Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 10-й класс

Светлана Белокурова


Светлана Павловна Белокурова — учитель литературы, Санкт-Петербург.

Материалы к урокам по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Семинар по поэзии Ф.И. Тютчева

К семинару учащиеся читают стихотворения «Весенняя гроза», «Silentium!», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа...», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Два голоса», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»), «Цицерон», «Осенний вечер», «Тени сизые смесились...», «День и ночь», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «Эти бедные селенья…», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «От жизни той, что бушевала здесь…», «О вещая душа моя…», «Ещё земли печален вид…», «Предоп­ределение», «Как океан объемлет шар земной…», «О чём ты воешь, ветр ночной…», «Бессонница», «Два голоса», «Последний катаклизм», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», «Наш век», «Итак, опять увиделся я с вами…», «Не Богу ты служил и не России…», «14-ое декабря 1825», «29-ое января 1837» или другие.

Задания к семинару

  • Соотнесите прочитанные к предыдущему уроку стихотворения с темами, которые обычно выделяют исследователи в тютчевском творчестве: «Хаос и космос» (двоемирие Тютчева), «Человек посреди вселенского хаоса», «Природа в лирике поэта», «Любовная лирика», «Образ России в лирике Тютчева».
  • Составьте оглавление предполагаемого сборника тютчевских стихов, распределив их по названным тематическим разделам. Какие стихи оказались бы вне такого тематического деления, а какие, напротив, пришлось бы разместить сразу в нескольких разделах? Почему?

Индивидуальные задания

  • Расскажите о жанре эпиграммы у Тютчева. Найдите примеры тютчевских эпиграмматических стихотворений и прокомментируйте их, отталкиваясь от ключевой строки (например, «Умом Россию не понять…», «Молчи, прошу, не смей меня будить…», «Природа — сфинкс…» и др.). Дайте свою интерпретацию одного поэтического текста этого жанра (О чём стихотворение? Какова главная авторская мысль? Отталкиваясь от какого образа строки можно построить разговор о стихотворении Тютчева?). В чём, с вашей точки зрения, отличие эпиграммы от пейзажного стихотворения?
  • Сделайте лексический и исторический комментарий к стихотворениям Тютчева «Silentium!», «Фонтан», «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»), «Цицерон», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «Эти бедные селенья…», «От жизни той, что бушевала здесь…», «Последний катаклизм», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.», «Наш век», «Итак, опять увиделся я с вами…», «Не Богу ты служил и не России…».

Ход семинара

I. Беседа по вопросам домашнего задания.

Обсуждение оглавления тютчевского сборника, составленного учащимися. Какие стихи оказались вне тематического деления, а какие, напротив, вошли в несколько разделов и почему?

Какие незнакомые для вас стихотворные жанры вы обнаружили в лирике Тютчева?

II. Выполнение индивидуальных заданий.

Рассказ учащегося о жанре эпиграммы у Тютчева. Анализ одного стихотворения в жанре эпиграммы.

III. Групповая работа.

Обменяйтесь впечатлениями о прочитанных стихотворениях. Обсудите их в группе и сформулируйте общий ответ по теме, выбранной вашей группой. Подготовьте выступление от группы по избранной теме. Включите в ответ выразительное чтение одного-двух стихотворений с элементами анализа поэтического текста.

1. Хаос и космос в тютчевской поэзии (двоемирие Тютчева).

Возможные варианты стихотворений, на основе которых группа готовит ответ: «День и ночь», «Как океан объемлет шар земной…», «О чём ты воешь, ветр ночной…», «О вещая душа моя…» и др.

Какую роль в этих стихотворениях Тютчева играют контраст, антитеза? Каковы главные темы и мотивы философской лирики Тютчева?

2. Человек посреди вселенского хаоса.

«Silentium!», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Цицерон», «Тени сизые смесились...», «Как океан объемлет шар земной…», «От жизни той, что бушевала здесь…», «Фонтан», «О вещая душа моя…», «Бессонница», «Два голоса» и др.

