Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2008

Архив

Итоги конкурса газеты «Литература»

Конкурс

Итоги конкурса газеты «Литература»

Как вы помните, в этом году мы решили продлить срок проведения конкурса газеты «Литература» до мая. Многие читатели писали нам, что так будет удобнее: преподаватели мыслят учебными годами, а не календарными. И вот, на исходе учебного года, накануне отпуска, мы знакомим вас с долгожданными итогами конкурса.

Они действительно долгожданны. Авторы некоторых работ, присланных ещё осенью, уже стали нам звонить и писать, беспокоясь за судьбу своих посланий. Уверяем вас, что все письма получены и приняты к рассмотрению. Мы просим читателей и авторов с пониманием отнестись к нашему молчанию. В случае, когда письмо приходило по электронной почте и требовало ответа, мы этот ответ давали, но, к сожалению, не получается вступать в переписку с автором каждого письма, полученного по обычной почте, — ведь всего на конкурс пришло 438 работ!

Жалко, что не всегда в письмах конкурсанты приводят сведения о себе в достаточном объёме — многие даже подписывают работы инициалами или в лучшем случае сообщают только имя и фамилию. Кто-то не называет учебное заведение, в котором работает, некоторые даже не указывают на конверте обратный адрес — в этом случае мы не сможем выслать победителю заслуженный диплом. Поэтому всех, кто не сообщил нам свои данные предварительно, а теперь нашёл свою фамилию в списках победителей, просим позвонить в редакцию по телефону или связаться с нами по электронной почте (все данные на последней полосе).

Теперь к делу. Соревнование этого года оказалось поистине масштабным. Очень приятно, что нашему конкурсу удалось объединить самые отдалённые уголки России — мы получили работы из Бурятии, Якутии, Хакасии, Красноярского, Краснодарского, Хабаровского, Алтайского края, Ульяновской, Саратовской, Нижегородской, Волгоградской, Свердловской областей… Все регионы и не перечислишь.

Приятно и то, что некоторые участники прошлых конкурсов «Литературы» не перестают размышлять, придумывать новые уроки и делиться с нами опытом. Кое-кто из учителей заинтересовался сразу двумя или тремя темами конкурса и прислал не одну работу, а сразу несколько. И, безусловно, ценно, что нам пишут и из школ вечерних, специализированных, а также из профессиональных технических училищ.

Присланные материалы разнообразны и увлекательны. Часть из них мы постараемся опубликовать в течение года.

Номинация «Первый урок»

Победителями в этой традиционной для нас номинации стали:

  • Наталья Юрьевна Кушнарёва, гимназия № 1 г. Хабаровска — за разработку «Первый урок как “царство неожиданностей”» по творчеству О.Э. Мандельштама.
  • Наталья Владимировна Карнизова, ПУ № 34 г. Электрогорска Московской области — за вводный урок «Образ Петербурга в творчестве А.Блока».
  • Наталья Викторовна Леонова, МОУ СОШ № 3 г. Смоленска — за урок «Мы все — почти что поголовно — оттуда люди, от земли…» по творчеству А.Т. Твардовского.
  • Любовь Джабраиловна Рагимова, МОУ «Сахаптинская средняя школа», с. Сахапта, Назаровский район, Красноярский край — за разработку вводного урока в 5-м классе.
  • Наталья Ивановна Смолянникова, «Радищевская СОШ № 1» Ульяновской области — за первый урок по творчеству Маяковского, 11-й класс.

Номинация «Трудная тема»

В этой номинации можно встретить самые разные разработки: от уроков для пятиклассников о понятиях добра, нравственности до целых циклов занятий по объёмным романам, которые часто вызывают трудности в старших классах. Номинация «Трудная тема» действительно трудна не только по названию. Но тем, кто приложил максимум усилий, чтобы разработать интересные уроки, удалось победить в нашем конкурсе. Дипломами награждаются:

