Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2008

События и встречи

Конец эпохи Гутенберга?

Конец эпохи Гутенберга?

ТрибунаЭлектронные книги уже вовсю рекламируются... Статья иллюстрирована фрагментами рекламных материалов, взятых из Интернета.

Яков ШРАЙБЕРГ


Конец эпохи Гутенберга?

С 7 по 15 июня 2008 года в Судаке и ряде других городов Крыма (Белогорск, Симферополь, Старый Крым, Феодосия) прошла XV Юбилейная Международная конференция «Крым-2008» «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса». В ней приняли участие более 1800 делегатов из 33 стран — специалисты и руководители библиотек, издательств и книготорговых организаций, информационных центров, музеев и архивов, учреждений науки, культуры и образования, компьютерных и интернет-компаний, деятели бизнеса и права.

Крымский форум проводится под эгидой Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) — координирующего центра мирового библиотечно-информационного сообщества. Главный организатор конференции от России — Государственная публичная научно-техническая библиотека России (Москва).

Тема конференции «Крым-2008» была сформулирована так: «Библиотеки, информация и образовательные технологии в гражданском обществе». С ежегодным докладом — «Библиотеки в условиях правовой и технологической эволюции процессов общественного развития» выступил профессор Я.Л. Шрайберг (ГПНТБ). Публикуем фрагменты из этого доклада. В них идёт речь о новых технологиях в книжном и образовательном пространстве, о перспективах, которые могут существенно изменить наши подходы к книге и чтению.

“Книга неподвластна времени, если идущее вперёд время вбирает её в себя”.
Томас Манн

...Новое тысячелетие поставило две глобальные проблемы перед цивилизованным читающим миром: проблему новой эпохи — эпохи “электронного” печатного станка и проблему поддержки чтения. Цифровые технологии и Интернет предоставили огромные, не представимые ранее возможности создания, распространения и использования электронных (цифровых) книг и привлечения к себе всё большего и большего числа молодых клиентов и одновременно начали отучать их читать книги. Я имею в виду чтение традиционное, так как полноценное чтение с экранов даже самых идеальных компьютеров представить себе трудно.

Легендарный, как его называли, “пророк из Торонто”, известный литературовед, социолог, философ, один из основоположников современной теории информационного общества профессор Герберт Маршалл Маклюэн ещё в 50-е годы прошлого века, изучая влияние новых технологий на формирование человеческого восприятия и общества, предсказал гибель «Галактики Гутенберга», то есть обозначил тенденции упадка практики чтения и спозиционировал себя как глашатая электронной эры. Я уже не в первый раз обращаюсь к его знаменитой книге «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего», в которой за многими смелыми, подчас спорными и может, с позиции обычного здравомыслящего человека, даже абсурдными идеями просматривается чёткое видение будущей электронной эпохи.

Маклюэн определяет путь развития цивилизации в следующем виде: “от алфавита и письма к печатному станку, а затем и к электронным средствам коммуникации”, а идею мира как “«глобальную деревню», в которой ничего нельзя скрыть и все ответственны за всё”. Заметьте, всё это было написано задолго до эры Интернета! Фактически Маклюэн, обозначив появление печатного станка Гутенберга как первую революцию человечества на пути к цивилизации, определил надвигающуюся электронную эру как новую революцию, эпоху электронной информации и упадок, фактически гибель «Галактики Гутенберга». Сейчас уже ясно, что последний вывод, вернее, прогноз, всё же не подтвердился, хотя на первом этапе появления первых электронных книг на CD-ROM, DVD-ROM и непосредственно в Интернете происходило действительно повальное стремление людей, особенно молодёжи, к работе (не хочется говорить — чтению) с электронными текстами, лежащими либо вповалку, либо в многочисленных “электронных библиотеках” (уместнее сказать “так называемых электронных библиотеках”) в Интернете.

