Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2008

Я иду на урок

Методика

Синхронизированный курс «История — Литература — Мировая художественная культура» (5–11-й классы)

1. Актуальность и новизна темы

Сегодня перед школой поставлена вполне конкретная задача: воспитание и формирование активной, творческой, созидательной, социально адаптированной личности.

Одним из возможных путей решения этой задачи может стать целенаправленная работа по формированию целостной картины восприятия мирового историко-культурного процесса. Этого можно добиться за счёт интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция гуманитарных дисциплин — наиболее часто встречаемое явление в современной школе, и осуществляется она как на внутрипредметном, так и на межпредметном уровнях. Однако при анализе научно-теоретической литературы по проблеме интеграции и культурологическому подходу к обучению, а также при изучении состояния преподавания гуманитарных дисциплин мы выявили отсутствие системного подхода к гуманитарному образованию.

Хорошо известны такие примеры интеграции, как:

  • введение новых предметов и спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;
  • создание циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого функционирования;
  • разовые интегрированные уроки.

Все указанные варианты интеграции имеют, на наш взгляд, один существенный недостаток — фрагментарность, эпизодичность объединения отдельных знаний, предметов, тематических блоков. Новизна нашего интегративного подхода, разработанного и внедрённого в лицее № 29 начиная с 1993 года, заключается в системности, логической последовательности объединения трёх предметов: истории, литературы, мировой художественной культуры, формирующих единство ценностей и представлений учащихся об окружающем мире и самом человеке.

2. Концепция и структура курса

Концепция синхронизированного курса основана на понятии процесса интеграции, который предусматривает воссоздание целостности мировосприятия — единство мира и человека, живущего в нём и его познающего. Человек и является центральным звеном в интеграции истории, литературы, мировой художественной культуры (МХК).

Каждый предмет выполняет в этой системе определённую функцию, обеспечивая взаимосвязь изучаемых в эволюционной цепи явлений:

  • история раскрывает пространственно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса;
  • литература позволяет установить диалог в историко-культурном пространстве, помогает ученику выражать своё мироощущение в слове;
  • МХК помогает осознавать, ощущать историческое пространство, закреплённое в слове, воплощать его в художественных образах разных видов искусств.

Изучение материала через совместные методы и приёмы организации урочного и внеурочного пространства в системе делает учителя и ученика соучастниками общего историко-культурного процесса.

Тем самым, при помощи введения в учебный процесс синхронизированного курса, осуществляется диалог культур, который позволяет сохранить традиции и преемственность поколений, обеспечивает достижение главной образовательной цели — воспитание творческой, нравственной личности через обучение и развитие.

Общая структура курса такова.

5-й класс

История Древнего мира

Мифология и литература Древнего мира

Художественная культура Древнего мира

6-й класс

История Средних веков и эпохи Возрождения

Литература Средних веков и эпохи Возрождения

Художественная культура Средних веков и эпохи Возрождения

7-й класс

История Древней и средневековой Руси

Литература Древней и средневековой Руси

Художественная культура Древней и средневековой Руси

8-й класс

Отечественная и Новая история XVII–XVIII веков

Русская и европейская литература XVIII века

Художественная культура России и Европы XVIII века

9-й класс

История России и Европы XIX века

Русская и европейская литература первой половины XIX века

Художественная культура России и Европы первой и второй трети XIX века

10-й класс

Европейская и отечественная история конца XIX — начала XX века

Русская и европейская литература второй половины XIX века

Художественная культура России и Европы второй половины XIX века

11-й класс

Зарубежная и отечественная история XX века

Зарубежная и отечественная литература XX века

Мировая художественная культура XX века

3. Содержание синхронизированного курса

Одной из главных составляющих содержания синхронизированного курса является единое тематическое планирование, обеспечивающее синхронность изучения трёх предметов одновременно. В 5–8-х классах синхронизация достигается за счёт создания понедельного тематического планирования по истории, литературе, МХК. В 9–11-х классах межпредметное планирование основывается на разработке тематических блоков изучаемого периода, реализуемого через систему семинарских занятий. Такой вид планирования является новой формой структурирования и систематизации учебного материала. Он представляет собой таблицы, содержащие тему, краткий план урока, исследовательскую проблему или задачу, виды работ на уроке, словарь терминов по теме.

