Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 6–11-й классы

Придумываем урок коллективно

Группа № 1

Учителя русского языка и литературы: Галина Александровна Вихрева, МОУ СОШ № 59 г. Барнаула; Ирина Олеговна Филиппова, МОУ СОШ № 59 г. Барнаула; Галина Анатольевна Тишкина, Алтайский кадетский корпус. Историки: Ольга Владимировна Юрыкина, МОУ СОШ ЗАТО Сибирский; Татьяна Николаевна Шишкина, МОУ СОШ ЗАТО Сибирский.

Сегодня мы не учителя — ученики. Задание получено, эмоциональный заряд дан. Отбросив сомнения, вскипаем! В нашей группе вместе историки и филологи, а задание исключительно по литературе: предложить приёмы обсуждения стихотворения Есенина «Там, где капустные грядки...» на первом уроке по его творчеству, сразу после изучения поэзии Маяковского в 11-м классе.

Смешанный состав группы на первый взгляд кажется тормозом: историки предпочитают обсудить время, эпоху, страдания народа… И почему-то утверждают, что эпохи у Маяковского и Есенина — разные. Так разница в творчестве провоцирует их восприятие.

Бесспорно, что строки Есенина при всей будничности изображаемого светлы и гармоничны. Куда им до вечного бунта другого поэта! Но как показать это детям, оставив пока за скобками то, что разница между стихами двух бунтарей не всегда так велика? Сработаем на контрастах!

Итак, исторические размышления (но не историки! — они ещё замечательно помогут с подбором музыки) отброшены, мучительный поиск знакомых цитат завершён: пока также за бортом “две морковинки”, несомые поэтом любимой “за зелёный хвостик” (и такая перекличка с есенинскими “капустными грядками” у нас возникла!) — их утилитарная функция очевидна. Но мы предлагаем детям сопоставить есенинскую способность в обычных вещах видеть красоту с такой же способностью Маяковского в стихотворении «А вы могли бы?».

Спросим для начала, предъявив ученикам на доске оба текста, записанные рядом:

— Как видят поэты мир?

— Одинаково ли эмоциональное впечатление от стихов?

Чтобы заострить разницу во впечатлениях, предложим прослушать три музыкальных отрывка и соотнести их со стихотворными строчками (пусть в музыке прозвучат лиричнейший «Соловей» Алябьева в инструментальной обработке, “корябающий” слух Скрябин и агрессивно мощный Вагнер: думается, сомнения могут возникнуть при соотнесении музыки и стихов Маяковского — в них есть и агрессия, и диссонанс; но по поводу строк Есенина сомнений быть не должно, их ласковая гармоничность, как и в музыке Алябьева, очевидна).

Усилим впечатления анализом лексики стихотворений, а затем попросим детей поэкспериментировать с графикой: записать есенинские строки “лесенкой” Маяковского и попробовать их так прочесть. Это должно резать слух. Гармония разрушена! Но тем очевиднее её присутствие в первоисточнике.

Хорошо, что пришлось в очень сжатое время придумывать задания детям: мозговой штурм удался, группа получила удовольствие от собственной работы! Оказывается, в экстремальных условиях мы больше способны на творчество.

Группа № 2

Работу группы обобщили учителя русского языка и литературы лицея «Сузуки» г. Барнаула Л.А. Золоторёва и О.Я. Ткачук.

После изучения лирики В.Маяковского — первый урок по С.Есенину. Предложим детям сравнить четверостишие Есенина с первой строфой стихотворения В.Маяковского «Ночь».

  • Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Кленёночек маленький матке
    Зелёное вымя сосёт.
  • Багровый и белый отброшен и скомкан,
    в зелёный бросали горстями дукаты,
    а чёрным ладоням сбежавшихся окон
    раздали горящие жёлтые карты.

Можно ли увидеть что-то общее в этих стихотворениях? Оба относятся к ранней лирике поэтов и рисуют яркий, красочный мир, что подтверждает обилие прилагательных в каждом четверостишии. Далее наблюдения можно сгруппировать (см. таблицу).

С.Есенин

В.Маяковский

Мир стихотворений

Деревенский, крестьянский мир, родной и близкий человеку

Природа, живущая самостоятельной, человеческой жизнью

Внимание к деталям крестьянского быта

Гармония природы и человека

Картина города, в котором нет человека

Дисгармония. В этом мире как будто всё рассыпается, противостоит друг другу (в центре строфы — противительный союз)

Фонетика

Сонорные, мягкие звуки Взрывные, твёрдые, свистящие звуки

Время

Настоящее (вечность) Прошедшее (преходящее, временное)

Синтаксис

Одно предложение (согласованная картина) Несколько предложений в составе сложного (обособленность частей мира)

Краски

Красный, зелёный — цвета природные, краски гармоничного, тёплого мира Чёрный, жёлтый — цвета ночи (вспоминается почему-то Блок с его «Фабрикой»). Багровый и белый — контраст, тревожность. Зелёный — при­родный, но есть ощущение, что с ним “сражаются”

