Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2008

Я иду на урок

Методика

Р.Ф. Брандесов


Эмоциональный резонанс и урок литературыР.Ф. Брандесов

(В сокращении)

Воспитание человека невозможно вне воспитания сферы чувств, вне формирования способности сочувствия, эмоционального отклика на чувства других. Путь возникновения эмоции, рождающейся как отклик на чужие переживания, обозначается в психологии термином эмоциональный резонанс. Этот резонанс, возникающий под влиянием семейного и общественного окружения, формирует во многом человека: психология устанавливает особую роль чувств, испытанных в детстве, они проносятся через всю взрослую жизнь.

Сильнейшее средство воспитания в ребёнке высокой эмоциональной культуры — художественная литература, искусство. Способность к эмоциональному отклику на произведение искусства воспитывается, как и всякая способность… Развитие способности ученика эмоционально воспринять факт искусства обретает первостепенное значение, так как без эмоционального отклика на юмор, патетику, потрясение, скорбь, которые несёт произведение искусства, нет полноценного эстетического восприятия. Один из подходов к решению этой проблемы кратко может быть изложен в следующем виде.

Для “управления” явлением эмоционального резонанса необходимо теоретически представить путь “передачи” эстетического чувства, материальную основу контакта читателя с литературным произведением.

Отправной точкой для такого представления может служить гипотеза сигнального подхода, предлагаемая Ю.Филипьевым («Сигналы эстетической информации». М., 1971). К объяснению принципа эстетического воздействия искусства Ю.Филипьев применяет учение теории информации о сигнальной настройке систем.

И в технике, и в природе, и в жизни мы встречаемся с сигналами-импульсами, приводящими в действие те или иные системы, организующими их работу. Во взаимодействии живых существ с объектами и явлениями окружающей среды сигнально-организующие действия приобретают огромное значение. Так, яркая окраска венчика цветка является сигнальной для насекомого, вызывая у него стремление лететь к цветку; “песня” птицы является сложным структурным сигналом, который способен внутренне настроить другую птицу на определённое поведение.

Ю.Филипьев видит и в художественном образе сигнальную функцию. Определённое структурное сочетание созвучий, красок, ритмических движений, слов, воплощающих художественный образ, вызывает у воспринимающего соответствующий резонанс ощущений и чувств, которые “идут... по образу и подобию самой эстетической структуры произведения искусства”1.

Эта гипотеза может стать основанием для выработки схемы, обозначающей путь возникновения эмоционального резонанса и основные звенья его организации на уроке литературы.

Литературный текст — первое звено схемы — должен быть подвергнут функциональному анализу с целью выделения его идейно-эмоционального содержания. Второе звено схемы — выработка методики целенаправленных действий учителя, озабоченного ученическим восприятием литературного произведения, наиболее адекватным его эмоциональному содержанию. Третье звено — психологические закономерности и варианты эмоционального отклика учеников на художественный текст…

В литературоведении, психологии и методике идёт поиск таких путей анализа, которые бы открыли загадку воздействия идейно-эмоционального содержания художественного текста на читателя (В.Я. Брюсов, Л.С. Выготский, Б.О. Корман, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, Н.Я. Мещерякова).

О подготовке учителя

Если главная задача учителя — преодоление сложности материала, который он хочет сделать достоянием учащихся, то при работе с произведениями искусства функции учителя усложняются. Давно установлено, что учитель дисциплин эстетического цикла не столько передатчик информации, сколько посредник между обучаемым и автором, который помогает ученику открывать себя, своеобразный транслятор художественного содержания произведения.

Процесс трансляции сопровождается (или обуславливается) переводом слова автора на язык чувств, обращённых к ребятам. Этот “перевод”, являющийся результатом собственной интерпретации произведения, содержит как положительные, так и отрицательные возможности, так как “партитура чувств” произведения оживает в чувствах учителя (и это наиболее короткий и прямой путь к эмоциональной сфере учащихся) и вместе с тем трансляция может быть затруднена неправильной учительской интерпретацией, искажённым пониманием произведения или невыразительной передачей его эмоционального содержания.

В связи с рассмотрением учительской роли транслятора следует обратиться к характеру учительских чувств, участвующих в процессе эмоционального резонанса. Старый спор о сценическом поведении актёра — должен ли актёр играть, изображать чувство или должен перевоплотиться в героя — удовлетворительно решается психологией. Так, Выготский, вопреки неправильному толкованию системы Станиславского, отмечает двойственность всякой актёрской эмоции, её особый характер: являясь выражением эмоционального состояния актёра, его эмоция контролируема, управляема.

Вероятно, процесс эмоционального переживания учителя на уроке литературы тождествен актёрским эмоциям не только по действенным задачам, но и по психологическому механизму, структуре. Непосредственно переживая читаемый текст, учитель в то же время контролирует свои переживания; то, что они осмыслены, не мешает, а способствует их выразительности.

Но, в отличие от связей актёра и зрителей, связи учителя и учеников характеризуются особой действенностью и активностью. Поэтому постоянной функцией учителя должно быть чуткое внимание к эмоциональной жизни ребят, умение читать характер психологических реакций класса. Для этого необходимы наблюдательность, знание учеников, устойчивых черт личности, их установок, субъективного отношения ко многим явлениям2. Без психологического изучения школьников педагогическое воздействие на уроке литературы не может быть по-настоящему целеустремлённым и результативным.

