Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2008

Я иду на урок

Методика

Елена Брыкова


Елена Николаевна БРЫКОВА — учитель литературы СУНЦ при Новосибирском государственном университете.

Стихи и песни о Великой Отечественной и современный школьник

Из опыта работы на спецкурсе

Что знают наши дети о войне? Очень немногое. Иногда оказывается, что они гораздо ближе знакомы с североамериканской версией того, как шла, как закончилась Вторая мировая и кто внёс наибольший вклад в победу над фашизмом.

Почему так получается? Во-первых, участников войны с каждым годом всё меньше. Обычно говорится о том, что война затронула каждую семью в СССР, но очень важно, насколько сейчас сохранена в семьях память об этом.

Во-вторых, виновато тут и общество, и государство. Как, спрашивается, может ребёнок посмотреть те же фильмы о Великой Отечественной войне, если политика телеканалов такова, что их ставят только в течение недели до дня Победы и в сам праздник, иногда — в преддверии 23 февраля, а в прокате их практически нет?

В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов фактор интеллектуальный. Если интеллект — это способность личности к самообразованию, то именно с самообразованием сейчас у детей большие проблемы. Со способностью (и желанием) выйти за рамки школьной программы, материала определённого урока, страниц учебника или статьи из Интернета.

Все эти размышления привели меня к решению организовать спецкурс «Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне» для учащихся СУНЦ НГУ. Времени, как всегда, не хватало, поэтому пришлось укладываться в рамки десяти часов. Но ценность этих часов очень велика.

Развитие познавательных интересов личности проходит несколько стадий: от простого любопытства, вызванного эффектом новизны, до стремления к познанию основ изучаемого предмета. Все эти стадии в той или иной степени были пройдены учащимися за время работы спецкурса. Надо заметить, что оценки за работу не ставились — это придало позитивную эмоциональную окраску занятиям. Усвоенные знания в таком случае становятся “личным достоянием” школьников, что и подтвердили в полной мере их слова из письменной работы, выполненной в конце спецкурса.

Программа спецкурса включала в себя пять разделов.

1. «Священная война». Стихи поэтов-фронтовиков.

2. Творчество Константина Симонова.

3. Творчество Александра Твардовского.

4. Стихи о Великой Отечественной, созданные в послевоенные годы.

5. Песни о войне.

Песни о Великой Отечественной войне, вынесенные в программе как отдельный тематический блок, включались в каждое занятие (с прослушиванием аудиозаписей); это песни в исполнении хора имени А.Александрова, Клавдии Шульженко, Леонида Утёсова, Марка Бернеса, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, современных бардов (Юрия Визбора, Сергея Никитина, Виктора Берковского, фрагменты мюзикла «Норд-Ост»).

Поэты, творчеству которых было уделено особое внимание в ходе работы спецкурса: Захар Городисский, Семён Гудзенко, Евгений Долматовский, Юлия Друнина, Владимир Высоцкий, Михаил Исаковский, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Василий Лебедев-Кумач, Булат Окуджава, Сергей Орлов, Леонид Решетников, Роберт Рождественский, Давид Самойлов, Михаил Светлов, Константин Симонов, Алексей Сурков, Дмитрий Сухарев, Александр Твардовский.

В начале работы спецкурса, ещё до того, как прозвучали первые такты песни «Священная война» (а именно с истории создания этой песни начинался разговор со слушателями), детям были предложены вопросы, на которые каждый должен был ответить письменно (это было одним из условий получения зачёта). Несмотря на простоту и даже наивность этих вопросов, именно они для многих оказались очень сложными. Далее приведём вопросы с несколькими ответами на каждый из них (спецкурс прослушало 64 старшеклассника).

Вопросы анкеты

1. Какие стихи о Великой Отечественной войне вы знаете наизусть? Что слышали, но не помните наизусть? Вспоминаются ли отдельные строки?

“Про войну помню только «Бородино»... Но это, кажется, про другую войну”. 31 человек вспомнили, что учили когда-то главу из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин», причём подавляющее большинство — главу «Переправа», но честно признаются, что кроме слов “Переправа, переправа, берег левый, берег правый” не помнят ничего. Четыре человека назвали ещё нескольких авторов — Константина Симонова («Жди меня» и «Сын артиллериста»), Юлию Друнину («Зинка»), Давида Самойлова («Сороковые-роковые»). Остальные — половина учащихся — написали, что не могут вспомнить ничего! (“Стихов не помню. Что-то когда-то учил. Помню только дух...”)

2. Какие песни о войне вы знаете? Знаете ли, когда они написаны — до Великой Отечественной, во время неё или после?