  • Татьяна Фёдоровна Хомутова, МОУ СОШ № 3 г. Суровикино Волгоградской области — за урок «Народ и власть в произведениях А.С. Пушкина».
  • Ирина Николаевна Балалаева, Усть-Абаканская СОШ № 3, п. Усть-Абакан, Республика Хакасия — за урок внеклассного чтения о жанре романа, 6-й класс.
  • Светлана Валентиновна Трофимова, г. Новочебоксарск, Чувашская Республика — за цикл уроков по “деревенской прозе”.
  • Ирина Григорьевна Апалькова, МОУ СОШ № 21, Сыктывкар, Республика Коми — за разработку урока об эпитетах, 5-й класс.
  • Альфия Рустамовна Шнипова, с. Круглое, Звериноголовский р-н, Курганская область — за методическую разработку по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Снежана Николаевна Белозёрова, МОУ СОШ № 9 с. Усть-Игум Александровского района Пермского края — за уроки по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
  • Галина Ивановна Ахремцова, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край — за урок — аналитическую беседу с элементами дискуссии по рассказу И.А. Бунина «Солнечный удар».
  • Ирина Викторовна Рождественская, МОУ СОШ № 2 им. А.С. Пушкина г. Арзамаса Нижегородской области — за разработку урока «Добродетель — лестница на небеса».

Номинация «Литературная карта моего региона»

Работы в этой номинации оказались разноплановыми и очень качественно оформленными. На конкурс были представлены карты и маршруты литературных экскурсий “от Москвы до самых до окраин”. Дипломами в этой номинации награждаются:

  • Татьяна Филипповна Гармаева, Хоринская вечерняя школа, Республика Бурятия — за «Литературную карту Хоринского района».
  • Надежда Степановна Крюкова — за разработку экскурсии «Радищев в Тобольске».
  • Наталья Владимировна Карнизова, ПУ № 34 г. Электрогорска Московской области — за материал «Этот домик деревянный на реке…» о писателях и поэтах Павловского Посада.
  • Оксана Владимировна Цапенко, МОУ «Зональная СОШ», с. Зональное, Зональный район, Алтайский край — за «Литературную карту Алтайского края».
  • Лариса Ивановна Кузнецова, МОУ СОШ № 12 г. Красногорска Московской области — за «Литературную карту Красногорского района».

Номинация «История страны в рассказах очевидцев»

Эта тема была новой — и вызвала интерес: ей посвящена каждая четвёртая работа, присланная на конкурс! Основная их часть — рассказы участников Великой Отечественной войны, записанные их внуками или правнуками. Ребята старались передать все детали услышанного повествования, а учителя старались не вмешиваться в работу, порой даже оставляя орфографические ошибки маленьких учеников нетронутыми. Были в почте и материалы о жизни крестьян в 20–40-е годы прошлого века, о стройках 60-х.

Большинство дипломов в этой номинации мы выписываем именно ученикам. Их получают:

  • Андрей Кузнецов, Евгения Тарасова, Александр Макеров, СОШ № 3 г. Дятьково Брянской области (учитель Антонина Николаевна Макерова).
  • Роман Самсонов, Сергей Колдин, СОШ № 1 г. Петровска Саратовской области.
  • Светлана Кобелева, Кристина Данилова, Елена Савенкова, Облепихинская СОШ, ст. Облепиха, Тайшетский район, Иркутская область (учитель С.Н. Кобелькова).
  • Юлия Павлова, МОУ СОШ № 1 г. Петровска Саратовской области (учитель Ирина Вячеславовна Щербакова).
  • Алексей Останин, МОУ СОШ с. Кырчаны, Нолинского района Кировской области (учитель Елена Вячеславовна Рухлядева).
  • Екатерина Скляревская, Кирилл Апраксин, Юлия Караванова, Лолита Григорян и гимназия № 1583 г. Москвы (учитель Н.А. Казакова).
  • Игорь Сеченов, Святослав Сеченов, МОУ СОШ № 2, г. Саянск, Иркутская область.
  • Марина Шигаева, Съезженская СОШ, село Съезжее, Богатовский район, Самарская область (учитель Елена Владимировна Красношеева).
  • Андрей Воеводин, Татьяна Сюськова, МОУ «Пудовская средняя общеобразовательная школа» Кривошеинского района Томской области (учитель Воеводина Светлана Александровна).
  • Александр Наумов, Азамат Абдрахманов, ПУ № 44 г. Уфы. 3-й курс (учитель О.В. Прядильникова).
  • Александр Касаткин, МОУ «Эльдиканская СОШ», п. Эльдикан, Усть-Майский улус, Республика Саха (Якутия) (учитель Галина Ивановна Безродных).
  • Екатерина Смирнова, МОУ «Эльдиканская СОШ», п. Эльдикан, Усть-Майский улус, Республика Саха (Якутия) (учитель Наталья Николаевна Левковская).
  • Александра Третьякова, Анна Капустина, Александра Матулайтине, Ксения Мусская, Лина Порошина, Ольга Потапович, Юлия Лорви, МОУ СОШ № 1 и МОУ СОШ № 2 г. Лахденпохья, Республика Карелия (учителя Гера Васильевна Мукозобова и Зоя Анатольевна Спиркова).
  • Алексей Коваленко, Ирина Барбашина, МОУ «Ульяновская СОШ», дер. Путилково, Красногорский район, Московская область (учитель Маликова Надежда Витальевна).

