Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 5–9-й классы

Татьяна Рыжкова


Татьяна Вячеславовна Рыжкова — доцент РГПУ, учитель литературы, Санкт-Петербург.

Учебник по литературе: что? как? зачем?

В этом году мы будем знакомить вас с материалами нового УМК по литературе под редакцией санкт-петербургского учёного, доктора филологических наук, профессора И.Н. Сухих, который готовится к печати издательством «Академия». Пособия для старших классов читателям уже известны: учебник для 10-го класса, фрагменты которого мы печатали в прошлом году, получил гриф Минобрнауки и должен вот-вот появиться в продаже; учебник для 11-го класса, с которым вы встретились на страницах предыдущего номера (и встретитесь в этом году ещё), проходит апробацию в школах ряда регионов.

А сейчас перед вами — начало цепочки. «Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений» — таково официальное название книги, о которой идёт речь. Этот учебник, выходящий вместе с учебной тетрадью, будет представлен в этом году в ФЭС. Его авторы-составители — к.п.н., доцент Т.В. Рыжкова, к.ф.н., доцент М.С. Костюхина, к.ф.н. Г.Л. Вирина, к.п.н. И.Р. Николаева.

Печатаем в этом номере лишь небольшой фрагмент учебника, предваряя его пояснительной запиской ко всему курсу. В ней изложены важные методические принципы, принятые для себя авторами. В них много новых (может быть, в чём-то спорных) моментов, поразмышлять над которыми, как нам кажется, будет небезынтересно каждому учителю, работающему в среднем звене.

Учебно-методические комплекты по литературе для 5–9-х классов выстраивают знакомство ребёнка с искусством слова в определённой логической последовательности, которая учитывала бы его возрастные и психологические особенности, интересы, жизненный опыт и специфику учебного предмета «Литература». Именно поэтому в основе построения курсов 5–8-х классов лежат проблемно-тематический и литературоведческий принципы, которые авторы согласовали друг с другом, найдя для каждого класса круг нравственных тем и проблем, объединённых проблемой литературоведческой. В 9-м классе традиционно начинается изучение предмета на историко-литературной основе.

Учебник — книга не развлекательная, а серьёзная, не для отдыха, а для труда, хотя это не мешает ей быть интересной. Но интерес должны вызывать сами факты, с которыми знакомится школьник, литературные явления и процессы, авторы художественных произведений. Поэтому авторы принципиально отказались от внешней занимательности в изложении материала: от введения персонажей-помощников и толкователей; от игры в путешествие по литературной стране; от прямых и несколько фамильярных обращений к читателю; от многочисленных рубрик, содержание которых по существу оди­наково (вопросы и задания к тексту). Дело в том, что школьник любого возраста не считает себя маленьким, не терпит заигрываний — ему больше импонирует обращение как к взрослому, уверенность собеседника в том, что он уже многое знает и понимает. Ребёнку вообще интереснее что-то делать самому (в том числе и анализировать текст), чем читать о том, как это делают вымышленные авторами персонажи-помощники или маститые литературоведы.

Поэтому в учебниках 5–7-го класса нет готовых словесных интерпретаций изучаемых произведений (в качестве интерпретаций выступают иллюстрации, художественные фильмы и театральные постановки). В учебниках 8-го и 9-го классов ученикам предлагается сравнить несколько интерпретаций, в том числе и словесных. Для анализа словесной интерпретации необходимы определённые умения и читательский опыт. К этой деятельности школьники и готовятся в 5–7-х классах.

Отказались авторы и от включения в учебники 5–8-х классов многочисленных биографических текстов, взятых в основном из научно-популярных книг или статей о писателях. Подобные фрагменты (без специальной работы с ними) лишь создают видимость расширения культурных представлений ребёнка, мнимый эффект занимательности, якобы стимулируют интерес к писателю и его творчеству. Ребёнок-читатель идёт к писателю от его произведений, а не наоборот. Сам по себе писатель — незнакомый человек — пока ему не интересен, и в этом нет ничего страшного. Пробудить интерес к писателю можно лишь при глубоком осмыслении его произведений. Эту задачу и решает учебник.

В комплект для каждого класса, который получает ребёнок, входят учебник (в 5–6-х классах — учебники-хрестоматии) и учебная тетрадь. В учебниках-хрестоматиях, в отличие от учебников, представлены тексты произведений (лишь самые крупные эпические формы даны в сокращении).

И в учебниках-хрестоматиях, и в учебниках есть разные виды текстов:

1) статьи, помогающие организовать детское восприятие учебной темы, раздела и изучаемого произведения;

2) статьи, направленные на расширение, а затем и углубление теоретико-литературных представлений школьников, что в свою очередь помогает им полноценно воспринять не только изучаемые произведения, но и тексты, прочитанные самостоятельно;

3) статьи общекультурного содержания, которые устанавливают связи между литературой и другими видами искусства, литературой и историей, бытом людей, расширяя культурные представления ребёнка («Заметки на полях»);

4) статьи, организующие творческую деятельность ребёнка, помогающие ему выполнить творческие задания — написать отзыв, сочинение, рассказ и т.п. («Советы»);

5) вопросы и задания к изучаемым произведениям, которые помогают учителю выстроить урок, активизируя все сферы читательского восприятия, целостно проанализировать художественный текст, а ученикам — создать интерпретацию художественных образов и всего произведения;

6) задания и рекомендации, организующие самостоятельную литературную, как читательскую, так и творческую деятельность учеников.

