Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2008

Я иду на урок

Чтение в XXI веке

Чтение в XXI веке

Методика

Чтение в XXI веке

Сегодня всё чаще говорят о необходимости целенаправленно формировать информационную культуру человека. Одним из базовых навыков, входящих в эту культуру, является навык чтения и понимания. Человек, который вступает в богатейшую информационную среду современной цивилизации и намерен активно ею пользоваться, должен уметь читать. Причём не просто складывать буквы в слова — речь идёт о чтении как многоаспектном, сложно устроенном процессе.

Школьников необходимо специально и подробно познакомить с этим процессом — так решили авторы учебника «Человек и информация»*, который вышел в конце прошлого года в Екатеринбурге и будет проходить апробацию в школах области. Описав в специальных разделах информационные ресурсы общества и особенности поиска информации, авторы учебника посвятили две большие главы чтению. В этих главах — разговор о чтении как творческом процессе и о стратегиях чтения.


*Ивашина М.В., Гейн А.Г., Брюхова О.В., Евдокимова Л.Ю., Немчинова Л.А., Щербинина Г.С. Человек и информация. Информационно-библиографическое обеспечение учебной деятельности: Учебное пособие для основной и средней школы / Под ред. А.Г. Гейна, Н.С. Сулимовой. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2007.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты этих глав. Специально подчеркнём, что учебник обращён к старшеклассникам — это повлияло и на характер заданий, и на стиль изложения. Автор представленных фрагментов — Марина ИВАШИНА.

Древние греки говорили: “Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать”. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Чтение многофункционально. Оно является инструментом для решения задачи, лежащей за пределами ситуации чтения, приятным досугом и средством переживания сильных эмоций. Для одних чтение — “труд и творчество” (философ В.Ф. Асмус), а для других — “блаженное мурлыканье” (писатель В.Набоков) или “интеллектуальное приключение” (философ и математик А.Н. Уайтхед). Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Чтение — посредник в диалоге с современниками и давно ушедшими поколениями. Оно помогает развитию доброты, справедливости, толерантности. Наконец, чтение — один из способов формирования общественного сознания людей и индикатор интеллектуального состояния общества.

Чтение — сложная многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, воли. В исследование проблем чтения значительный вклад внесли русские психологи. В 60-е годы прошлого века Л.С. Выготский рассмотрел один из трудных вопросов психологии — соотношение языка, речи и мышления, отношения мысли и слова. Традиции, заложенные Л.С. Выготским, считавшим, что чтение — сложный психический процесс, развил А.А. Леонтьев. Он пришёл к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта. Психологические теории чтения подчёркивают активную роль читателя в понимании текста. Осмысление того, что происходит с человеком, когда он читает, многие исследователи считают вершиной психологии чтения, так как это означает раскрытие некоторых самых сокровенных механизмов работы человеческого мозга.

Процесс чтения состоит из трёх фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка (или декодирование), когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Чтение включает в себя выдвижение гипотез и высказывание предположений, формулирование суждений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учёбе, профессиональной деятельности. В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы. Это одно из объяснений сосуществования различных точек зрения по многим вопросам.

Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают факты и фабулу. Когда-то этого было достаточно для получения образования (вспомним классическую “зубрёжку”). Сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, которое требует осмысления полученной в результате чтения информации, её интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.

Упражнение 1

Попробуем вместе прочитать один из самых известных афоризмов о чтении, принадлежащий И.Бабелю, автору «Конармии»: “Каждый интеллигентный человек должен прочитать за свою жизнь восемь-десять книг. Каких именно? Чтобы узнать это, прочтите тысяч пятнадцать томов”.

Сначала мы раскрываем содержание текста: нужно прочитать тысячи книг, чтобы найти восемь-десять главных, которые помогут стать интеллигентным человеком. Затем объясняем текст, давая собственное его толкование: необходимо много читать, думать над прочитанным, постоянно отбирая лучшие книги, которые помогут формированию твоего внутреннего мира, ведь только так можно стать интеллигентным человеком — думающей личностью, способной к созидательной деятельности. И, наконец, “присваиваем” добытые новые знания как собственные: хочу ли я стать интеллигентом? Интеллектуалом, образованным и творческим молодым человеком, имеющим собственную позицию, не позволяющим манипулировать своим сознанием и не желающим быть пешкой в чужой игре? Что для этого необходимо? Много читать. Но для такой цели подходят не все книги. Есть восемь-десять самых важных лично для меня, надо постараться их найти. Можно делать это, отыскивая упоминания о тех книгах, которые повлияли на становление характера знаменитых людей. Можно сократить этот путь, прислушавшись к мнению специалистов. Мне кажется, что целесообразнее поступить именно так.