Примером такого подхода к составлению тематического плана является предлагаемый ниже фрагмент межпредметного планирования для 7-го класса.

Фрагмент межпредметного планирования для 7-го класса

Период История Древней Руси Литература Древней Руси Культура Древней Руси
2-я неделя 3–4 уроки. Древняя Русь и Западная Европа: проблемы неравномерности исторического развития. Исторические источники об особенностях формирования славянского этноса (Ключевский, Соловьёв, Платонов, Пушкарёв). Задание: систематизировать сведения о славянах по определённым группам на основании источников. Работа с картой: определение соседей восточных славян. Задание: дать краткую характеристику соседних со славянами народов, определить их влияние на славян.

Словарь: ассимиляция, языковая семья, летопись.

3 урок. Былины Киевского периода: «Добрыня и Змей». Змееборческие мотивы в былине: повторение материала 5-го класса (сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»). Образ героя-змееборца Добрыни — борца за нерушимость границ Руси.

4 урок. Владимиро-суздальские былины: «Исцеление Ильи», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Три поездки Ильи Муромца». Илья Муромец — идеальный герой русского эпоса. Родословная героя, его подвиги (сравнить с описанием подвигов в европейском героическом эпосе). Историческая основа былин.

Основной вопрос: почему Илья становится народным героем?

3–4 уроки. Деревянное зодчество Древней Руси.

Восточнославянские жилища IX–XI вв.: полуземляночное, навесное.

Конструкция безгвоздевой кровли.

Дерево как строительный материал. Приёмы врубок. Зодчество русского Севера.

Используемые источники: отрывки из «Повести временных лет» о жилище славян.

Задания: подобрать загадки, пословицы о русской избе и её убранстве; найти описание славянских жилищ в русских сказках и выписать в тетрадь названия помещений и предметов утвари.

При планировании учитывается, что невозможно сохранить полную временную синхронность, поэтому вполне допустимо в отдельных блоках изучение тем с небольшим опережением на том или ином предмете по согласованию с учителями, работающими в системе синхронизированного курса. В подобных случаях синхронность может быть восстановлена за счёт проведения межпредметных контрольных работ или выполнения творческих заданий, проектов.

Как видно из приведённого фрагмента таблицы, содержание каждого предмета обеспечивает преемственность связей по горизонтали. Кроме того, в программе синхронизированного курса отражены связи и по вертикали, в основе которых лежит возвращение к темам или отдельным её моментам на очередном этапе обучения. Это позволяет учащимся осмыслить материал на более качественном уровне благодаря уже приобретённому опыту. Например, знание образов мифологии Древней Греции в 5-м классе востребовано при изучении темы «Античные образы и сюжеты в произведениях живописи эпохи Возрождения» в 6-м классе. Вышеназванные темы, в свою очередь, необходимы для понимания живописи классицизма в 8-м классе и темы античности в поэзии начала XIX века и Серебряного века в 9-м, 11-м классах. Подобное структурирование материала позволяет решить одну из серьёзных проблем современных программ — упорядочение большого объёма информации при сохранении часов базового компонента.

Обзор содержания и структуры синхронизированного курса показывает, что данная программа меняет привычную систему организации работы учителя. Она предполагает сотрудничество учителей истории, литературы, МХК, работающих в одной параллели, что способствует преодолению замкнутости педагога внутри своего предмета, росту его профессионализма. Единое межпредметное планирование позволяет учителю избегать ежегодного составления тематического плана. Коррективы возможны только с учётом специфики класса, индивидуальных особенностей развития и степени сформированности учебных навыков и умений школьника.

В зависимости от уровня развития учащихся, от уровня подготовки самого преподавателя материал, предложенный в разделах и темах программы по литературе и МХК, может быть сокращён или расширен, что делает программу курса мобильной.

Частью программы синхронизированного курса является внеурочная деятельность учащихся. Это, в первую очередь, учебно-образовательные поездки в город Санкт-Петербург, где в учебно-методическом центре «Среда» учащиеся лицея с 4-го по 11-й класс изучают мировую культуру в музеях, концертных залах, архитектурных заповедниках под руководством учёных, преподавателей высших учебных заведений, работников музеев и опытных методистов. Программы в центре «Среда» составляются по заказу лицея для каждой параллели так, чтобы они соответствовали особенностям исторической эпохи, изучаемой в рамках синхронизированного курса. Во-вторых, обязательными для учащихся являются занятия в культурно-историческом пространстве Ижевска и других городов Удмуртской Республики.