Какие чувства вызывает у поэта человек — “мыслящий тростник”? Есть ли что-то, что примиряет Тютчева с таким положением человека? Чем, согласно Тютчеву, оплачено слияние человека с природой?

3. Природа как загадка: два ответа.

«Весенняя гроза», «Не то, что мните вы, природа...», «Осенний вечер», «Тени сизые смесились...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «От жизни той, что бушевала здесь…», «Последний катаклизм» и др.

Какие два ответа даёт тютчевская лирика на загадку природы?

4. Тема любви в лирике Тютчева.

Стихотворения “денисьевского цикла” («О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»), «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое...») и др.

С чем связан трагизм любовной лирики поэта? Какова эмоциональная доминанта любовной лирики Тютчева? С какими биографическими обстоятельствами связан “денисьевский цикл”? В каких художественных образах раскрываются в тютчевском цикле мотивы “палача” и “жертвы”, какую роль играет образ “толпы”? Почему любовь названа “поединком роковым”?

5. Образ России в лирике Тютчева.

«Умом Россию не понять…», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «Эти бедные селенья…», «Наш век», «Итак, опять увиделся я с вами…», «Не Богу ты служил и не России…», «14-ое декабря 1825», «29-ое января 1837» и др.

Какие пушкинские и лермонтовские картины, мотивы можно обнаружить в тютчевских стихах о России? Какой образ “земли родной” рисует поэт в своих стихах? Какие события истории России и биографические вехи в жизни Тютчева отразились в этих произведениях?

Дополнительные вопросы, которые в ходе или по итогам семинара может задать учитель.

Кто из поэтов вспомнился, пока звучали тютчевские строки? Что в этих стихотворениях показалось необычным, новым для вас? Какое из прозвучавших стихотворений вы хотели бы выучить наизусть и почему? Какие темы затронуты в прочитанных произведениях? Какие темы, с вашей точки зрения, характерны для философской лирики, в чём, например, её отличие от лирики любовной или пейзажной? Можно ли однозначно определить, к какому виду лирики относится то или иное тютчевское стихотворение? На каких контрастах строится тютчевский “мирообраз” (Я.Зунделович)? Какие вопросы остались неразрешёнными?

Можно ли отнести Тютчева к «пушкинской плеяде»?

Домашнее задание

  • Найдите в сборнике тютчевских стихотворений тексты, композиционно напоминающие «Фонтан». Определите, на каком символическом образе строится сопоставление. Какой композиционный приём лежит в основе «Фонтана»?
  • Известно, что тютчевские стихотворения нередко двучастны: в первой рисуется картина природы, во второй даётся философское обобщение изображённого («От жизни той, что бушевала здесь…», «Смотри, как на речном просторе…», «Ещё земли печален вид…» и др.). Если философская часть отсутствует, то, как правило, подразумевается. Попробуйте написать вторую, “философскую” часть стихотворения «Что ты клонишь над водами…» (в стихах или в прозе).

Возможные темы исследовательских проектов

  • Три шедевра русской лирики.

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое…»)», А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение…» («К***»), А.А. Фета «Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали…».

  • Итоговые стихотворения А.А. Пушкина и Ф.И. Тютчева.

«Каменноостровский цикл» и «Нам не дано предугадать…», «От жизни той, что бушевала здесь…», «Бывают роковые дни…», «Природа — сфинкс…», «Как ни тяжёл последний час…», «Всё отнял у меня казнящий Бог…» и др.

Два урока по творчеству А.А. Фета

Урок первый

Судьба поэта: Шеншин против Фета (1 ч.)

I. Задания и вопросы

1. По просьбе Т.Л. Толстой, дочери Л.Н. Толстого, Фет однажды заполнил «Альбом признаний» (распространённая в ХIХ веке игра). Вот некоторые ответы Фета (раздаточный материал).

— Самая тяжёлая минута в вашей жизни? — Когда узнал, что всё моё достояние расхищено.

