Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2007

Я иду на урок

Я иду на урок: 6–7-й классыНиколай Гумилёв (сидит в центре) со своими учениками из кружка «Звучащая раковина». На переднем плане — поэты Георгий Иванов и Ирина Одоевцева. 1921 г.

Ольга БАРАНОВА


Ольга Сергеевна БАРАНОВА — учитель русского языка и литературы гимназии № 1 города Полярные Зори Мурманской области; постоянный автор нашей газеты.

Перелётная птица

Личность этого человека интересна и неординарна, биография увлекательна. Что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не Блок и Маяковский, а поэты предыдущих веков, ведь поэзия его затрагивает темы, далёкие от современности: романтика путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинская доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо в этом созданном им самим мире, потому и его стихи сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюблённым и мечтателям.

На партах у всех — стихотворение «Credo».

Задание. Прочитайте стихотворение и подумайте, что вы можете сказать о человеке, его написавшем.

(Этот человек уверен в себе, своих силах и возможностях: “когда победно отблистаю”, “мне всё открыто в этом мире”; он не устаёт удивляться миру и восхищаться его красотой: “жарким сердцем веря чуду”, “полон тайною мгновений”, “влюблённый в чары красоты”.)

Слово учителя. Имя этого человека — Николай Степанович Гумилёв.

Писатель Александр Иванович Куприн сравнивал его с “дикой и гордой перелётной птицей” и утверждал: “Странствующий рыцарь, аристократический бродяга, — он был влюблён во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте”.

Эти слова — ключ к постижению сущности характера поэта, с творчеством которого мы сегодня знакомимся.

Но никому не дано сказать о поэте больше, нежели делает это он сам в своих стихах. Поэзия Николая Гумилёва — это целый самостоятельный мир, узнать который можно, если вчитаться, вдуматься, соотнести время и события, услышать голоса современников, понять сущность его неординарной личности.

Этот человек сделал себя сам. От природы он был некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован. Но неудачи и горести не смущали его, а характер закалялся в испытаниях. Потому на его поздних фотографиях мы видим значительное, светящееся благородством лицо. Он смог построить свою жизнь, как хотел. Успел выпустить несколько поэтических сборников, совершить немало заграничных путешествий (в том числе опасных африканских), стал признанным литературным мастером, одним из создателей «Цеха поэтов» и нового литературного направления — акмеизма. Он храбро сражался на фронте в 1914 году и стал кавалером двух Георгиевских крестов, которые давались за исключительное мужество.

На первом уроке класс разбивается на четыре творческие группы, которые работают самостоятельно в соответствии с заданиями, указанными на карточках. На втором уроке заслушиваем выступления учеников. Важно, чтобы ребята сумели за десять минут представить яркий рассказ о поэте, прочесть и проанализировать стихи, поэтому для лучшего результата обязанности в группе необходимо распределить заранее.

Карточка-задание № 1. Гумилёв-путешественник

Гумилёв — поэт географии...
Вселенную он воспринимает как живую карту... он принадлежит династии Колумба. (
Ю.Айхенвальд)

Информация для творческой группы

Мир, которым довольствовались окружающие, был для Гумилёва мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений. Поэзию Гумилёва отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека с испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилёва в Африку, охота, поиск опасностей.

Африка залечивала все душевные раны, и Гумилёв всегда в неё стремился. Тайно от родителей, которым друзья поэта регулярно посылали заранее заготовленные письма, он отправился в первое своё африканское путешествие, собравшись посетить Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. С тех пор Африка заняла чрезвычайно важное место в его судьбе и творчестве. Она наполнила его душу новыми, необычайно острыми впечатлениями, укрепляла уверенность в себе, подарила редкостные ощущения и образы. Во время второго путешествия (1908) Гумилёв побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии.

Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия — делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел — решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: “Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.

Духом этой поездки пронизана книга стихов «Шатёр». Коллекция, привезённая из Африки, по мнению специалистов, по своей полноте стоит на втором месте после коллекции, собранной Миклухо-Маклаем. Она находится в Музее антропологии и этнографии.

Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалёка привёз,
Чуять запах их странный, родной и зловещий,
Запах ладана, шерсти звериной и роз.

Жираф

Вопросы по тексту

1. Проанализируйте композицию стихотворения.