Проверьте вместе выполнение этого задания. Вряд ли у вас возникнут разногласия по первой позиции (раскрытие содержания). Вторая позиция (интерпретация) может отличаться и зависит от того, какие именно слова вы посчитали опорными (интеллигентный человек, восемь-десять книг, пятнадцать тысяч томов) и как объясняете их в зависимости от собственных представлений. Третья позиция (присвоение новых знаний) у всех вас будет различна, поскольку именно здесь наиболее полно выражены личностные качества.

Упражнение 2

Книга С.Кови «7 навыков высокоэффективных людей: технология эффективности» — мировой бестселлер, признанный “золотой стандарт” лидерства. Она содержит набор ключевых компетенций лидера и является основой для тренингов по развитию современных деловых навыков. Его сын Шон написал свою книгу о том же, но для тинейджеров. В ней много прекрасных идей, забавных рисунков и невероятных историй. “Эта книга — попадание в десятку (гол!)”, — считают ваши сверстники. “Боже мой, Шон, я никогда не думал, что ты слышал хоть слово из того, что я тебе говорил”, — удивился его отец.

Прочтите предложенные отрывки из книги Ш.Кови «7 навыков высокоэффективных тинейджеров: как стать крутым и продвинутым» и попытайтесь раскрыть их смысл (содержание + интерпретация + присвоение нового смысла).

Текст 1

Я написал эту книгу, потому что жизнь подростков перестала быть лёгкой и беззаботной. Сегодня это — джунгли. Если я сделал свою работу как следует, эта книга может стать компасом, который поможет тебе выбраться из них. <…> От реальной жизни не спрячешься, как ни пытайся. Я и не пытаюсь: вместо этого я предлагаю тебе набор инструментов, которые прекрасно помогают справляться с реальной жизнью. Что это за инструменты? Это — семь навыков эффективных тинейджеров, или, другими словами, семь качеств, которыми отличаются все успешные тинейджеры в мире. Сейчас ты, наверное, гадаешь, что это за навыки… Пожалуй, я перестану держать тебя в напряжении и назову их.

Навык 1. Будь проактивен. Возьми на себя ответственность за свою жизнь.

Навык 2. Начинай, представляя конечную цель. Определи свою миссию и цели в жизни.

Навык 3. Начинай с самого важного. Расставляй приоритеты.

Навык 4. Действуй по принципу “выиграть — выиграть”. Поддерживай установку “выиграть может каждый”.

Навык 5. Сначала стремись понять, потом — быть понятым. Искренне слушай других людей.

Навык 6. Синергия. Сотрудничай с другими людьми, чтобы достичь большего.

Навык 7. “Затачивай пилу”. Регулярно обновляй себя.

Текст 2

Джек Уэлч, бывший тинейджер и один из лидеров бизнеса, сказал: “Управляй своей жизнью, или это сделают за тебя”. “Кто?” — можешь спросить ты. Может быть, твои друзья или родители, возможно — средства массовой информации. Хочешь, чтобы твои друзья говорили тебе, за что тебе нужно сражаться? Возможно, у тебя чудесные родители, но хочешь ли ты, чтобы они создали проект твоей жизни? Их интересы могут совершенно не совпадать с твоими. Хочешь ли ты руководствоваться ценностями, которые предлагают в мыльных операх, журналах или на экранах кинотеатров? Наверное, ты думаешь: “Но мне не нравится так много думать о будущем. Мне нравится жить настоящим и плыть по течению”. Согласен, жить настоящим — это здорово. Нужно радоваться каждому моменту и не слишком витать в облаках. Но плыть по течению… тут я против. По течению обычно плывут вниз — так можно оказаться и в болоте. В итоге ты можешь оказаться несчастным: тебе придётся делать то, что делают окружающие, хотя, возможно, ты этого и не хочешь. Путь куда угодно часто становится дорогой в никуда”.

Вопросы и задания для общей дискуссии

1. Почему в курсе «Информация и человек» так много внимания уделено проблемам чтения?

