Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2008

Колонка редактора

Колонка главного редактора

Эта тема пришла, остальные оттёрла…

Многие учителя полагают, что обсуждать экзамены — примерно то же самое, что говорить о погоде. Какая разница, что думаем мы, если она (погода) от нас всё равно не зависит? А начнёшь ей советовать — сразу же будешь похож на несуразного Епиходова: “Не могу одобрить нашего климата. (Вздыхает.) Не могу. Наш климат не может способствовать в самый раз…” Нет уж, примем всё как есть: “всякая погода — благодать!”

Позвольте не согласиться, коллеги. Всё-таки экзаменационная политика — дело рук человеческих, а значит, тут можно и должно помогать.

А насчёт Епиходова — что ж, иногда и смешными побыть стоит. Тем более в начале апреля, в день дурака. Мы предлагаем вам, читая материалы о сложных вопросах экзаменационной стратегии и тактики, нет-нет да и поглядывать на забавные выдержки из нашего редакционно-учительского блокнота в жанре «Нарочно не придумаешь» — они расположены на последней полосе, вместо традиционного «Задания со звёздочкой». Улыбнуться никогда не мешает — ведь, как говаривал горинский Мюнхгаузен, именно с серьёзным выражением лица делаются все самые большие глупости.

В последнее время с этим серьёзным выражением лица государственные люди рассказывают нам о перспективах экзамена по литературе. Пришла пора и нам самим оценить эти перспективы: мы решили посвятить специальный номер газеты важнейшим экзаменационным жанрам, которые на Форуме словесников (ноябрь 2007 г.) были названы в числе приоритетных. Среди них — сочинение, устный экзамен, защита исследовательских работ и рефератов. Каждому из этих жанров посвящён особый раздел номера. Естественно, не могли мы обойтись и без разговора о ЕГЭ: хотя словесники выразили этой форме экзамена недоверие, но не приглядываться к ней мы не можем.

Открывается же номер подборкой мнений наших авторов об экзамене по литературе вообще, о его обязательности/необязательности, о соответствии целям и задачам преподавания. Несмотря на крепчающую погоду и надвигающееся ненастье, мы не можем этими мнениями не обмениваться и не знакомить с ними тех, от кого эта погода зависит. И пусть наши попытки объяснить себя городу и миру покажутся кому-то бессмысленными, как бег по бесконечным лестницам (см. рисунок справа), мы будем предпринимать их вновь и вновь. С маниакальностью дураков и шутов всех времён и народов — тех самых дураков, которые в итоге оказываются прозорливее других.

Номер перед вами — но тема экзамена не закрыта. К ней, “перепетой не раз и не пять”, мы обязательно вернёмся в самое ближайшее время.

Редакция