В учебниках представлен богатый иллюстративный материал: это прежде всего иллюстрации художников к изучаемым произведениям и вопросы, которые организуют работу с иллюстрацией. Помимо иллюстраций, в учебниках помещаются портреты писателей, фотографии культурных объектов и памятников, репродукции полотен известных художников, связанных с изучаемыми произведениями тематически, сопровождаемые вопросами и заданиями. Они не только расширяют культурные представления школьников, но и помогают уловить специфику языка разных видов искусства.

Учебник и учебная тетрадь создаются авторами одновременно как единый комплект, организующий учебную деятельность школьников.

Ещё одной особенностью учебно-методических комплектов для 5–9-х классов является разработанный до деталей методический аппарат: в программе перечислены разнообразные виды аналитической, творческой, проектной (комплексной) деятельности школьников, в ходе которой может происходить осмысление художественного произведения и обучение интерпретированию. Обозначенные элементы культурного пространства подсказывают учителю возможные ходы по сопоставлению произведений разных видов искусства. После текстов произведений идут вопросы и задания, организующие полноценный анализ произведения с учётом требований программы, целей культурного и литературного развития ребёнка и достижений современной методики. Таким образом, учебник уже содержит в себе ядро урока — этап анализ текста. Вопросы даны в системе: от выявления впечатлений учеников, их эмоциональных реакций, отношения к прочитанному и его оценки — к осмыслению отдельных элементов текста и их роли в произведении, а затем и к смыслу целого. Чередование вопросов, нацеленных на осмысление содержания и на осмысление художественной формы, принципиально, так как обращение к форме необходимо не само по себе, не для закрепления теоретических сведений, а для прояснения плана содержания.

Учитель может отказаться от сложных, на его взгляд, для класса вопросов и заданий и провести анализ текста на доступном ученикам уровне. Учебник, предлагая развёрнутую систему вопросов и заданий, не обращается, как это может показаться на первый взгляд, только к сильным, литературно развитым ученикам, напротив, он предоставляет возможность дифференцировать обучение в одном и том же классе (более развитые ученики анализируют текст более глубоко): каждому ученику может быть дано задание по его силам.

В учебнике для каждого класса детям предлагается принять участие в ряде проектов, которые осуществляются после уроков как коллективная творческая деятельность учеников под руководством учителя (или родителей). Проекты в учебнике аннотированы, для того чтобы ребёнок выбирал для себя вид деятельности осознанно.

Тема «Мой дом — мой мир»

Фрагмент

Жизнь любого человека начинается с дома. Какое счастье, если только что родившегося человечка ждут в этом мире — родители, родственники; если у него есть кров над головой. И трудно себе представить, что может быть по-другому.

Человек вырастает похожим на окружающих его с первых дней людей, он усваивает их речь, привычки, нормы поведения. Ему начинает нравиться то, что он чаще всего видит и слышит. А ведь всё это и есть дом: люди, вещи, которые нас окружают; обычаи, которым мы следуем. У дома, как и у человека, есть лицо. И нет похожих домов: каждый несёт на себе отпечаток образа своего хозяина.

С дома для человека начинается знакомство с миром. Не случайно в фольклоре так много пословиц, загадок, поговорок, связанных с образом дома. И в них уже запечатлён опыт народа, его отношение к дому, семье, миру. “Мой дом — моя крепость”, — считают англичане. “В чужой монастырь со своим уставом не лезут”, — предупреждают русские.

Вопросы и задания

1. Найдите пословицы разных народов о доме и семье. Одинаково ли представление о доме у разных народов?

2. Родной дом часто образно называют родным очагом. Подумайте, почему.

3. Воспользовавшись словарём синонимов, установите, какие ещё слова и выражения существуют в русском языке для называния родного дома. Чем отличаются друг от друга их значения?

Первая тема вашего учебника была посвящена фольклору, теперь вы будете читать литературные произведения. В отличие от фольклорных, у каждого из них есть автор. По названию новой темы вы уже догадались, что речь в ней пойдёт о человеке и его доме.

Образ дома мы можем встретить почти в каждом литературном произведении. Но мы поведём речь не просто о строении, здании, в котором обитают люди, а именно о родном доме. Читая стихотворения и рассказы, задумайтесь, как в этих произведениях проявляется авторское отношение к родному очагу.

Антон Павлович Чехов (1860–1904)

Антон Павлович Чехов родился в солнечном южном городе Таганроге, известном в то время лишь тем, что там в 1825 году скончался российский император Александр I.