— Что лучше: желать и не получить или иметь и потерять? — Первое.

— Какое историческое событие вызывает в Вас наибольшее сочувствие? — Отмена революции Наполеоном I и казнь Пугачёва.

— Ваше мнение о браке и супружеской жизни? — Что это естественная тягота, которую надо уметь носить.

— Ваш любимый писатель в прозе? — Гр. Л.Н. Толстой.

— Ваш любимый герой в романах? — Лукашка в «Казаках».

— Ваша любимая героиня в романах? — Осинка в «Трёх смертях».

— Долго ли бы вы хотели жить? — Наименее долго.

— Какой смертью хотели бы вы умереть? — Мгновенной.

Попробуйте по этим ответам описать характер поэта и его мировоззрение.

2. Как вы полагаете, в какую эпоху жизни Фета написана анкета? Почему в анкете, которую вы прочитали, так часто упоминаются произведения и герои Л.Н. Толстого? Что вам ещё известно о Фете? Какие стихи знаете наизусть? Прочитайте их.

3. Выберите наиболее заинтересовавший вас этап жизни Фета и кратко расскажите о нём.

II. Беседа с учащимися

Какие события и обстоятельства жизни Фета представляются вам самыми драматичными? Известны ли вам стихи поэта, в которых нашли отражение эти события? Почему у Фета нет таких стихов, куда непосредственно “впущены” факты биографии? Как вы понимаете реплику И.С. Тургенева: “Как Фет вы имели имя, как Шеншин только фамилию”?

III. Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева «Как океан объемлет шар земной…» и Фета «На стоге сена ночью южной…». Его цель — ответить на вопрос: “В чём отличие тютчевского художественного мира от фетовского?” (раздаточный материал).

Ф.И. Тютчев

«Как океан объемлет шар земной…»

А.А. Фет

«На стоге сена ночью южной…»

   

Выпишите в таблицу ключевые слова и словосочетания обоих стихотворений. Найдите сопоставимые и контрастные образы. Какое эмоциональное “звучание” получают они в контексте каждого из стихотворений?

Сделайте письменно вывод о том, чем отличаются мировоззренческие позиции поэтов.

IV. Домашнее задание

  • Дополните таблицу сравнением стихотворений Тютчева «Святая ночь на небосклон взошла…» и Фета «Как нежишь ты, серебряная ночь…». Что вы можете, исходя из наблюдений над стихотворениями Фета, сказать о художественном методе поэта? К какому литературному направлению вы бы его отнесли? Аргументируйте свои наблюдения.
  • Перечитайте стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь», «На стоге сена ночью южной…», «Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Это утро, радость эта…», «Жду я, тревогой объят…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» и определите (письменно) основные темы фетовской лирики.
  • В литературоведении есть понятие “модель мира”. Какие составляющие, с вашей точки зрения, входят в фетовскую “модель мира”?
  • Как вы понимаете определение “Фет безглагольный”?

Индивидуальные задания

  • Чем отличается изображение усадебного мира у Фета от образов усадьбы у Некрасова («Родина»), Тургенева («Записки охотника»), Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик»)?
  • Обратившись к энциклопедическому словарю, дайте определение импрессионизма. Как вы понимаете его применительно к поэзии? Проверьте себя по словарю литературоведческих терминов. В чём сходство и различие определений словарей энциклопедического и литературоведческого?
  • Прочитайте юмористическое стихотворение современного поэта Николая Голя. Какой период жизни Фета оказался в фокусе авторского внимания в стихотворении? Найдите в нём реминисценции из известных вам произведений русской классики. Узнали ли вы пародируемую автором стихотворения строку Фета?