Номинация «За рамками урока»

Эта номинация оказалась самой популярной — в неё была прислана почти половина всех работ. По ним видно, как много в силу разных причин остаётся “за рамками урока”. Поэтому разнообразны и пришедшие материалы: сравнительные анализы стихотворений, сопоставления рассказов, разработки литературных вечеров, поэтических уроков, интегрированных уроков литературы и МХК, сценарии игр и экскурсий. Дипломы в этой номинации получают:

  • Людмила Алексеевна Васенкова, МОУ СОШ № 3, г. Кулькевичи Краснодарского края — за материал «Кубань — родная сторона».
  • Татьяна Владимировна Ушакова, МОУ СОШ № 5, г. Тимашевск, Краснодарский край — за материал «Знаешь ли ты Пушкина?».
  • Жаннета Рудольфовна Кондратенко, МОУ СОШ № 2, г. Геленджик Краснодарского края — за «Литературную гостиную “Послушайте!”».
  • Оксана Григорьевна Данилова, школа № 21, г. Сыктывкар, Республика Коми — за урок по рассказу Елены Габовой «Не пускайте рыжую на озеро!».
  • Антонина Николаевна Макерова, СОШ № 3, г. Дятьково Брянской области — за «Литературную гостиную “Преданья старины глубокой”».
  • Надежда Анатольевна Федулова, г. Череповец Вологодской области — за разработку игры для 5-х классов.
  • Н.А. Новосёлова — за разработку «Литературной гостиной» о Пушкине и Серебряном веке.
  • Алла Михайловна Олешко, Устьянская СОШ, с. Устьянка, Бурлинский р-н, Алтайский край — за материал по повести «Альпийская баллада» Василя Быкова.
  • Татьяна Филипповна Гармаева, Хоринская вечерняя школа, Республика Бурятия — за материал «Декабристы и литература».
  • Ольга Викторовна Драчёва, МОУ СОШ № 24, г. Северодвинск Архангельской области — за интегрированный урок по «Маленькому принцу».
  • Светлана Валентиновна Трофимова, г. Новочебоксарск, Чувашская Республика — за разработку литературных альманахов.
  • Ольга Павловна Воложанина, Москва — за разработку литературных вечеров для 10–11-х классов.
  • Наталья Витальевна Ермолова, Наталья Владимировна Киселёва, МОУ «Романовская СОШ», станица Романовская, Волгодонский район, Ростовская область — за сценарий литературного вечера, посвящённого памяти В.Высоцкого.
  • Татьяна Михайловна Россохина, СОШ № 18 г. Кирова — за материал «Властелины читательских сердец» (о Н.Тэффи, С.Чёрном, А.Аверченко, М.Зощенко).
  • Наталья Фёдоровна Великасова, СОШ № 7, г. Абакан, Республика Хакасия — за материал «Духовный мир человека».
  • Валентина Николаевна Иванова, Кобяйская СОШ агроэкологического направления, Кобяйский улус, село Кобяй, Республика Саха — за материал по сравнению рассказов «Каштанка» А.П. Чехова и «Кустук» Н.А. Лугинова.
  • Надежда Павловна Большакова, п. Ревда, Муромская область — за разработку «Звонкозвонная Русь Есенина».
  • Елена Владимировна Лобзова, ГОУ СОШ № 506 ЮВАО г. Москвы — за «Читательскую конференцию по страницам Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».

Все победители получат дипломы от ИД «Первое сентября» и газеты «Литература». Наш конкурс будет продолжен и в следующем учебном году. Его условия и темы вы найдёте в № 17.

Поздравляем победителей!

Редакция