлому будущему.

В современном мире на смену книгам пришли такие прогрессивные средства массовой информации, как телевидение и Интернет. Не стоит забывать, что во все времена книгоиздательское дело было неразрывно связано с цензурой. Книги тем самым превращались из “кладовых знаний” в средство массовой пропаганды. Напротив, Интернет позволяет получить информацию “без купюр”, а также свежую и актуальную здесь и сейчас.

Поэтому мы считаем, что мир без книг — это отнюдь не “мир дикарей”, а мир современных передовых людей, где книге не место!

И опять я боялась, что выступление противников книги окажется более ярким и созвучным настроению зрителей. Но я ошиблась! Не только присутствующие учителя, которым было предложено принять участие в диспуте, но и учащиеся с таким жаром бросились защищать книгу, что культурное мероприятие грозило превратиться в новгородское вече. Ну и хорошо.

Я сама не очень верю, что в споре рождается истина, и не очень люблю всякие соревнования. Но в данном случае, мне кажется, положительный результат достигнут — ведь и «Аристократы», и «Нигилисты» вынуждены были хорошенько пошелестеть страницами во время подготовки, и я видела, что они делали это с удовольствием. Думаю, что эта форма «Литературной дуэли» может быть использована и вами, коллеги, на уроках обобщения и закрепления материала по самым разным темам.

Людмила Москвина