Прошло совсем немного времени, и многие стали понимать, что читать, особенно художественные произведения, с экранов монитора неудобно, некомфортно и вообще вредно. Для компьютерных фанатиков как гром среди ясного неба прозвучали слова Билла Гейтса: “Если мне надо прочитать три-четыре страницы текста, я предпочту их распечатать и прочесть на бумаге” — заметьте, это произнёс человек, можно сказать, родившийся с компьютером в руках. Сегодня уже практически прекратились споры на тему: что будет с книгой в эпоху электронной информации, реже слышны дурацкие вопросы типа “а есть ли будущее у библиотек?” В общем, совместное мирное сосуществование электронных и печатных книг состоялось и продолжается, и главным образом потому, что электронные книги стали выпускаться, копируя шрифты, дизайн и даже стиль книг печатных.

Современные устройства для хранения и чтения текстов книг (e-book reader) или, по-иному, “электронные читающие устройства” (ЭЧУ) могут содержать сотни книг в своей памяти, используя электронную бумагу и электронные чернила, а по комфортности чтения не уступают книгам бумажным (страницы таких электронных книг даже могут гнуться, как обычные страницы!). Одна из важнейших особенностей электронных книг — возможность увеличения фрагментов текста или графики. Кроме того, электронные книги имеют ещё несколько очевидных преимуществ. Первое: если загрузить в устройство одну или триста книг, весить оно будет одинаково — это очень удобно, например, для путешественников или студентов, предпочитающих готовиться к сессии на пляже или где-нибудь на природе. Второе — наличие функций поиска: обнаружить нужное слово или место в электронной книге — секундное дело, к тому же ЭЧУ сами помнят, где вы остановились. Третье — экология. Производители электронных книг справедливо подчёркивают: если каждый из 6,5 млрд жителей Земли купит хотя бы одну книгу, то на планете не останется ни одного дерева, всё уйдёт на бумагу…

Но печатная книга всё равно остаётся на высоте спроса: многим нравятся запах книг и специфический дух, царящий в библиотеках, книгохранилищах и книжных магазинах. Как писал поэт Владимир Вишневский: “А хорошо, что в двадцать первом веке всё тот же запах у библиотеки”. Издатели и книготорговцы не ощущают никаких признаков падения спроса из-за развивающейся отрасли электронных книг, и это наглядно видно из таблицы, которую представила Ассоциация американских издателей в апреле 2008 года и в которой приведены данные по всем продажам американского книжного рынка, включая электронные и аудиокниги.

№ п/л Виды изданий Продажи

1

Коммерческие издания 8525
2 Книги для школ 6356
3 Книги для взрослых (твёрдая и мягкая обложка) 5082
4 Литература для университетов и колледжей 3677
5 Профессиональная литература 3474
6 Книги для детей (твёрдая и мягкая обложка) 3443
7 Издания в мягкой обложке для массового рынка 1119
8 Религиозная литература 783
9 Книжные клубы и заказы по почте 621
10 Аудиокниги 218
11 Электронные книги 67
12 Всё другое 115

Итого: 24 959 млрд долларов

Успехи электронного книжного бизнеса, конечно, ощутимы, но пока на общем фоне книгопродаж мало заметны (67 млн из 25 млрд долларов — пока слабовато).

На проходившей в апреле 2008 года Лондонской международной книжной выставке-ярмарке много внимания было уделено электронным книгам; среди часто упоминаемых инноваций — виджеты и новые модели подкастингов.

Widgets (виджеты) — это прикладные программы, обеспечивающие лицензионный доступ к определённым сайтам с электронными книгами. Будете ли вы читать их с экрана или скачаете в ваше ЭЧУ — это вопрос лицензии, как, впрочем, и сроков её действия. Программа Виджет была разработана в 2003 году компанией «Konfabulator» и затем приобретена компанией «Yahoo!». Её очевидные преимущества: простота и независимость от основного ПО компьютера, при этом включение/отключение виджета не сказывается на основной программе браузера.