В гостях

Дружба. Нежность. Умиленье.
Славных предков имена.
Лев Толстой гостит в именье
Будущего Шеншина.
— Просим, просим! Нынче каша
Гречневая!
— Угодил!
Граф Толстой ещё не пашет,
Мясо ест и очень мил.
Да и что такое в мясе?
Мясо ходит стороной.
— Афанасий Афанасьич!
Вы вздремнули, дорогой?
Друг задумчив. Он скучает.
— Что хозяйство?
— Недосуг…
Говорит Лев Николаич:
— Экий братец ты фитюк!
Споры. Вздоры. Словопренья.
— От сохи большой привет.
“Эти бедные селенья”, —
Вспомнил строчку бывший Фет.

Урок второй

«Свои особенные ноты…»

Художественный мир Фета (2 ч.)

I. Беседа с учащимися.

  • Что вы можете, исходя из наблюдений над стихотворениями Фета, сказать о художественном методе поэта? К какому литературному направлению вы бы его отнесли? Аргументируйте свой ответ, обратившись к текстам стихотворений.
  • Обратитесь к статье Цветаевой «Поэты с историей и поэты без истории». К какому типу поэтов Цветаева отнесла бы Фета? А вы?
  • Поэт ХХ века Владимир Набоков написал в 1921 году стихотворение «На смерть А.Блока», где дал свои определения поэтам века XIX:

“ключ, струящийся во мгле”

“румяный луч во храме”

“радуга по всей земле”

“Путь Млечный над горами”

Попробуйте соотнести образы Набокова с поэтическими именами “золотого века”: Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета. Мотивируйте свой выбор. Найдите в этих кратких определениях ключевые для лирики каждого из названных поэтов образы и аргументируйте своё мнение.

Чтение учителем первой строфы набоковского стихотворения.

Пушкин — радуга по всей земле,

Лермонтов — Путь Млечный над горами,

Тютчев — ключ, струящийся во мгле,

Фет — румяный луч во храме.

Справедливо ли набоковское определение фетовского мира как храма?

  • Прокомментируйте понятие “модель мира”. Какие составляющие, с вашей точки зрения, входят в фетовскую “модель мира”? Можно ли обнаружить их в стихотворении, которое считается визитной карточкой Фета, — «Шёпот, робкое дыханье…»? Самостоятельно прочитайте стихотворение. Как, по-вашему, надо его читать вслух? Что в стихотворении даёт основания для подобной интерпретации? Прочтите его выразительно.

II. Аналитическое чтение стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»1

Чем необычно это стихотворение? Каковы особенности поэтического синтаксиса? Сопоставьте первую и последнюю строфы: что изменилось в мире, состоянии природы, чувствах лирического субъекта? Как развивается “поэтическая мысль” (определение А.А. Фета) в стихотворении? Какие художественные приёмы использует поэт? В чём состоит роль звукописи и цветописи в стихотворении? Какие составляющие фетовской “модели мира” вы открыли для себя после анализа стихотворения? Как бы вы прочитали его теперь?

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» называют декларацией “пушкинского” направления в поэзии, “чистого искусства”. Попытайтесь доказать, почему? Как вы думаете, почему это фетовское произведение вызвало множество откликов-пародий и почему пародировали их авторы в основном “гоголевского” направления? (Чтение 1–2 пародий на стихотворение — например, Д.Минаева, Н.Добролюбова — и их обсуждение.)

III. Выразительное чтение и комментирование учащимися стихотворений, определение ведущих тем и мотивов («Ещё майская ночь», «На стоге сена ночью южной…», «Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Это утро, радость эта…», «Жду я, тревогой объят…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…», «Какая холодная осень…» — по выбору учащихся).

Работа с таблицей «“Модель мира” в лирике Фета». В ходе чтения и комментирования учащимися стихотворений поэта записывайте в таблицу слова или словосочетания, а также названия стихов Фета.

Мир социальный

Мир усадьбы

Поэтический мир

     

Подведите итоги, опираясь на следующие вопросы. Какие социальные роли играл Фет в своей жизни? В чём поэт видел спасение от социальных и личных бед? Как реагировал на ситуацию “социальной незащищённости”? Какие образы усадьбы как целостного, закрытого для социальных перипетий мира встретились в стихотворениях? Какие образы стали доминантами поэтического мира Фета?

