Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2008

Интернет-кладовка

Интернет Достоевского

Интернет-кладовка

Интернет Достоевского

Казалось бы, о Достоевском написано столько, что и не перечитаешь. Ведь даже к одному из самых известных произведений — «Петербургу Достоевского», созданному Н.П. Анциферовым в 1923 году, — последователи возвращались неоднократно, пересматривая и додумывая книгу. В результате количество книг с похожими названиями на порядок возросло. И можно было бы потратить уйму времени, выбирая лучшую из них. Мы же рекомендуем заглянуть в Интернет и быстро во всём разобраться. Краткую информацию о Петербурге Достоевского можно найти среди статей сайта http://www.dostoevskiy.net.ru/. Здесь же можно прочесть публикации И.Ф. Анненского, М.М. Бахтина и другую критическую литературу. Но, к сожалению, кроме полезных ресурсов — текстов произведений, цитат, информации о музеях Достоевского, — сайт предлагает и рефераты, и сочинения, и краткое содержание некоторых произведений. А последний вид ресурсов редко используется учениками удачно. Подобным же образом устроен сайт http://www.fdostoevsky.ru/: биография, галерея портретов, информация о музеях и опять же рефераты и курсовые. Единственным плюсом этого сайта является более подробная и структурированная биография писателя, а также хроника его жизни. Подробную биографию и тексты произведений вы найдёте и на странице http://dostoevskiy.niv.ru/.

Однако эти сайты неоригинальны и скучны в оформлении, да и дискуссионных тем для подготовки к урокам здесь не найти. Поэтому советуем вам приблизиться к тайнам Достоевского иным путём. Зайдите на сайт Свободной энциклопедии «Википедия» (http://ru.wikipedia.org/) и в строке «Поиск» наберите «Петербург Достоевского» — на странице, посвящённой образу Северной столицы в творчестве писателя, вам встретятся тексты произведений, от рассказов и повестей до малоизвестной публицистики, адреса музеев Достоевского в Москве, Петербурге, селе Даровое и городе Старая Русса, а также маршрут экскурсии по местам Достоевского в Петербурге. Далее вы сможете перейти на страницу, посвящённую жизни и творчеству писателя. Здесь, кроме цитат, текстов произведений и критических статей, можно встретить информацию об экранизациях, начиная от «Идиота» Петра Чардынина 1910 года и «Белых ночей» Лукино Висконти и заканчивая «Братьями Карамазовыми» Юрия Мороза 2008 года. В конце списка вашему вниманию представлены ссылки на другие полезные Интернет-сайты.

Как и все ресурсы «Википедии», эта публикация не окончена, о чём и сообщают создатели сайта: “Это незавершённая статья о литературе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её”. Так что при желании вы сможете дополнить ресурс. По такому же принципу устроена и группа в, надеемся, уже известной вам системе «В контакте»: клуб «Почитатели Достоевского» (http://vkontakte.ru/club4320) окажется одним из лидеров не только по количеству участников, но и по числу тем для обсуждения. Здесь найдутся и соцопросы о любимых героях из произведений Достоевского, любимых и нелюбимых его романах, обсуждение идеала женщины в понимании писателя, героев, спектаклей и экранизаций его произведений. Есть и проблемные темы, например, «Самоповторы Достоевского» — здесь участники группы пытаются проанализировать сходство некоторых эпизодов в произведениях Фёдора Михайловича; «Что стоит у Достоевского за понятием “земля”?»; «Комментарии» к роману «Преступление и наказание». В фотогалерее представлены портреты писателя в исполнении современных художников, в том числе Ильи Глазунова, семейные фотографии, снимки памятников Достоевскому в различных регионах страны. Кроме того, есть и фрагменты фильмов «Идиот» с участием Евгения Миронова, «Преступление и наказание» с Георгием Тараторкиным в роли Раскольникова, мультфильм по повести «Сон смешного человека», видеозапись передачи Феликса Разумовского о Достоевском из цикла «Кто мы? Еврейский вопрос. Русский ответ» и другие видеоматериалы. Есть и аудиозаписи песен, посвящённых творчеству писателя или созданных по мотивам его произведений, в частности песен Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум». А видеои аудиоресурсы, как известно, могут удачно разнообразить вялотекущий урок.

В заключение напоминаем, что дополнять интернет-страницы материалами можете вы сами, более того — делать это можно не в одиночку, а вместе с учениками. Возможен, например, такой вариант: посмотрите на уроке интернет-ресурс и попросите ребят оценить его, пояснить, каких материалов не хватает, какие стоило бы по-другому разместить на сайте, а в качестве домашнего задания предложите подобрать интересные материалы по теме. Желаем удачи вам и вашим ученикам в освоении просторов Интернета!

Заведует Net-кладовкой Ирина ЧЕРНЫШЁВА.
Ирина Чернышёва
Рейтинг@Mail.ru