Практическая значимость подобных поездок и занятий состоит в том, что они способствуют как приобретению и развитию навыков самостоятельной работы, углублению изученного ранее материала и получению новых знаний, так и возможности и необходимости использовать общеучебные умения и навыки при работе с культурно-историческими объектами.

Таким образом, содержание синхронизированного курса включает в себя несколько структурных элементов: единое межпредметное планирование, соединение горизонтальной и вертикальной преемственности в изучении исторического процесса, синтез урочной и внеурочной деятельности в освоении историко-культурного пространства. Подобное структурирование содержания гуманитарных дисциплин позволяет в комплексе решать учебные и воспитательные задачи.

4. Особенности курса

Особенностью программы синхронизированного курса является то, что изучается не каждый предмет в отдельности, а историческая эпоха как историко-культурное целое. Идёт “взаимопроникновение” всех трёх предметов. Знания, полученные учащимися на одном уроке, находят информационную поддержку на двух других. На каждом предмете под новым углом зрения рассматривается изучаемая эпоха, а факты, явления и проблемы получают более полное освещение. К предмету изучения ученик возвращается трижды, что обеспечивает качественное усвоение знаний непосредственно на уроке. Кроме того, преимущества системы синхронизированного курса заключаются ещё и в том, что большинство заданий, необходимых для понимания и усвоения нового учебного материала, выполняется на уроке. Это позволяет снять часть учебной нагрузки с ученика, что актуально при существующих объёмах домашних заданий в современной школе.

Курс позволяет, не увеличивая количества часов в учебном плане общеобразовательного учреждения, значительно расширить и качественно изменить содержание гуманитарного образования. В этом — дидактическое достоинство курса.

Синхронизированный курс в единстве содержания предметов сохраняет специфику каждого предмета. Программа истории использует цивилизационный подход в преподавании учебной дисциплины. Особое внимание уделено изучению отечественной истории как важного фактора формирования гражданского самосознания. В целом программа истории характеризуется:

  • многофакторным подходом к истории;
  • вниманием к личностно-психологическим аспектам истории;
  • сравнением процессов, происходивших в истории Отечества, с аналогичными явлениями в зарубежных странах;
  • проблемным изложением курса.

Отбор произведений различных видов искусства, включённых в программу МХК, обусловлен своеобразием памятников, в которых наиболее полно отражена история человечества. Цель уроков МХК — ввести личность обучаемого в художественную культуру, сформировать в нём готовность к самостоятельному духовному развитию, способствовать всестороннему освоению подлинных художественных ценностей.

Программа МХК основывается на следующих положениях:

  • изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи;
  • изучение разнообразных проявлений художественного гения различных народов и наций в каждую конкретную историческую эпоху;
  • изучение общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории.

Программа по литературе ориентируется на тексты, предусмотренные программами общеобразовательных учреждений, и рекомендации по овладению теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками по анализу текста. Литература изучается по учебному плану лицея три часа в 5–7-х классах. Третий час, именуемый «Практика читательской деятельности» и реализуемый за счёт регионального компонента, не входит в синхронизированный курс, но методически с ним соотносится. С учётом этого изучение литературы в рамках синхронизированного курса выглядит следующим образом:

  • изучение лирических жанров синхронизированного курса соотносится с изучением произведений русских и зарубежных поэтов классического и современного периодов;
  • изучение лиро-эпических, эпических или драматических произведений древней и средневековой литературы соотносится с произведениями русской и зарубежной прозы, драматургии классического и современного периодов, указанных в федеральных комплектах программ, в частности под редакцией А.Кутузова, В.Маранцмана;
  • теоретические знания и практические задания соответствуют формируемым в основном курсе общеучебным навыкам и умениям.