(Кольцевая композиция заключает в себе два плана: рассказ об африканском чуде — изысканном красавце жирафе — обрамлён повествованием о самом авторе и его грустной собеседнице, которую он хочет утешить своим рассказом.)

2. Какова интонация этого стихотворения и как его нужно читать?

(Как сказку ребёнку, который грустит.)

3. Подберите синоним к слову “изысканный”.

(Изящный, утончённый, экзотичный.)

4. Что подчёркивает Гумилёв в этом животном?

(Грациозность, негу, “волшебный узор” шкуры, “с которым равняться осмелится только луна”, плавность бега — “как радостный птичий полёт”. Пожалуй, так впервые говорят о жирафе, этом чуде природы с такой длинной шеей.)

5. Что мы узнали о собеседнице поэта и о нём самом, читая это стихотворение?

Стихи для самостоятельного чтения и анализа:

«Капитаны», «Озеро Чад», «Абиссинские песни», «Венеция», «Швеция», «Северное море», «Стокгольм», «Красное море», «Египет», «Сахара», «Суэцкий канал», «Судан», «Абиссиния», «Мадагаскар», «Замбези», «Нигер», «Приглашение в путешествие».

 

Карточка-задание № 2. Гумилёв-романтик

Информация для творческой группы

22 ноября 1909 года состоялась последняя в истории русской литературы дуэль. Дуэлянты Николай Гумилёв и Максимилиан Волошин сошлись неподалёку от места дуэли Пушкина — на Чёрной речке. Дуэль была из-за женщины, Елизаветы Ивановны Дмитриевой, которая под псевдонимом Черубина де Габриак писала стихи, потрясшие весь литературный Петербург. Гумилёв промахнулся, пистолет Волошина дал осечку — и вновь поэты встретились только в 1921 году на пристани в Феодосии, подали руки друг другу и расстались примирёнными.

Как правило, в поэзии Гумилёва действуют персоны неординарные: гордые короли, заколдованные девы, бесстрашные рыцари. Это во многом традиционный романтический набор тем и героев, полный грёз и возвышенных чувств. Стихи эти — ответ на потребность человека в необычайном, нездешнем, уводящем от серой скуки повседневности.

Сон

Вопросы по тексту

1. Назовите чувства, которые терзают лирического героя этого стихотворения.

(Скорбь, безответная любовь, жалость, ревность, гордость, одиночество.)

Маэстро

Вопросы по тексту

1. Каковы главные художественные приёмы этого стихотворения и какова их роль?

(Олицетворения — “звуки мчались и кричали”, “метались в гулкой зале”, “ласкали плечи дамам”, “тихо падали к подножью”; сравнения — “как виденья, как гиганты”. Благодаря этим приёмам звуки музыки оживают, приобретают динамизм, становятся тише или громче — словом, живут самостоятельной жизнью, лаская и тревожа слушателей.)

2. Сколько героев в этом стихотворении? Кто они? Что вы можете о них сказать?

(Это “в красном фраке с галунами, надушенный”, то есть праздничный и нарядный маэстро, по воле которого совершается чудо — звучит музыка, это сам автор, восхищённый мастерством дирижёра и очарованный божественными звуками, и наконец — сама ожившая мелодия и её слушатели.)

Дон Жуан

Вопросы по тексту

1. Форма стихотворения — сонет (какой — английский или итальянский?) Что она даёт автору?

(Неожиданный вывод в конце.)

2. Лирический герой этого стихотворения пытается примерить на себя образ Дон Жуана (повествование ведётся от первого лица), но в то же время концовка стихотворения рисует грустный итог жизни. Какова же мораль стихотворения?

Стихи для самостоятельного чтения и анализа: «Ольга», «Сонет», «К***».

 

Карточка-задание № 3. Гумилёв-воин

Информация для творческой группы

Когда началась Первая мировая война, Гумилёв принял её с восторгом, она стала для поэта ещё одной мужской игрушкой. “Патриотический угар” охватил страну, а в характере Гумилёва всегда было стремление идти навстречу опасности, презрение к смерти, бесстрашие. Война была его стихия — как полная риска и приключений Африка, как схватки, в которых он любил командовать, как возможность показать себя, отличиться в боях. Спустя двадцать четыре дня после объявления войны, 24 августа, несмотря на полученное освобождение, он с трудом проходит медкомиссию, прорываясь на фронт, записывается добровольцем в лейб-гвардии уланский полк.

