Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2008

Архив

X ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век»

«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ - ХХ ВЕК»

Конкурс

Международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал»,
Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачёва,
Союз краеведов России,
Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета
объявляют

X ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС
ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ — ХХ ВЕК»

Общая тема конкурса 2008–2009 гг. — Судьба человека в российской истории ХХ века. Она может быть конкретизирована в одной из более частных тем.

Человек в пути: миграции, переселения, депортации

Личность и общество

Человек и власть

Человек и малая родина

Свои–чужие: другая национальность, другая религия, другие убеждения

Человек, общество, армия

Однако приоритетной в этом году объявляется тема:

История семьи на фоне российской истории ХХ века.

Выбор этой темы поможет воссоздать в исследовательских работах повседневность прошлых лет, детали быта и судьбы обыкновенных людей, ваших родных и близких. Именно семья служила людям поддержкой в самые трудные моменты нашей истории. Мы ждём от вас работ, в которых отражалось бы отношение разных поколений к прошлому, примеры того, как передаётся семейная память.

Работа может быть посвящена и любой другой теме, отвечающей общей идее конкурса.

Цель конкурса — побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвящёнными российской истории минувшего века.

Взаимоотношения личности, общества и государства — огромная и разнообразная тема, которая заставляет задуматься над тем, что значат в нашей сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство. Молодые исследователи, которые столкнутся с этой проблематикой, не должны ограничиваться простым описанием механизмов, посредством которых государство осуществляло свою власть над отдельным человеком и над страной в целом. Не менее ценно найти свидетельства того, как люди отстаивали свою гражданскую и духовную свободу.

Важно, чтобы будущие участники конкурса обратили внимание на тему «Свои–чужие», на тех, кто живёт или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям? Работая над этой темой, постарайтесь изучить исторические корни проблемы: кто и при каких обстоятельствах оказывался “чужим” в вашем городе или деревне — в ту или иную эпоху.

Удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы или, например, экспоната краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого вашего города, посёлка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса — улицы, здания, памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.

В рамках основных направлений конкурса в этом году вниманию участников предлагается также новая тема — «Гражданин и армия», объявленная при поддержке Европейской Комиссии в РФ. Эта тема призвана привлечь внимание конкурсантов к изучению прошлого и настоящего Российской армии, содействуя воспитанию в сегодняшних молодых людях сознательного отношения к одной из непростых тем в жизни российского общества.

Три конкурсные работы, посвящённые судьбе человека в XX столетии (вне зависимости от выбранного направления исследования) будут награждены специальной премией им. Василия Гроссмана, учреждённой Исследовательским центром «Жизнь и судьба» (Италия, Турин). Василий Гроссман — один из крупнейших российских прозаиков ХХ века. Главная тема его произведений — жизнь и судьба российских людей — наиболее близка задачам нашего конкурса.

Максимальный объём исследовательских работ, присылаемых на конкурс, не ограничен. Жюри не оценивает работы объёмом в 3–4 страницы, а также работы, не отвечающие теме конкурса. Работа может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Это может быть история чьей-либо жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.

Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания, статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.

Мы будем приветствовать удачные поиски новых форм, например, в видео- или электронных вариантах. Работы, присланные в электронном виде, должны обязательно сопровождаться полным текстом на бумажном носителе. К фильму должен прилагаться сценарий. Лучший видеофильм будет отмечен специальным призом жюри.

Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать:

фамилию, имя и отчество автора (полностью),

адрес автора и школы с почтовым индексом,

класс и номер школы, телефон (автора и школы).

Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя (полностью).

Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.

Желательно присылать два экземпляра работы, набранные на компьютере (просим не присылать ксерокопии рукописных работ).

Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту.

Участники конкурса: приглашаются учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего профессионального образования России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи в работе. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

Срок отправки работ на конкурс — до 10 января 2009 г. (по почтовому штемпелю).

Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2009 года. Авторов сорока лучших работ пригласят в Москву для подведения итогов конкурса. Лучшие учителя, отмеченные жюри, также будут приглашены в Москву на церемонию награждения победителей в мае 2009 года. По решению жюри и оргкомитета конкурса 5 победителей получат возможность поехать в международные школы лауреатов исторических конкурсов.

Наставники, активно участвовавшие в конкурсе, осенью 2008 года будут приглашены в Москву для работы в научно-практическом семинаре.

Авторы работ, вышедшие в финал, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.

Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы могут быть опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории», в периодической печати и Интернете на безгонорарной основе.

* * *

Конкурс проходит при поддержке Правительства Москвы, фонда «Память, ответственность и будущее» (ФРГ), Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ), Фонда Кёрбера и сети европейских исторических конкурсов Eustory (ФРГ), Исследовательского центра «Жизнь и судьба» (Италия, Турин), Фонда Фридриха Науманна (ФРГ), радиостанции «Серебряный дождь», журналов «Отечественные записки», «Знание—сила», «Преподавание истории в школе», газеты «Литература» Издательского дома «Первое сентября».

Запросы на методические материалы (до 15 ноября 2008 года) и работы (до 10 января 2009 года) присылайте по адресу: Россия, 127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12, Международный Мемориал, «На школьный конкурс». Тел.: (495) 699-65-04 (с 12.00 до 18.00). Факс: (495) 609-06-94. E-mail: konkurs@memo.ru Адрес сайта: http://www.konkurs.memo.ru

Редакция