Синхронизированный курс является мобильной системой, которая позволяет объединяться с ним и другим предметам гуманитарного и естественно-научного циклов. К существующей системе проявляют интерес учителя английского языка, русского языка, географии, обществознания, что позволяет им проводить межпредметные семинары, интегрированные уроки, дискуссии. Это приводит к творческому сотрудничеству, возникновению своеобразного педагогического ансамбля.

Ученики, обучаясь по синхронизированному курсу, занимаются научно-исследовательской деятельностью, используя знания из различных научных областей, и успешно участвуют в научно-практических конференциях и олимпиадах различного уровня. Такой подход к организации учебно-воспитательной деятельности помогает преодолеть искусственное разделение на предметы, позволяет сохранить свойственную ребёнку способность воспринимать мир целостно, в его взаимосвязи и многообразии.

В результате такой работы учителя и ученики получают возможность раскрыть собственный потенциал, развить свои творческие способности, реализовать себя как успешную личность.

Статья опубликована при поддержке сайта Zewa.ru, представляющего продукцию, выпускаемую и реализуемую под одноименным брендом. Торговая марка ZEWA хорошо известна во всем мире и пользуется заслуженной популярностью у потребителей, которые хотят, чтобы их дом всегда сиял чистотой. Рулонные полотенца ZEWA не только хорошо вытрут руки, но и легко справятся с грязью на любых поверхностях – на полу, столе, подоконнике, мойке и плите. Салфетки быстро впитают влагу и при этом не расползутся и не размякнут в руках, они не оставят разводов и мелкой бумажной пыли. Продукцию ZEWA выбирают хозяйки, которые стремятся поддерживать свой дом в идеальном порядке, не тратя при этом огромных средств. С подробной информацией о продукции ZEWA можно ознакомиться на сайте zewa.ru.

5. Методические приёмы реализации курса

Синхронизированный курс выводит учителя на новый уровень в методике преподавания. Работая в системе синхронизированного курса, педагог составляет уроки не иллюстративно-объяснительного, а активно-деятельностного характера. Все задания разрабатываются так, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно овладевать знаниями и с помощью учителя их успешно реализовывать. Например, в 6-м классе на уроках истории и литературы учащиеся, работая с научной, художественной и справочной литературой, используют учебные умения и навыки и получают знания о рыцарской культуре. А на уроках МХК, работая в группах, учащиеся делают макеты средневековых замков, пишут небольшие сценарии и разыгрывают сценки из рыцарских времён на макетах своих замков. Ученики, защищая проекты, пытаются передать дух эпохи, своеобразие её лексики, обрядовые традиции, особенности мировоззрения. Так осуществляется многоурочный проект, объединяющий знания и умения нескольких предметов и развивающий диалог сотрудничества учителя и ученика.

Ещё одним методическим приёмом является тематическое объединение нескольких уроков, дающее возможность представить какую-либо проблему определённого исторического периода в нескольких произведениях литературы, исторических документах и памятниках культуры. Подобные учебные занятия занимают три-четыре часа, их могут вести одновременно учителя двух или трёх предметов. Например, в 7-м классе проводится четырёхчасовой урок «Домострой в жизни и литературе», где в различных видах работ используются следующие тексты: «Домострой», «Детство Багрова-внука» С.Аксакова, «Цифры» И.Бунина, «Юшка» А.Платонова, «Рассказы о Чике» Ф.Искандера, фрагменты биографий Н.Гоголя и М.Булгакова, дающие представление о жизненном укладе и воспитании в семье. Проведение таких уроков позволяет учащимся понять содержание и значение источников, глубоко и всесторонне изучить явления культурно-исторических процессов и готовит учащихся 5–8-х классов к семинарским занятиям в старшей школе.

Авторским коллективом курса разработаны следующие темы семинарских занятий: «Историческое и художественное осмысление войны 1812 года» (9-й класс), «Исторические и литературные корни утопии и антиутопии» (10-й класс), «Уроки Гражданской войны и их художественное осмысление в литературе XX века» (11-й класс).