Свои виджеты на ярмарке представили такие крупные издательства как «Рэндом Хаус» и «Пингвин». «Рэндом Хаус», например, даёт доступ уже почти к 1000 названий книг, а к концу года их будет 5000. Что могут сделать пользователи? Прочитать ключевые отрывки произведений, осуществить поиск по тексту и просто одним действием (нажатием клавиши) купить себе эту книгу (на срок лицензии), в том числе и скачать на свой ЭЧУ. Компания интенсивно расширяет распространение своих виджетов через Интернет. А другая упомянутая компания — «Пингвин» — объявила, что с сентября 2008 года начинает одновременное издание печатных и электронных форматов по цене печатных, а также собирается в ближайшие два года выпустить в электронном формате 5000 названий книг, ранее выпущенных ими же в печатном виде.

Podcasting (подкастинг) — произошло от слов iPod (смартфон компании «Apple») и casting, в данном случае — вещание. Подкастинг — это такое устройство, особый вид новых носителей голосовой и видеоинформации, как правило, новостной, которую пользователь черпает из теле-, радио- и интернеттрансляций и в мобильном режиме может слушать в транспорте, по дороге домой, в поездках. Пользователи подкастинга могут подписываться на произвольное количество RSS-каналов (так называются службы Интернета, собирающие и доставляющие пользователю, как правило, по подписке различные новостные блоки, оглавления журналов, списки книг и другую информацию для оперативного информирования).

Подкастинг — зона роста: ряд издательств запустил подкасты по тематике своих изданий и получил десятки тысяч новых подписчиков, и это менее чем за год. Издательские компании начинают активно перенимать опыт подкастинга у радио- и телевещательных корпораций.

“Следует опасаться ненужных новшеств, и особенно, если они продиктованы здравым смыслом”.
Уинстон Черчилль

В целом крупные международные мероприятия первой половины 2008 года (Лондонская книжная выставка-ярмарка, Международная ежегодная конференция «Internet Librarian», зимняя сессия Американской библиотечной ассоциации и ряд других) выявили ряд проблемных направлений и тем обсуждения по проблематике развития книжного бизнеса и взаимодействия издателей и библиотек. Прежде всего это:

— коммерческие проекты оцифровки в мире книг;

— книжные магазины и торговля электронными книгами;

— формирование коллекций электронных книг: обмен опытом издателей, книгораспространителей и библиотекарей;

— защита природы: что делают издатели для её сохранения;

— что нужнее студентам: электронные книги или печатные учебники.

Очевидно, что тенденции развития электронных книг мирно уживаются с продолжающимся ростом печатной продукции. Книги — это общественное достояние, и правила пользования ими сложились в обществе намного раньше, чем появились книги электронные. «Галактика Гутенберга» устойчиво ассоциировала понятие “книга” с понятием человеческого знания и обозначила книгу как один из столпов человеческой цивилизации. Правда, в последнее время книги читают меньше, несмотря на большие выпуски печатных и электронных книг, но это уже проблема поддержки чтения. Кстати, программы чтения существуют давно, актуальность этих инициатив сегодня усилилась по понятным причинам. Великобритания, например, объявила 2008 год Национальным годом чтения. Это происходит уже вторично (в 1998 году это было в первый раз), и лозунг этой программы — «Всё начинается с чтения». Год чтения, кстати, касается не только книг, но и социальных сетей, власти произнесённого слова и конвергенции чтения и сочинения в новых технологиях. Впрочем, о проблемах и задачах поддержки чтения мы будем много говорить на нашей конференции; я же обращу ваше внимание на другой, не столько смешной, сколько настораживающий факт: использование книг в рекламных, отнюдь не читательских и не просветительских целях.

Книга как элемент накрытого стола и как интерьер для породистой кошки — это ещё куда ни шло, но выпивка на фоне книг или реклама эротических колготок среди книжных полок — это уже чересчур. А съёмки в библиотечных интерьерах видеоклипов известных исполнителей становятся просто модой…

И в завершение “книжной тематики” приведу ещё одну книжную инновацию — так называемые — “живые книги”. Это новая услуга, которая появилась в ряде библиотек Европы. Называется она «Люди напрокат».