2. Как вы считаете, за время обучения в школе ваше чтение упростилось или усложнилось? Попробуйте выдвинуть аргументы сначала в пользу одной, а затем другой точки зрения.

3. Связаны ли успехи в чтении с достижением жизненного успеха? Разделитесь на две группы. Первая группа доказывает, что “да, связаны”, вторая — “нет, не связаны”.

4. Напишите читательскую автобиографию в форме эссе. Что и как вы читали в десять и тринадцать лет? Что читаете сейчас? Чем является чтение лично для вас?

5. Расскажите о случае из своей жизни, когда в сложных обстоятельствах вас выручило чтение?

6. Нужно ли, чтобы молодёжь читала больше? Для чего? Что можно сделать для этого в вашем учебном заведении, районе, селе, городе, стране?

Виды чтения

Чтение — это всегда процесс принятия решения: зачем читать? что читать? как читать? Ответ на вопрос “зачем читать?” определяется конкретными жизненными обстоятельствами. Всемирная организация здравоохранения, включив грамотность (в том числе умение читать и писать) в число двенадцати наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации, тем самым утверждает, что читать нужно, чтобы полноценно жить: познавать, получать образование, общаться, решать сложные жизненные проблемы, переживать различные психологические состояния, радоваться, сопереживать, удивляться. Ответ на вопрос “что читать?” зависит от решения первого вопроса и от доступного для читателя “поля” чтения; от знания об информационных ресурсах и навыков эффективного поиска; но в любом случае читатель имеет дело с текстом. Ответ на вопрос “как читать?” будет предложен в этой главе.

Чтение — многосоставной и многоуровневый процесс. Оно может быть:

— рациональным и эмоциональным (по участию психических процессов — мышления, памяти, воображения, воли, чувств);

— функциональным и эстетическим (по целям);

— репродуктивным и творческим (по степени осмысления информации);

— деловым и досуговым (по мотивам);

— быстрым и медленным (по скорости).

Рациональное чтение используется для работы с научной, учебной, публицистической, официальной литературой. При таком чтении опора делается на мышление, память, волю. Воображение и эмоции включены в меньшей степени. Рациональное чтение строится в соответствии с определёнными алгоритмами — правилами последовательной работы, можно выделить этапы ориентировочного (ознакомительного), просмотрового (поискового) и аналитического (изучающего) чтения.

Ориентировочное (ознакомительное) чтение позволяет сделать предварительные выводы о тексте на основе выборочного извлечения информации, анализа отдельных элементов структуры текста, позволяющих узнать главное. Оно используется либо для отбора текстов (книг, статей, файлов) для последующего более углублённого аналитического (изучающего) чтения, либо как его первый этап.

Каждый из элементов структуры текста влияет на решение о чтении/нечтении или характере чтения — частично/полностью:

— автор: если автор известен (упомянут в задании; является авторитетом в данной области или моден в данное время), принимается решение, соответствующее цели чтения;

— название: соответствует/не соответствует целям чтения, личным ожиданиям; интересное / скучное / проблемное;

— выходные данные: место, издательство, год, объём. Существуют авторитетные издательства, которым можно всегда доверять, и те, репутация которых на книжном рынке сомнительна. Безупречным вкусом, например, обладает издательство детской литературы «Самокат». Современную литературу высокого качества издаёт «Вагриус», интеллектуальную — «Ad marginem». Издательства «Учебная книга», «Сократ», «Банк культурной информации» предлагают книги по истории и культуре Урала;

— аннотация, оглавление, предисловие, послесловие позволяют определить основную тему и перечень составляющих её проблем, дать информацию об авторе, особенностях и обстоятельствах создания текста, содержат его краткую характеристику;

— примечания и комментарии дают представление о некоторых особенностях текста и помогают разобраться в сложностях содержания;

— иллюстрации (схемы, графики, рисунки) позволяют лучше понять содержание и стиль текста, который предстоит прочесть;

— сноски, комментарии, словарь дают представление о сложности текста, его жанре. Информация в сноске о том, кто такой Сократ, позволяет рассматривать данное издание как популярное и предназначенное для младших школьников. Объёмный словарь физических или математических терминов свидетельствуют о сложности текста, адресованного широкому читателю; в научном тексте, предназначенном для “посвящённых”, такой словарь может отсутствовать. Комментарии к художественному тексту — “марка” солидных издательств и уважаемых серий: «Библиотека всемирной литературы», «Библиотека поэта»;

— библиографические списки, ссылки и указатели называют источники цитат и заимствований, а также адреса более полного или научного, или популярного освещения темы, чем в данном тексте.