В числе лидеров называлась песня «День Победы». Вспомнили «Священную войну», «На безымянной высоте», «Катюшу», «На поле танки грохотали» (“Помню песню «Четыре танкиста» — «Четыре трупа возле танка...»”). Только два человека вспомнили шуточную песню о войне (в исполнении Л.Утёсова — «С боем взяли город Брянск, город весь прошли...»). Варианты ответов: “Пугачёва поёт песню «Ленинград» — наверняка о Великой Отечественной”; “Помню какую-то песню со словами «Десятый наш, десантный батальон...»”; “В прошлом учебном году, уже в этой школе, учили на 9 Мая песню «Я сегодня до зари встану»”.

Очень интересно: тексты песен большинство детей к стихам не относят (стихи учили на литературе, песни — на уроках музыки и пения, кстати, многие песни вспомнились именно потому, что, как пишут дети, учителя пения разучивали их на уроках, например «Алёшу» или «День Победы»). Некоторые специально поясняют, когда речь идёт о текстах, ставших широко известными как стихотворения: “Стихотворение Симонова «Жди меня», положенное на музыку и ставшее песней”.

3. О чём, как правило, говорится в стихах и песнях о войне? От чьего лица ведётся поэтическое повествование? Знаете ли вы песни и стихи, написанные от первого лица?

На вопрос, о чём говорится в стихах и песнях о войне, ответили даже те, кто писал, что не знает ни одной песни и не помнит ни одного стихотворения, в фантазии нашим детям не откажешь: “Стихов и песен не знаю. Как правило, в них даётся герой для подражания: «Советский человек, вперёд! За Отечество!» Чтобы, прочитав это произведение искусства, человек записался в армию, пошёл в штыковую атаку на танки, пулемётчиков, гранатомётчиков, автоматчиков”. “В стихах и песнях о войне говорится о войне. А также о героях, погибших и выживших солдатах, о матерях, о рабочих и колхозниках, о победах и поражениях”.

С пониманием сущности грамматической категории лица — просто катастрофа, несмотря на то что она присутствует в любом изучаемом школьниками иностранном языке, не говоря уже о русском. Даже те, кто вспомнил песню «Я сегодня до зари встану...», пишут, что песен, написанных от первого лица, они не помнят и не знают, скорее всего, таких и нет, а если вдруг есть, то крайне мало. О том, что первое лицо может быть множественного числа (то есть не только я, но и мы), они вообще забывают. При этом бывают вполне аргументированные обоснования: “Описания действий, атмосферы, чувств героев становятся ясны сами собой. Повествование ведётся от третьего лица. Трудно быть собой, когда идёшь в строю”; “Песен, написанных от первого лица, не слышала. Повествование ведётся от имени третьего лица, постороннего наблюдателя, а говорится в песнях о любви к родине, крепкой дружбе, взаимопонимании и поддержке”; “Повествование ведётся от роты или народа”; “Помню от имени мы, а вот от единственного числа — не помню”.

4. Какова, по-вашему, цель написания стихов и песен о войне? На какую аудиторию они рассчитаны? Как их исполняют, где, когда?

Вот подборка самых характерных ответов на этот вопрос.

  • Песни военного времени писались для поддержки людей, чтобы они выстояли. Потом, лет через двадцать, стали появляться другие стихи и песни, написанные людьми, опомнившимися от войны, желающими рассказать, что там было. Многие пишут стихи, рассчитывая на молодое поколение, чтобы не исчезла память о тех событиях.
  • Я считаю, что цель написания стихов состоит в том, чтобы мы помнили тех людей, которые положили жизнь ради нашей свободы. Сейчас стихи и песни о войне пишут для тех людей, для кого Великая Отечественная является не только фактом истории, а чем-то большим.
  • Вот «Тёркин», например, рассчитан на широкую аудиторию. И рабочий, и колхозница могли его прочитать. Пишут стихи затем, чтобы почтить память умерших и восхищаться живыми. В военное время писали, чтобы укрепить мужество солдат.
  • Стихи, написанные уже в мирное время, были написаны потому, что невозможно было держать в себе весь ужас той войны.
  • Цель — не дать людям забыть. Чтобы помнили о войне, и она не повторялась. Чтобы помнили о погибших, и они жили в памяти людей. Чтобы помнили о доблести наших воинов. Чтобы помнили о скорбящих и относились к ним, как положено.
  • В войнах участвовали люди — стихи хоть как-то помогают приблизиться к чувствам и жизням людей того времени.
  • Возможно, некоторые произведения написаны без какой-то особой цели, просто от желания высказаться, поведать о страшной реальности войны.
  • По-моему, цель — стремление выразить себя, свои чувства, своё горе, свою радость, дать людям понять многое о войне. Песни рассчитаны на многомиллионную аудиторию.