О своём детстве Чехов написал очень мало, об этом периоде жизни писателя мы можем узнать из воспоминаний его родных и современников. Вот как рассказывает об этом родной брат Антона Павловича Александр.

“Антоша — ученик 1-го класса таганрогской гимназии — недавно пообедал и только что уселся за приготовление уроков к завтрашнему дню. <…> Придётся просидеть за работою часа три. Зимний короткий день уже подходит к концу; на дворе почти темно, и перед Антошей мигает сальная свечка, с которой приходится то и дело снимать щипцами нагар.

Антоша обмакнул перо в чернильницу и приготовился писать перевод. Отворяется дверь, и в комнату входит отец Антоши, Павел Егорович, в шубе и в глубоких кожаных калошах. Руки его — серо-синие от холода.

— Тово… — говорит Павел Егорович, — я сейчас уйду по делу, а ты, Антоша, ступай в лавку и смотри там хорошенько.

У мальчика навёртываются на глаза слёзы, и он начинает усиленно мигать веками.

— В лавке холодно, — возражает он, — а я и так озяб, пока шёл из гимназии.

— Ничего… Оденься хорошенько — и не будет холодно.

— На завтра уроков много…

— Уроки выучишь в лавке… Ступай да смотри там хорошенько… Скорее!.. Не копайся!..

<…>

Мальчик, не переставая плакать, заходит за прилавок, взбирается с ногами на ящик из-под казанского мыла, обращённый в сиденье перед конторкой, и с досадою тычет безо всякой надобности пером в чернильницу. Кончик пера натыкается на лёд: чернила замёрзли. В лавке так же холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придётся просидеть по крайней мере часа три <…>

Антон Павлович прошёл из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю жизнь. Ребёнком он был несчастный человек.

В его произведениях внимательному читателю бросается в глаза одна не особенно заметная с первого взгляда черта: все выведенные им дети — существа страждущие или же угнетённые и подневольные. <…> Большинство чеховских детей нарисовано автором так, что читателю, познакомившимся с ними, невольно делается как-то жаль их и грустно.

<…>

Антон Павлович только издали видел счастливых детей, но сам никогда не переживал счастливого, беззаботного и жизнерадостного детства, о котором было бы приятно вспоминать, пересматривая прошлое”.

В этом разделе вы познакомитесь с рассказом Антона Павловича Чехова «Гриша», не предназначенным специально для детского чтения, но главным его героем является мальчик двух с небольшим лет, впервые вышедший из родного дома. А.П. Чехов строит свой рассказ так, что мы видим мир и глазами маленького Гриши, и глазами взрослого человека — автора-повествователя.

Вопросы и задания

1. Читая рассказ, подумайте, что заинтересовало писателя в изображённой им ситуации.

2. Александр Павлович Чехов считал, что образы детей в рассказах брата вызывают жалость и грусть. Справедливо ли это утверждение по отношению к рассказу «Гриша»? Обоснуйте своё мнение.

Вопросы и задания после текста рассказа

1. Как вам показалось, это смешной рассказ? Обоснуйте своё мнение.

2. Есть ли в рассказе моменты, вызвавшие у вас грусть, печаль, тревогу? Что заставило вас испытать эти чувства?

3. Какие события происходят в рассказе? Выделите в нём элементы фабулы.

4. Как и почему изменится выше восприятие, если вы познакомитесь только с его фабулой?

5. Кто является повествователем в этом рассказе? Почему?

6. Выделите в рассказе фрагменты текста, в котором мир изображён с точки зрения автора, и те, в которых мы видим его с точки зрения Гриши. Есть ли другие точки зрения в рассказе?

7. Как Чехов создаёт образ мира ребёнка, не покидавшего дома? Для ответа выделите в тексте детали этого мира. Что они значат для взрослых, что — для Гриши?

8. Как ребёнок воспринимает окружающих его людей? Какие художественные средства вам это подсказали?

9. Что знает Гриша о мире? Чем его восприятие мира отличается от вашего?

10. Каким предстал новый мир для Гриши? Какие чувства он у него вызывает? Как автор передаёт чувства ребёнка?

11. Посмотрите на прогулку Гриши с точки зрения няньки и расскажите об этом от её лица. Что изменилось в рассказе по сравнению с чеховским изложением?

12. Почему Чехов пишет, что Гриша рассказывает о прогулке “маме, стенам и кровати”?

13. Попробуйте показать лицом и жестами рассказ Гриши о его прогулке.

14. Почему автор и мама Гриши по-разному объясняют причины его болезни?

15. Как нужно прочитать последнее предложение? Какое авторское чувство выражено в этой фразе?

16. Одинаково ли отношение автора к Грише и к взрослым персонажам? Что помогло вам это понять?

17. Что же привлекло внимание А.П. Чехова к такому заурядному событию, как первая прогулка ребёнка?

18. Создайте устные иллюстрации к этому рассказу.