Поэзия футуризма — это прежде всего поэзия города ХХ века. Для Маяковского весь мир превращается в огромный город, который заменяет природу. И в его недрах рождается новый — городской — человек. Атрибуты городской культуры — вот новая красота городской природы. Исчезают привычные романтические образы: луна, небо, поля, цветы… Их заменяют фонари, площади, здания, провода… Всё чётко выверено, выстроено в этом мире, что подчёркивается и синтаксически (стихотворение «Ночь» состоит из трёх правильно построенных предложений), и ритмически. Но в этом мире нет места чувствам и переживаниям человека. Более того, этот мир враждебен человеку: “агрессивные” глаголы и причастия — бросали, отброшен, скомкан. Метафора “ладони окон” содержит единственное слово из “человечьего” мира, но не имеет к нему отношения.

В стихотворении Маяковского картина ночного города дана через развёрнутые метафоры, построенные на цветовых ассоциациях. “Багровый и белый”, зелёный, чёрный и жёлтый — вот палитра, которую использует поэт-художник для создания образа города, перехода от света к тьме, к трагическому сочетанию (чёрный и жёлтый). Интересно звуковое решение четверостишия: сочетание взрывных и сонорных (б, в, р, л), шипящих и свистящих придаёт стиху жёсткость и одновременно ассоциируется с шорохами ночи.

Группа № 3

Учителя русского языка и литературы г. Барнаула: Татьяна Ивановна Яковлева, гимназия № 40; Галина Фёдоровна Пастухова, МОУ СОШ № 3; Людмила Ивановна Туркина, МОУ СОШ № 31; Людмила Вячеславовна Мишина, МОУ СОШ № 56; Лариса Ермолаевна Стравойтова, МОУ СОШ № 53.

На уроке литературы всё начинается с удивления. Нужно удивить ученика — словом, фразой, интонацией, вопросом, даже тем, как ты вошёл в класс. Но прежде всего нужно уметь удивляться самому: в привычном, надоевшем увидеть то, что заставит замереть, задуматься.

Вот мы, учителя литературы, как будто превратившись в учеников, разбились на группы и вчитываемся в строки Есенина. Первый урок по изучению лирики Есенина в 11-м классе, только вчера закончили говорить о Маяковском. Какое стихотворение Маяковского для сравнительного анализа предложить на этом уроке? Почему? С чего начать и как построить урок? Мы выбираем стихотворение «А вы могли бы?».

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
на чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Во-первых, оба стихотворения написаны начинающими поэтами, молодыми людьми (15 лет, 20 лет). Во-вторых, здесь слово “будня” — “изюминка”, “ход”, “переходный мостик” для сравнения стихотворений.

Оба стихотворения на нашем уроке будут помещены на доску и положены на каждый стол. Вопросы для беседы как к первому, так и ко второму стихотворению:

— О чём стихи?

— Какая картина встаёт перед глазами?

— Что можно сказать об авторе, авторском видении мира?

— Каковы его отличительные черты?

Маяковский. В процессе обсуждения ученики отметят, что в стихотворении бунт против “будня”, неприятие обыденного, желание изменить мир (“Я сразу смазал карту будня”), претензия на своё, новое, необычное видение мира. Этот дисгармоничный мир (“косые скулы океана”, “чешуя жестяной рыбы”, “водосточные трубы”) поэт будет воспевать другим языком (“зовы новых губ”). Отметят выпячивание своего “я” и противопоставление его “вы”, особенности ритма, рифмы и лексики. В стихотворении — вызов, желание эпатировать, сгущённый риторический вопрос-концовка подчёркивает отрицание “будня” как предмета поэзии.

Есенин. Читаем стихотворение С.Есенина «Там, где капустные грядки…», обсуждаем те же вопросы, отмечаем, что предметом поэзии в этом стихотворении являются как раз “будни”. Будни с капустными грядками, с восходами, с миром природы. Но какая чудесная, восхитительная картина!

Ребята делятся своими чувствами (умиление, умиротворённость, радость). Что же мы видим “там, где капустные грядки”? Какая картина встаёт перед глазами? Розовое от восхода небо над капустными грядками вдали. На переднем плане — маленькое деревце нежно прижалось к большому.

На доске появляется схема, отражающая ассоциативную картину:

Итак, тесное слияние растительного, животного мира и человека составляет единую гармоничную картину мироздания. Таково мироощущение лирического героя стихотворения Есенина.

Предлагаем поместить на доску картину Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», написанную около 1490 года. В пространстве картины царят гармония и мировой покой. Эти произведения искусства так близки! Они помогают почувствовать вечность в буднях.

В завершение разговора ставим вопросы:

— Какими должны быть стихи?

— Зачем они существуют?

С.Есенин в одном из своих стихотворений пишет:

Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.

А душу человека? В «Притчах» Соломона записано: “Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует”. Чтобы слово “лечило”, надо иметь мудрость, любить.