Просмотровое (поисковое) чтение, или сканирование, позволяет “пробегать” текст, получая общее о нём представление. Оно включает ориентировочное чтение, а также знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами — абзацами, страницами; выделение ключевых слов и понятий, поиск конкретных данных: фамилии, слова, факта. Такое чтение даёт представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности текста. Оно позволяет предвидеть развитие темы, понять основные линии поведения персонажей или аргументацию автора, уяснить цели работы с текстом. Ему отводится ведущая роль при экранном и функциональном чтении. Сканирование позволяет быстро просмотреть текст и мысленно зафиксировать те места, в которых содержится информация, необходимая для ответа на вопросы. При работе с источниками большого объёма сканирование позволяет выделить фрагменты текста, требующие более внимательного прочтения.

Аналитическое (изучающее) чтение  это чтение, включающее все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов. Оно включает: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; все виды свёртывания информации: создание текстов-экстрактов (аннотации, рефераты, тезисы, планы, конспекты) и схематизацию текстов (представление текста в форме различных схем); выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения; рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов; “присвоение” новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).

Эмоциональное чтение всегда индивидуально и поэтому не может быть алгоритмизировано. Чтение художественной литературы отличается от чтения научных, учебных, публицистических, официальных изданий. Это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства. Именно художественную литературу “читают”, о познавательной говорят: “работа с текстом”. При эмоциональном чтении читатель выступает как соавтор писателя, он домысливает и обогащает читаемый текст. Воображение помогает нарисовать внешний облик героя, детализировать его психологический образ, мир мыслей, чувств и переживаний, создать собственные неповторимые образы.

Функциональное чтение  это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания. В нём применяются приёмы сканирования и аналитического чтения (в различных сочетаниях).

Предположим, вам поручено подготовить доклад «История развития вычислительной техники». Вы находите в библиотеке энциклопедии последних лет издания, электронную энциклопедию Кирилла и Мефодия на компактных дисках, несколько учебных и научно-познавательных книг, статьи из научно-популярных журналов за последние десять лет, с помощью Google находите необходимые материалы в Электронном компьютерном музее (www.computer-museum.ru). Затем приступаете к чтению. Сначала вы используете приёмы ориентировочного чтения: просматриваете выбранные издания и файлы. Далее идёт работа с уже отобранными источниками — поиск конкретных фактов, имен; здесь используются приёмы поискового чтения. Действуя таким образом, вы подготовили для более углублённой работы книгу, несколько статей, скопировали два файла об учёных-исследователях Конраде Цузе и Джоне Винсенте Атанасове. Теперь должны быть использованы приёмы аналитического чтения (выделение ключевых слов, составление плана, конспекта, тезисов, схем, таблиц, списка использованной литературы; подбор цитат).

Эстетическое чтение предполагает и понимание, и переживание художественного текста. Оно невозможно без аналитического чтения — анализа конкретного текста на сюжетно-фабульном, конкретно-историческом, идейно-смысловом и художественном уровнях.

Репродуктивное чтение — лишь первая фаза понимания текста, когда воспринимается общий смысл, факты, фабула.

В творческом чтении значительная роль отводится интерпретации, оценке и рефлексии.

Досуговое (гедонистическое) чтение, в отличие от делового, связывают с отдыхом, развлечением (к сожалению, по данным современных исследований, роль чтения в проведении досуга постоянно уменьшается). В таком чтении воля и память практически не участвуют. Большая роль отводится воображению, переносящему читателя в различные эпохи, экзотические страны, динамичные обстоятельства, как правило, созданные по определённым законам и формулам. Детектив, приключения, любовный роман, фэнтези даже называют “формульной” литературой.

Быстрое и медленное чтение. С каждым годом количество информации возрастает в геометрической прогрессии. Необходимостью становится динамическое чтение (скорочтение). В 1982 году были предложены нормативы по чтению вслух и молча для каждого класса средней школы. Выпускник школы должен читать вслух со скоростью 180 слов, молча — 330 слов в минуту. По результатам исследования, средние показатели чтения молча учащихся старших классов — 160–180 слов в минуту. Если сравнить среднюю школьную скорость чтения с объёмом учебного материала, который вы должны освоить, то легко установить, что этот объём значительно превышает ваши возможности. Квалифицированный читатель должен владеть разными скоростями чтения.