Учитывая специфику всех этих функций учителя, естественно обратиться к вопросу о подготовке к уроку, на котором планируется организация эмоционального резонанса. Для удобства рассмотрения можно в этой подготовке условно выделить три стадии.

Первой стадией явится конструкция урока, который компонуется на основе результатов композиционного анализа текста произведения и осмысления учителем его эмоционального содержания. Намечается “партитура чувств”, которые должны проявиться на уроке; в отборе текста, монтаже моментов урока, намечающемся ритме, определении зачина, концовки, эмоционального ключа заключаются начала конкретного воплощения учительского замысла на уроке. Продумывая организацию настройки на волну авторской мысли-чувства, учитель обращает внимание на жанр произведения, чтобы учесть предрасположенность детей к восприятию. При компоновке будущего урока нужно иметь в виду особенности конкретных учеников конкретного класса.

Всё это ведёт ко второй стадии подготовки — методическому плану урока, то есть определению приёмов, при помощи которых можно воплотить замысел учителя. Определяется организация эмоционального фона того или иного момента урока (наглядность, оформление класса, применение технических средств), эмоциональный тон учительского слова и выразительного чтения, моменты “эмоциональной атаки”, темпо-ритмические переходы между частями урока. В зависимости от этапа изучения произведения — вводные занятия, анализ или обобщение — намечается конкретная методика с обязательным выделением “эмоциональных клавишей” каждого приёма. Установка на организацию эмоционального резонанса повернёт новой стороной каждый приём, побудит учителя отыскать в нём новые возможности.

Третьей стадией должна стать эмоциональная подготовка учителя к уроку литературы. В это понятие войдёт организация определённого настроя, диктуемого изучаемой темой и эмоциональным характером привлекаемого текста, волевая готовность эмоционального аппарата учителя (что ставит проблему психотехнической его тренировки). Без этой волевой готовности не будет должной выразительности учительского отношения к произведению, тогда как непременным условием эмоционального резонанса является “эмоциональная иррадиация”, то есть заражение класса эмоциональным отношением самого учителя к писателю.

Краткое обозначение стадий подготовки учителя к уроку литературы проявляет необходимость большего, по сравнению с обычным, проникновения его в сущность своей деятельности, что является настоятельным требованием времени.

Эмоциональный резонанс учеников

Последнее звено упомянутой схемы — ученик, приёмник, “резонатор”. В процессе эмоционального контакта с произведением искусства расширяется содержание чувственного мира ученика. Резонанс чувств выступает как фактор развития, так как способности не просто проявляются в деятельности, но и непосредственно создаются в этой деятельности. Условиями резонанса отдельной личности выступают такие психологические параметры, как эмоциональная отзывчивость, установка, запас информации, следы эмоциональных впечатлений, в том числе эстетических. Ошибочное истолкование жеста, поступка героя, неспособность проникнуть в его переживания, непонимание автора ведут к неполному, деформированному, обеднённому восприятию…

Полное отсутствие эмоционального опыта тоже препятствует восприятию, так как, “чтобы понять чьё-либо психологическое состояние, необходимо иметь самому хотя бы в чём-то подобное переживание. Дети не понимают произведения тогда, когда этого эмоционального опыта недостаёт. Поэтому ребёнок не может почувствовать некоторых состояний взрослых” (Слоньска И. Психологические проблемы иллюстраций для детей. Варшава, 1969. С. 89).

Постижение детьми явлений жизни взрослых (разных времён и народов) облегчается введением в повествование героя-ребёнка. Вероятно, главный путь автора к читателю в этом случае — точка зрения, переживания юного героя, приближающие и открывающие любые жизненные коллизии. Отсюда — развитие эмоциональной восприимчивости, опыта сочувствия и сопереживания, способности эмоционального отклика совершенно необходимо для успешной организации эмоционального резонанса в процессе восприятия искусства.

Исследуя закономерности резонанса, нельзя ограничиться углублением в процессы индивидуального восприятия, так как методическая проблема решается в работе с группой учащихся, с классом в целом. Здесь необходим и учёт воздействия учеников друг на друга, закона “заражаемости”, влияния мнения и чувств окружающих на индивидуум.

Как выявить эмоциональное состояние, реакцию, как “замерить” эстетическое переживание?

Речевой способ выявления эмоциональных впечатлений заслуживает внимания, если учесть искренность детских самоотчётов. При надлежащей обработке можно выделить и эмоциональное ядро, и другие составные части восприятия, так как они скажутся в самоотчёте очень непосредственно. Поэтому детский отчёт и анкета, сталкивающая разные впечатления, могут выявить следы эмоций и избирательность читательского восприятия.

Следует учесть и значение детского выразительного чтения, реализующего не только понимание детьми художественного текста, но и эмоциональное переживание его.

Сложность изучения читателя-резонатора определяется сложностью процесса эстетического восприятия и многообразными связями его с личностью человека, динамическими изменениями в развитии ученика. Однако имеющаяся методика педагогического исследования может, хотя бы на первых порах, вооружить учителя для организации этой работы…

Примечания

Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации. М., 1971. С. 59.

2 См.: Якобсон П.М. Психологические основы формирования эмоциональной сферы школьника // Советская педагогика. 1971. № 6. С. 104.

Рейтинг@Mail.ru