Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 6–11-й классы

Придумываем урок коллективно

Идея этого материала родилась во время семинара, проходившего на базе ЗАТО Сибирский (см. подробнее в рубрике «События и встречи»). В один из дней мы работали по группам. Учителям было предложено следующее задание: придумать, как включить в урок коротенькое стихотворение С.Есенина «Там, где капустные грядки…». Вариантов урока предлагалось два: первый урок по лирике в одном из средних классов (6–8-й) и первый урок по творчеству Есенина в 11-м классе, идущий сразу вслед за изучением Маяковского. Непременное условие — нужно было выбрать ещё одно стихотворение, с которым можно было бы сравнить есенинское прямо на уроке.

Учителя разделились на группы по пять-шесть человек и активно включились в работу. После двадцатиминутного мозгового штурма группы стали представлять свои решения. Они оказались разнообразны и неожиданны — и мы решили, в течение небольшого времени доработав и записав полученные рабочие варианты, объединить их в один большой материал. Он перед вами (стиль оригинальных выступлений сохраняется, поскольку каждый фрагмент создавался отдельным коллективом).

Идея задания была подсказана статьёй Н.Шапиро «Сравнивая — увидеть» (Литература. 2006. № 20). В ней проведены интересные параллели между есенинским четверостишием, стихотворением О.Мандельштама «Звук осторожный и глухой...» и «На севере диком...» М.Лермонтова. Кроме того, я в своей практике сопоставляю стихотворение Есенина и четверостишие Маяковского: “Прижались лодки в люльках входов // К сосцам железных матерей. // В ушах оглохших пароходов // Горели серьги якорей” («Порт»). Любопытно, что ни одна из этих возможностей не была реализована учителями, но зато они предложили свои, не менее интересные и плодотворные ходы. И самое главное, что мы увидели, как может строиться урок, основанный на сопоставлении: отталкиваясь от одного известного элемента пары, мы захватываем в поле своих поисков всё новые и новые произведения (то по принципу соположения, то по принципу контраста — а то и вовсе через сближение “далековатых идей”). Столкновение между ними рождает ту электрическую искру, которая очень нужна сегодняшнему уроку литературы.

Надо сказать, что большая часть групп решила работать над уроком в 11-м классе. Действительно, начинать разговор о лирике в средних классах гораздо труднее: и возраст учеников меньше, и читательский опыт невелик. И вообще первый урок по поэзии — самый ответственный: надо задать ориентиры для всего дальнейшего изучения, а заодно и объяснить язык, на котором будет вестись разговор о стихах. И всё же некоторые рискнули предложить свои ходы для такого первого разговора. Да и среди идей для 11-го класса можно найти такие, которые транспонируются и на уроки в среднее звено (например, предложение группы № 2). Именно поэтому мы решили обозначить границы нашего материала весьма широко — с 6-го по 11-й класс.

Надеемся, что опыт алтайских учителей, коллективно добытый во время необычного мозгового штурма, пригодится и вам и подтолкнёт вас к собственным поискам.

С.В.