Скорость чтения может меняться в пределах одного текста, она зависит от содержания, целей чтения, а также от вида чтения и выбранных стратегий. Медленное, вдумчивое — это, как правило, аналитическое чтение с целью исследования и запоминания. Обычное (средний темп чтения) подходит для общего ознакомления с газетами, журналами, художественной литературой. Ускоренное чтение необходимо, когда надо освоить большой объём информации. Беглое, или скоростное чтение, куда относят сканирование — это просмотровое (поисковое) чтение.

Вопросы и задания для дискуссии

1. Какие виды чтения вы используете, изучая инструкцию к цифровой камере, листовку-вкладыш к лекарственному препарату, памятку абитуриента, расписание междугородних автобусов?

2. В чём сходство и различия в чтении познавательной и художественной литературы?

3. Правомерно ли говорить о творческом чтении общественно-политической, технической или естественно-научной литературы? В каких случаях?

4. Может ли чтение художественной литературы быть репродуктивным? Когда?

5. Составьте свою “горячую десятку”: а) для эстетического чтения; б) для досугового (гедонистического) чтения.

Экранное чтение

В своей повседневной жизни и учёбе вы постоянно встречаетесь с различными видами и жанрами электронных документов. Несмотря на личностные предпочтения, для большинства уже не имеет значения, в какой форме найти необходимую информацию — печатной или электронной. Работу с электронными документами, чтение их с экрана монитора и называют экранным чтением.

Существует несколько различий между печатным и электронным текстом. Во-первых, усиливается взаимодействие между автором (создателем) электронного текста и читателем. Читатель сам активно участвует в создании текста в чатах, блогах, на форумах в Интернете. Задав необходимые параметры, он может получить текст персонально для себя, в соответствии с собственными интересами.

Во-вторых, продвижение по электронному тексту может регулироваться программой. Чтение может быть приостановлено; в случае неверных ответов на вопросы, проверяющие понимание, может быть предложено повторение выполнения задания. Читатель сам устанавливает уровень сложности заданий: по этому принципу построены обучающие программы на дисках серии «Репетитор», выпущенные издательским домом «Кирилл и Мефодий». Можно выбирать удобный тип и размер шрифта. Программы для слабовидящих подключают звуковое сопровождение текста.

В-третьих, структура электронного текста представлена в виде гипертекста. Так называют нелинейный текст, содержащий переходы от одной части к другой, позволяющие выбирать последовательность чтения. При такой форме организации текстового материала его единицы представлены как система указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя линейные тексты. “Нелинейный текст”, который содержит множество отступлений, разветвлённых связей, комментариев, возник давно. Библия — Книга Книг — сделана как гипертекст с множеством взаимных отсылок к различным главам и строкам. Свойственные гипертексту ссылки, отсутствие линейного повествования используется современной постмодернистской литературой для создания эффекта игры.

Читатель создаёт свой текст, конструируя его (по гиперссылкам и выделенным ключевым словам) в соответствии с собственным замыслом. Направление чтения задаётся самостоятельно. Нелинейная структура позволяет вести быстрый поиск по гиперссылкам — метапоиск. Поэтому работа с электронными справочными изданиями имеет много преимуществ по сравнению с печатными вариантами — компактный объём, скорость, возможность параллельного использования нескольких изданий для сравнения. Мультимедийные энциклопедии предоставляют дополнительные возможности — звук, анимацию.

В-четвёртых, электронные тексты часто включают новые символы. Это не только иллюстрации, которые есть и в печатном тексте, но и компьютерная графика, видеоклипы, руководство по работе с текстом.

К плюсам электронного текста стоит отнести и следующее: конспектирование электронного текста идёт легче за счёт многооконного режима, быстрого копирования необходимых фрагментов текста и их видоизменений. Ведётся автоматизированный поиск и выбор ключевых слов. Имеет значение программный контроль орфографии и стиля письма с одновременным обучающим эффектом.

Однако по результатам исследований, проведённых в России и США, общая продуктивность восприятия экранного текста на 20–30% ниже. Воображение при восприятии электронного текста пассивно, поэтому возможности эмоционального, эстетического и аналитического чтения при работе с электронными текстами ограничены.

Марина Иваншина