В середине апреля посетителей одного из модных досуговых центров Северного Лондона ждал сюрприз: им предлагали взять напрокат человека для беседы в качестве “живой книги” из первой в Великобритании «Живой библиотеки».

Идея, которая пришла из Скандинавии, проста: читатели могут прийти в библиотеку и вместо книг выбрать человека для тридцатиминутной беседы. Предлагаемые “живые книги” каждый раз разные, но они всегда представляют собой широкий спектр человеческих стереотипов. Это может быть офицер полиции; вегетарианец; мужчина-няня; вечный активист; молодой человек, исключённый из школы; социальный работник; бывший участник уличной банды и даже мужчина-библиотекарь.

Для осуществления выбора “живых книг” создан каталог. В нём каждая из “книг” охарактеризована рядом негативных качеств, с которыми читатели могут столкнуться. Просмотрев каталог, посетители библиотеки заполняют читательские требования на ту или иную “живую книгу”.

Что значит быть книгой? Это означает быть собеседником, советчиком, слушателем. “Читатели” ищут ответы на свои вопросы, выстраивая откровенный разговор по определённой теме, обмениваясь своими впечатлениями, мнениями. Одна из женщин-“книг”, бывший продюсер на телевидении и в кинопроизводстве, сказала, что участвуя в проекте, начала понимать: у каждого человека полным-полно историй, но шансов рассказать их немного.

“Человеку не хватает мудрости успокоиться на достигнутом”.
Даниэль Дефо

Основатель «Живой библиотеки» Ронни Эйберджел объяснил причины и цели создания библиотеки: “Мы считаем, что чрезмерная жестокость и агрессия возникают между людьми, которые не знают друг друга. Живая библиотека может сблизить людей, которые вряд ли смогут встретиться иным способом. Мы хотим показать, что не каждый мусульманин хочет взорвать вас, не каждый полицейский является головорезом, как это иногда преподносится…” Ронни Эйберджел планирует организовать в Великобритании ещё несколько “живых библиотек” и работает над деталями серии будущих мероприятий по всей стране.

Несмотря на то что ЭЧУ всё ещё достаточно дороги, бизнес электронных книг не увядает. Журнал «PC Week» (№ 4 от 12.02.2008 г.) приводит высказывание одной девушки-менеджера: “Представляете, я ношу с собой сумку с ноутбуком, телефон, плеер, зарядку, и теперь получается, что мне нужно ещё носить и ЭЧУ со своим зарядным устройством?” Скоро, наверное, сумка у девушки полегчает: тенденции развития мобильных смартфонов, iPod-ов неизбежно приведёт к тому, что всё будет включено в один прибор размером с мобильный телефон. Ведь одна из последних объявленных и интенсивно реализуемых современных тенденций развития ИКТ — это миниатюризация…

Несколько слов об Интернете. Вернее, цифр. Привычно стало говорить о статистике Интернета, хотя уже в скором будущем она должна потерять свою актуальность в силу расширяющейся повседневности Сети. Темпы роста числа пользователей и объёмов ресурсов Интернета стабилизировались и уже не поражают воображение. Эксперты в США считают хорошим показателем информационности общества в стране, если более половины жителей являются пользователями Сети. В мировом рейтинге в лидерах продолжают оставаться Дания, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Исландия, где Сетью пользуется около 80% жителей, чуть меньше в США, Канаде, Южной Корее, Австралии. Всего в мире насчитывается порядка 1,5 млрд пользователей.

Относительно размера российской интернет-аудитории мнение неоднозначно и разбросы большие. Так, на уровне руководства страны озвучивались цифры до 40 млн человек, в то время как Яндекс и Рамблер фиксируют не выше 30 млн, а зарубежные агентства считают ещё меньше. Тем не менее прогресс в России налицо, и можно с уверенностью утверждать о 20–25% интернетизированном населении страны. Даже по этим оценкам Россия по абсолютным цифрам занимает 11-е место в мире по числу интернет-пользователей, 5-е место в Европе (по состоянию на май с.г.) и одно из первых мест в мире по темпам развития сегмента широкополосной связи для населения страны.

Яков Шрайберг