Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2008

Я иду на урок

Кабинет литературы

Знакомимся с рубрикой

Рубрика «Кабинет литературы» для нашей газеты новая. Чем вызвана необходимость её появления? Что за материалы будут ждать читателя в этой рубрике? Как с ними работать? — вот, наверное, первые вопросы, которые нуждаются в наших разъяснениях.

В почте «Литературы» с завидным постоянством появляются материалы, которые рассчитаны не только (или не столько) на чтение, сколько — в силу своей наглядности — на публичное предъявление. Это и различные схемы, карты, таблицы, и подборки ярких цитат, и своеобразные стенгазеты на тему «Интересное и неожиданное в литературе». Вся эта продукция помогает учителю организовать пространство класса, оформить стенды в кабинете, привлечь внимание учеников к литературным “штучкам”. К этим материалам примыкают раздаточные материалы дидактического (и не только) характера — они, как правило, тоже накапливаются учителем в папках, стоящих в кабинете литературы, и тоже раздаются детям для просмотра и работы над ними.

Если такие материалы приходят в газету, значит, у читателей есть потребность делиться ими. С другой стороны, существует и встречно направленная потребность: наглядные материалы всё время нужны учителю, так как кабинет — место его постоянной жизни в школе — требует внимания и регулярного “обновления”. Мы решили рискнуть и попробовать в нашей новой рубрике соединить эти два “потока” спроса и предложения.

Конечно, мы идём на определённый риск: ведь нам предстоит понять, что отобрать для публикации в первую очередь, как подать материалы в, чтобы сделать её максимально полезной для вас. Поэтому с благодарностью примем все советы и прислушаемся к дружеской критике. Также приглашаем вас стать авторами рубрики «Кабинет литературы». Если у вас есть помогающий вам в работе наглядный материал, поделитесь им с коллегами.

Каждую публикацию мы будем сопровождать краткими указаниями о том, как можно использовать материалы рубрики в своей работе.

Как с этим работать?

Предложенный в этом номере материал можно использовать по-разному.

  • Газетный разворот подходит для вывешивания на стенд: совсем не плохо, если иногда на нем будут появляться хорошие и неожиданные стихи, яркие цитаты. Особенно уместно сделать это при изучении темы поэта и поэзии (в любом классе), творчества Пушкина или при знакомстве с поэзией ХХ века.
  • Цитаты, расположенные слева, дадут возможность провести в классе дискуссию на тему о поэте и поэзии. Они могут стать отправной точкой для сочинения (тему можно сформулировать так: “Выбери цитату, которая понравилась или задела больше всего, и прокомментируй её”); последняя позиция в каждом цитатном разделе специально оставлена для собственной формулировки.
  • Предложенные цитаты (о поэзии и о поэте) можно вырезать и использовать как раздаточный материал, причем сделать это как одновременно, так и независимо друг от друга. Можно цитаты ксерокопировать — тогда ученики вклеят их в тетрадь по литературе.
  • Превратить в раздаточный материал удобно и стихотворную часть разворота (например, при проведении урока, предложенного в этом номере В.Шенкман).
  • Можно попросить ребят создать свой собственный “разворот” для стенда, на котором были бы помещены одно-два интересующих их стихотворения в обрамлении ярких, неожиданных, провоцирующих на дискуссию цитат (на любую тему).