IV. Беседа с учащимися

Философ Вл. Соловьёв заметил, что “красота есть ощутимое проявление истины и добра, поэзия должна быть красива” (В.С. Соловьёв. «Общий смысл искусства»). Созвучны ли стихи Фета этим словам? Почему одними из самых важных в лирике Фета становятся эпитеты “трепещущий” и “дрожащий”? Попробуйте продолжить этот ряд, найти другие ключевые фетовские словообразы.

V. Выполнение индивидуального задания

Почему Фета называют поэтом-импрессионистом? Что такое импрессионизм в поэзии?

Аргументируйте свой ответ, обращаясь к стихотворениям Фета, например, «На кресле отвалясь, гляжу на потолок…», «Только в мире и есть, что тенистый…» и др.

VI. Комментированное чтение стихотворений «Жизнь пронеслась без явного следа…», «Ещё весна, как будто неземной…», «Я в жизни обмирал и чувство это знаю…», «Ещё люблю, ещё томлюсь…».

Можно ли использовать для характеристики поэзии Фета категорию “философская лирика”? “Здесь духа мощного господство…” — написал Фет на книге стихов Тютчева. Можно ли это определение отнести к стихотворениям Фета «Жизнь пронеслась без явного следа…», «Ещё весна, как будто неземной…», «Я в жизни обмирал и чувство это знаю…», «Ещё люблю, ещё томлюсь…»? В чём вы видите сходство и различие тютчевской и поздней фетовской лирики? Есть ли сближения?

В каких отношениях, в конечном итоге, находятся человек и мироздание у Тютчева и Фета?

VII. Сравните самостоятельно два стихотворения (раздаточный материал): «Поэзия» Тютчева и «Поэтам» Фета. Подчеркните “слова-острия”.

Мотивируйте свой выбор. Чем, с вашей точки зрения, завершается путь обоих поэтов?

VIII. Итоговый письменный вопрос: в чём вы видите “свои особенные ноты” лирики Фета и Тютчева? Обобщите свои наблюдения над лирикой поэтов в небольшой работе.

Возможно, подвести итоги вам помогут следующие словосочетания, которые вы можете включить (по желанию) в свой ответ (раздаточный материал): “философский характер лирики”, “мысль сливается с образом природы”, “постижение тайны мироздания и человеческого бытия”, “трагический характер мироощущения поэта”, “радость бытия”, “диалектика трагического и светлого”, “ощущение гармонии мира”, “противоборство враждебных сил”, “две бездны”, “красота — устойчивое состояние мира”, “остановись, мгновенье, ты прекрасно”, “миг, закреплённый в вечности”, “импрессионистический характер изображения чувств”, “фрагментарность изображения”, “динамичность и музыкальность образов”, “преобладание настроения над мыслью”, “переживание мысли”, “классик”, “романтик”.

Какие свои словосочетания вы бы добавили в этот список, а какие не стали бы включать? Объясните, почему.

IX. Чтение учащимися своих работ

X. Заключительное слово учителя: чтение стихотворения В.Набокова «На смерть Блока».

XI. Домашнее задание (по выбору учащихся)

  • Перечитайте стихотворение В.Набокова «На смерть Блока». Стихи Блока изучаются в 11-м классе, но уже сейчас можно попытаться ответить на вопрос: почему Набоков сближает лирику Блока с фетовской, тютчевской, лермонтовской и пушкинской поэзией? Возможно, вас заинтересовала личность самого Набокова. Что можете предположить о судьбе поэта, читая стихотворение?
  • Письменная работа. Сопоставительный анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» и «Я помню чудное мгновенье» («К***») А.С. Пушкина.

Примечание

1 Вариант разбора: от самостоятельного сопоставления учащимися двух первых строк стихотворения с двумя последними — к целостному анализу поэтического текста (идейно-образный уровень, стилистический уровень и фонетический уровень). Подробнее см.: Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною…»: Методика анализа // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. СПб., 2001.