Домашнее задание. Выберите стихотворение Есенина, которое, с вашей точки зрения, “лечит”, объясните свой выбор.

Группа № 4

Учителя русского языка и литературы: Ирина Георгиевна Дубова, МОУ СОШ № 38 г. Барнаула; Ирина Владимировна Кривченко, МОУ «Новоалтайская СОШ» Заринского района; Марина Владимировна Левина, МОУ СОШ № 105 г. Барнаула.

Мы предлагаем первый урок по лирике поэтов ХХ века провести на анализе двух стихотворений: С.Есенина «Там, где капустные грядки…» и О.Мандельштама «Телефон».

Стихотворение С.Есенина учитель читает вслух. После этого мы предлагаем дать текст стихотворения под запись, так как оно невелико по объёму. Такая форма работы позволит ребёнку самому поучаствовать в осмыслении текста. Строчка за строчкой складываются в картинку. И вот теперь можно задать вопросы: о ком или о чём это стихотворение? Какое чувство вызывает картина, созданная поэтом?

У ребёнка возникает ощущение неразрывности между миром природы и человеческой душой.

Дальше для сравнения мы берём стихотворение О.Мандельштама «Телефон», напечатанное на листах. Что общего у этих стихотворений? Что отличного? Возникает тот же вопрос: о ком или о чём идёт речь? Почему автор рассказывает о человеческих чувствах на примере абсолютно механического предмета, сделанного из металла и пластмассы?

Далее мы подводим учащихся к тому, что поэт способен сочувствовать и сострадать всему, что его окружает в мире. Картины природы, люди, животные и даже механизмы не оставляют истинного художника равнодушным.

Группа № 5

Из участников группы откликнулась учитель русского языка и литературы МОУ СОШ ЗАТО Сибирский Людмила Николаевна Позднякова. В завершающей части её работы — размышления по поводу ещё одного стихотворения, о котором шла речь на наших курсах. Это «Свободный стих» Давида Самойлова (о нём смотрите подробнее в следующей статье нашего номера; сам текст стихотворения вы найдёте на центральном развороте).

Вот мой вклад в копилку методических идей. Рисунок Любови Симоновой

1. Думаю, можно поставить рядом со стихотворением Сергея Есенина «Там, где капустные грядки...» стихотворение нашей алтайской поэтессы Людмилы Короткиной «Дождёнок».

По дороге, извилистой самой,
Он на тоненьких ножках бежал.
Молодой, одинокий, о маме
Дождик плакал, от страха дрожа.

Подтверждение мысли о том, что поэты смотрят на мир глазами детей, находим у Арсения Тарковского. “Если бы спросили перед смертью — зачем ты жил на этой земле, чего добивался, чего хотел, чего искал и чего жаждал, я бы, не помедлив ни минуты, ответил: «Я мечтал возвратить поэзию к её истокам, вернуть книгу к родящему, земному лону, откуда вышло некогда всё раннее человечество»”.

От жизни мне не много надо:
Мне только хочется и впредь
Смотреть на вещи детским взглядом —
И познавать, и вновь смотреть …

2. Хочу поделиться ассоциациями, которые вызывает у меня “библейская” концовка стихотворения Д.Самойлова о Пушкине. Помню, прозвучала в обсуждении на семинаре такая мысль, что современному читателю не важны исторические точности: на чём Пушкин едет во дворец, что пьёт и так далее. Согласна, важно, что живёт дух Пушкина, он бессмертен, растворён в крови; как у Окуджавы “арбатство, растворённое в крови”, так и в нашей — растворён Пушкин. Приведу слова замечательного алтайского поэта Владимира Башунова: “Такое ощущение, что в Пушкине нет исчерпаемости. Только вчитаешься во что-нибудь, только почудится, будто приблизился к пониманию тайны, глядь, а в ней или за нею стоят две новых. И так без конца”.

Так вот, финал стихотворения вызвал в памяти кадры фильма Андрея Тарковского «Зеркало». Конечно, пересмотрела его, и не раз, и нашла в нём иллюстрации своим мыслям: среди суеты, повседневности, погружённые в себя, мы бессознательно ищем себя, вчитываясь, вглядываясь в творения мастеров (в фильме это альбом с репродукциями Леонардо да Винчи), в историю не только своей страны (в фильме звучат слова из письма А.С. Пушкина к Чаадаеву об отношении поэта к истории своего отечества), но и в мировую историю — как в зеркало …

Приведу ещё одну цитату из «Этюдов о Пушкине» В.М. Башунова: “Пушкин — наше всё. Это выражение, схожее по краткости и всеохватности с формулой, принадлежит Аполлону Григорьеву, и оно магнетически притягательно — своей красотой и загадочностью, своим, уходящим в перспективу — как зеркало в зеркало — смыслом, явственно ощущаемым, но не дающимся поверить себя алгеброй, быть расписанным по твёрдым и пронумерованным параграфам”.