Вопросы, заданные учащимся, я называю “детскими”. Вопрос прост, и ответ как будто бы очевиден, но найти его, оказывается, достаточно сложно. Однако несколько ребят во время работы спецкурса говорили, что эти первые вопросы подтолкнули их к более внимательному прослушиванию материала занятий, некоторые ученики брали тексты стихов и песен, чтобы откопировать их, некоторые брали аудиозаписи для переписывания. О том, что познавательный интерес был разбужен и реализован (хотя бы частично!) на занятиях спецкурса, свидетельствуют письменные работы на последнем занятии.

Вот итоговые вопросы (они по-прежнему просты): “Как бы вы сейчас ответили на первый блок вопросов? Изменилось ли ваше отношение к изученному материалу? Что принципиально нового вы узнали на занятиях?”

  • Моё мнение не изменилось, но зато я узнал много нового: стихов, песен, про сами эти произведения (историю их создания, реакцию публики и т.д.). Также интересна тенденция изменения настроения песен во время войны — от тревожно-призывных в первый год войны («Священная война») до оптимистично-бодрых в конце, после перелома в ходе военных действий («Дорога на Берлин»).
  • Я вспомнил много песен, которые раньше, оказывается, слышал и знал, но ещё больше было песен новых для меня. Слушал их с большим удовольствием. Несмотря на то, что в наше время продолжают говорить о войне, но ни слова о тех, кто писал и любил петь о ней. По телевизору я даже 9 Мая ничего подобного не слышал. О стихах про войну мне даже в школе ничего не говорили. Они стали для меня большим открытием.
  • Моё мнение о стихах и песнях о войне не изменилось. Не может быть полёта души и мысли под таким хорошим надзором, как в то время в СССР.
  • Я ожидал услышать в большинстве своём гораздо более лёгкие стихотворения в духе фильма «Александр Невский» — с тем же настроением и отсутствием глубины. Я не думал, что важность человеческой жизни будет так хорошо показана (в Советском Союзе-то самым важным было явно не благополучие граждан, государство существовало не для людей, а для себя), что идеологизированное правительство пустит печальные произведения в печать. Я думал, что в стихах тех лет меньше скорби и больше призывов “Бить врага!”. Моё отношение к стихам и песням о Великой Отечественной значительно улучшилось.
  • В нашей школе каждый год устраивались вечера ко Дню Победы, на которых я слышал много песен и стихов. Складывалось примерно такое впечатление: было военное время, переживания людей вылились в песни... Редко я слышал имена авторов. Теперь я знаю много больше. Сейчас мне понятно, что существовали специальные службы по распространению стихов — газеты, хоры, фронтовые бригады устраивали концерты. Мои знания упорядочились. Сидя на спецкурсе, иногда невольно представлял себя бойцом, уходящим на фронт, свидетелем прощания или более печальных картин...
  • Я поняла, что песен, оказывается, очень много, только я некоторые из них никогда не слышала (хотя в детстве засыпала под строчки “Пройдёт товарищ все фронты и войны...”). Наверное, потому, что о Великой Отечественной у нас в стране вспоминают только с приближением 9 Мая...
  • ...Эти песни могли даже самого сильного духом человека заставить заплакать и пережить те события, испытать тот животный страх, когда ты, сжавшись в комок, сидишь в окопе, а на тебя заходит немецкий самолёт...
  • Оба мои деда дошли до Берлина и с ранениями, наградами вернулись домой. Но, к сожалению, когда я родился, они уже умерли. Конечно, родители мне рассказывали о своих отцах. Но песни и стихи меня просто ошарашили. В них есть что-то такое глубокое, заставляющее думать и представлять войну...
  • Если на первом занятии я вынужден был признать, что не знаю ни одного стихотворения о войне, то теперь с уверенностью могу сказать, что знаю самые известные стихи и песни, что у меня даже появились любимые...
  • Я стал понимать, что эти песни надо ценить не за красоту музыки, технику вокала, красивые слова в тексте и качество аранжировки, а за эмоциональную окраску, за чувства, которые исходят от исполнителя...
  • Великая Отечественная была вырезана из моего сознания, она представляла для меня чёрное пятно на шкале времени XX века. Казалось, что люди жили до 1941 года, потом жизнь оборвалась. И война, забрав миллионы жизней, бросила тех, кто уцелел, искалеченными, в 1945 год, просто пропустив четыре года. Несмотря на то, что люди жили, страдали, погибали, осознать это не удавалось. У меня был против понимания людей Великой Отечественной какой-то психологический барьер (наверное, из-за наших СМИ). Теперь удалось взглянуть на тех, кто жил в то время, не только как на героев-воинов, но и как на простых людей, которым выпала очень тяжёлая, страшная судьба. Тем не менее они жили, а значит, любили, мечтали, надеялись, верили, размышляли. И, по сути, это те же стихи и песни, какие пишут во все времена, просто в разные времена — разная тематика. Спасибо за помощь в избавлении от стереотипов.

Вчитайтесь в эти ответы — они о многом заставляют задуматься…

Рейтинг@Mail.ru