Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Литература»Содержание №12/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 5-й класс

В учебник-хрестоматию по литературе для 5-го класса, переработанный в 2006 году издательством «Просвещение» (авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин), в отличие от прежнего издания, включено три стихотворения А.А. Фета, причём в разделе, предусматривающем адаптированное для пятиклассников монографическое изучение. Предлагаем учителям схему работы с этими стихотворениями, которую они смогут использовать и как начало собственного поиска.

Ольга Ерёмина


Ольга Александровна ЕРЁМИНА — автор многих работ по методике преподавания литературы в школе; постоянный автор нашей газеты.

Читаем Фета

К уроку желательно приготовить отпечатанные на одном листе ксерокопии двух стихотворений — «Чудная картина…» и «Весенний дождь», чтобы раздать их детям для детальной работы с текстами.

Репродукция картины художника Н.П. Крымова (1884–1958) «После весеннего дождя» (1908).

I. «Чудная картина…»: живописность, лёгкость звучания стихотворения

Записав на доске и в рабочих тетрадях имя Фета, мы не открываем учебник. Начнём занятие с зарисовки-ассоциации.

— Запишите в тетрадях три слова: зима, ночь, полнолуние. Что вы представляете, когда соединяете три этих образа в один? Чтобы помочь своему воображению, можно на полминуты закрыть глаза и постараться представить себе эту картину.

— Итак, зима, ночь, полнолуние. Коротко опишите картину, которую вы представили себе (с помощью трёх-четырёх предложений).

На зарисовку-ассоциацию отводится около трёх минут. После этого ученики читают свои зарисовки, которые учитель тактично прокомментирует. Активизация запавших в душу образов русской зимы поможет детям воспринять стихотворение Фета.

— Теперь давайте откроем учебник и прочитаем короткое — всего восемь строк — стихотворение Фета.

Если учитель приготовил ксерокопии текстов, то в этот момент их следует раздать. Учебник в таком случае пока не нужен.

Стихотворение читает учитель, лучше два раза, чтобы дети успели вчувствоваться в текст. Затем можно сравнить зарисовки-ассоциации учеников и картину, нарисованную Фетом.

При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике-хрестоматии (с. 246).

— Какие чувства у вас вызвала “чудная картина”, нарисованная Фетом?

«Чудная картина» вызывает чувство задумчивости, лёгкой грусти и причастности к суровой красоте зимней русской природы.

— Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?

Прежде чем задавать детям конкретные вопросы и давать чёткие задания, предложим им самостоятельно всмотреться в текст. Дальше можно идти, отталкиваясь от их наблюдений.

— Сколько предложений в стихотворении?

— Какое предложение перед нами: простое или сложное? Разберём его по составу. Есть ли в предложении глаголы?

Грамматические основы подчёркиваем прямо в тексте (если перед детьми ксерокопии).

Всё стихотворение представляет собой одно предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части сложного предложения подлежащее выражено местоимением “ты”, сказуемое — кратким прилагательным “родна”. Во второй части — однородные подлежащие “равнина”, “луна”, “свет”, “снег”, “бег”, но глаголов совсем нет. Из-за этого нам кажется, будто мы видим застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатлённая поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, постоянна.

— Какие элементы пейзажа описывает поэт?

Поэт передаёт величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, всё крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льётся свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.

— Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать?

Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина “белая”, луна “полная”, небеса “высокие”, сани “далёкие”, бег “одинокий”. Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты — единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.

— Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки.

Стихотворение написано трёхстопным хореем: это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрёстная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.

— Обратим внимание на звукопись. Как “работает” в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]?

Особую лёгкость звучанию придаёт то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передаёт ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается лёгкости стиха.

— В последней строке поэт говорит об одиноком беге далёких саней. Вызывает ли картина зимней лунной ночи чувство одиночества? Почему?

Если учителю удалось найти нужную интонацию при чтении стихотворения вслух, то дети скажут, что чувство одиночества не возникает: напротив, рождается ощущение единства и даже слияния с природой, восприятия “чудной картины” как бесконечно родной и близкой истинно русской душе.

Предложим прочитать это стихотворение нескольким детям, причём некоторые из них смогут прочитать его уже наизусть.

— В зиме мы побывали, а теперь попробуем перенестись в весенний день.

II. «Весенний дождь»: динамика стихотворения, эффект присутствия

Стихотворение читает учитель, затем два-три раза по строфе читают несколько учеников.

— Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.

— Стихотворение «Чудная картина…» действительно словно картина в раме. Похоже ли на картину стихотворение «Весенний дождь»?

По этому стихотворению можно снять фильм, распределить то, что описывает поэт, по кадрам. Попробуем сделать это коллективно. (Дети нумеруют кадры в тексте ксерокопии.)

1. Окно, за окном — свет.

2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).

3. Воробей купается в песке (крупный план).

4. Надвигается дождевая туча, из которой льёт дождь, видны струи (общий план).

5. Вдали, освещённая солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение “в золотой пыли” заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).

6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).

7. Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.

— Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?

Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (“блещет”, “трепещет”, “движется”, “брызнули”, “тянет”, “барабанит”) мы чувствуем движение, видим изменения в природе.

— Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?

Поэт насыщает картину запахами (“От лип душистым мёдом тянет”), цветом (“солнце блещет”, “в золотой пыли”), звуками (капли “брызнули в стекло”, дождь по листьям “барабанит”). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его “что-то”, и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

К следующему уроку предложим детям нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворениям: к «Чудной картине…» — одну иллюстрацию, к «Весеннему дождю» — семь (по числу описанных нами кадров). Распределим задания так, чтобы одну и ту же иллюстрацию рисовали два-три ребёнка. На следующем уроке дети представят свои рисунки; выстроенные в последовательности, они помогут запомнить стихотворение наизусть.

Если остаётся время, прочитаем последнее из данных в учебнике стихотворений.

III. «Задрожали листы, облетая…»: стихотворение-метафора

Стихотворение ученики могут прочитать самостоятельно, потом два-три ученика представят свои варианты звучания этого текста.

— Облетающие листья, тучи, буря — это понятные всем приметы поздней осени. Если это так, если поэт описывают конкретную бурю, тучи и листья, то о какой птичке-невеличке говорит он?

Подведём детей к пониманию того, что поэт использует описание осени для создания метафоры. Осенняя буря у Фета — это не только проявление стихии, но и символ сложностей человеческого мира, бурь, которые происходят в общественной жизни. “Тёплое гнёздышко” и “милая птичка” — это дом человека, семья, где хозяйка-женщина сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как важно хранить тепло домашнего очага, как важно, чтобы человек всегда смог найти себе отдохновение в “тёплом гнёздышке”. В этом смысл фетовского противопоставления.

Домашнее задание

  • Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Чудная картина…» и «Весенний дождь» (или одно из них по усмотрению учителя — в зависимости от уровня литературного развития класса).
  • Сделать иллюстрации к этим стихотворениям.