Обязательным для таких семинаров является блок «Из истории вопроса», который отсылает учеников к сведениям, полученным на уроках в среднем звене. Таким образом выстраивается историко-культурная вертикаль и сохраняется системность в овладении и использовании знаний и навыков. Важным для работы на семинарах является индивидуальная подготовка учащихся по разработанному учителем плану и предложенному списку литературы для самостоятельного изучения. В течение указанного срока (1–2 месяца) учителем осуществляется промежуточный контроль в различных формах, а также проводятся индивидуальные консультации. Подобный подход к обучению является ещё одним методическим приёмом реализации синхронизированного курса, помогает комплексно реализовать учебно-познавательные, эвристические умения и навыки, творческие способности учащихся и готовит их для самостоятельной работы в высших учебных заведениях.

Названные выше формы проведения учебных занятий позволяют решить не только проблему дефицита времени, но и проблему необходимости повторения материала, систематизировать знания, полученные в предыдущих классах, и успешно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Система работы в рамках синхронизированного курса определила целесообразность единых подходов к классификации, составу и методике формирования общеучебных и предметных умений и навыков. Они были разделены на учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-логические, учебно-коммуникативные, что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся. В соответствии с выделенными группами были определены общеучебные умения и навыки для каждой параллели, учитывающие возрастные особенности учащихся и требования к содержанию обучения основной школы (5–9-е классы). Систематизация общеучебных умений и навыков обеспечила координацию деятельности по формированию общеучебных умений по горизонтали между учителями в параллелях и по вертикали между учителями разных параллелей. Проделанная работа позволила преподавателям определить приоритетные общеучебные навыки для каждого предмета, на основе чего были разработаны таблицы общеучебных навыков с учётом их преемственности, постепенного усложнения и углубления. Приводим фрагменты таблиц по литературе и истории.

Фрагмент таблицы общеучебных навыков по литературе

5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс
Выделять главное в абзаце и более объёмном тексте Уметь сужать, расширять текст, переформулировать тему Обобщать содержание разных текстов для составления тематических сообщений Извлекать концептуальную информацию из текста, на её основе составлять тезисы

Фрагмент таблицы общеучебных навыков по истории

5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс
Постановка прямых и уточняющих вопросов Постановка разного вида вопросов на выявление скрытой информации Постановка проблемных вопросов при анализе и сопоставлении различных событий Разрешение проблемных вопросов через раскрытие межпредметных связей

Подобные таблицы, во-первых, способствуют последовательному и целенаправленному осуществлению работы над навыками и умениями, во-вторых, позволяют учителям пользоваться готовыми наработками коллег, а ученикам применять уже сформированные навыки для решения учебных задач в любых областях знаний, в-третьих, помогают выявлять проблемы, связанные с общеучебными умениями и навыками, и вносить в работу над ними необходимые коррективы.

Комплексный подход при организации учебной деятельности, выраженный в единстве методических приёмов преподавания курса и формировании общеучебных и предметных умений и навыков, способствует уточнению, обобщению и систематизации методик, накопленных по каждому предмету, и позволяет на этой основе создавать в дальнейшем продуктивные комбинации методик и дидактических технологий. Учащиеся же через универсальные способы получения знаний успешно применяют их на практике.

6. Результаты и перспективы

Итогом работы в системе синхронизированного курса является новый уровень образовательной деятельности как учащихся, так и преподавателей, который обеспечивается:

  • комплексным решением проблемы изучения культурно-исторических эпох;
  • качественным усвоением учащимися содержания синхронизированного курса;
  • формированием и реализацией практических умений и навыков учебной деятельности;
  • сотрудничеством учителей и учащихся на основе решения эвристических и творческих задач;
  • освоением учителями новых технологий и методики обучения;
  • синтезом урочной и внеурочных форм работы.

Непосредственным результатом проделанной работы можно также считать заинтересованность, проявленную со стороны руководителей школ Удмуртской Республики, чему способствовали ежегодно (начиная с 1999 года) проводившиеся семинары по методике преподавания синхронизированного курса. Итог подобного сотрудничества — внедрение курса в учебный процесс в муниципальных общеобразовательных учреждениях Удмуртской Республики: средней школе № 9 города Можги и средней школе № 2 посёлка Игра.

Примечание. Представленный курс разработан сотрудниками кафедры культурологи ЭМЛи № 29 г. Ижевска. Программа курса разрешена к распространению Министерством науки и образования Удмуртской Республики (04.04.1997 г.) и признана авторской (02.12.2006 г.)

Рейтинг@Mail.ru