Служил Гумилёв прилежно, отличался храбростью. По воспоминаниям современников, в дружбе был верен, в бою — отважен, даже безрассудно храбр. Награды Гумилёва — два Георгиевских креста 4-й и 3-й степеней, которые давались за исключительное мужество.

Наступление

Вопросы по тексту

1. Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения?

(Это мужественный воин, который находится в самой гуще событий, несмотря на тяготы ратной жизни, “залитые кровью недели” для него “ослепительны и легки”, вместе со всеми он идёт “по дымному следу отступающего врага” и испытывает сладость грядущей победы, герой уверен в своей неуязвимости, так как он не просто воин, а поэт, “носитель мысли великой”, в груди которого бьётся “золотое сердце России”.)

Стихи для самостоятельного чтения и анализа: «Портрет мужчины», «Товарищ», «Смерть», «Видение», «Новорождённому».

 

Карточка-задание № 4. Гумилёв-поэт

Ведь это все русские поэты не на вчера,
не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог.
(О.Мандельштам)

Информация для творческой группы

Огромное влияние на литературные вкусы и симпатии Гумилёва оказал Иннокентий Анненский — известный поэт, директор гимназии в Царском Селе, где учился будущий поэт, переводчик, драматург, прозаик, критик.

Гумилёв был убеждён в том, что стихи может писать каждый грамотный человек, овладевший техникой, ремеслом, поэтому и появляется такое непривычное название — «Цех поэтов» (1911). Разделив участников на “мастеров” и “подмастерьев”, Гумилёв вменял в обязанность “подмастерьям” беспрекословное повиновение, работу над “вещью” по указанию “мастера” и запрет на публикацию без разрешения “мастера”. Выдержать подобное мог далеко не каждый, и поэтому многие “подмастерья” в скором будущем покинут свой «Цех». Создавая «Цех поэтов», а за ним и акмеизм, Гумилёв не отрицал достижений символизма, наоборот — призывал взять у него лучшее.

Если исходить из того, что акме — расцвет, вершина, то «Чужое небо» действительно являет собой лучшую из вышедших до 1912 года книг Гумилёва.

Весь путь Гумилёва — от начала до конца — был путём освоения и изучения (теоретического и практического). Это способствовало тому, что Гумилёв оказался проницательным, точным критиком поэзии. А в окружавшей его литературной среде он приобрёл звание мастера.

Мои читатели

Вопросы по тексту

1. На сколько частей вы могли бы поделить это стихотворение?

2. Что является предметом гордости Гумилёва-поэта?

3. Какой человек мог написать это стихотворение? Чему в нём он учит своих читателей? Найдите и зачитайте ключевые строки.

Стихи для самостоятельного чтения и анализа: «Творчество», «Волшебная скрипка», «Слово», «Памяти Анненского».

Слово учителя. Гумилёв предсказывал себе, что умрёт в пятьдесят три года. “Смерть нужно заработать, — говорил он, — природа скупа и с человека выжмет все соки, и выжав — выбросит”. Но природе не суждено было сыграть свою роль — вмешались люди.

В 1921 году по обвинению в контрреволюционной деятельности поэт был арестован и расстрелян.

В действительности Гумилёв “не донёс органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался”. Именно недоносительство и было признано его преступлением, повлёкшим за собой жестокую кару. То, что выдача товарищей, предательство несовместимы с кодексом чести русского офицера и дворянина, коим Гумилёв являлся, разумеется, во внимание не было принято. Честь — это и важнейший мотив поэзии Гумилёва, и принцип его жизни, для большевиков не только непонятный, но и принципиально ими отвергаемый.

В тюрьме перед смертью он читал Гомера. Существует не очень корректно записанный, но по сути, вероятно, реальный рассказ о его гибели: “Этот ваш Гумилёв... Нам, большевикам, это смешно. Но, знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук (от «расстрельной команды»). Улыбался, докурил папиросу... Пустое молодечество, но всё-таки крепкий тип. Мало кто так умирает...”

Слова поэта не разошлись с делом, он остался верен принципу, “представ перед ликом Бога // С простыми и мудрыми словами, // Ждать спокойно Его суда”.

Гумилёву было всего тридцать пять лет.

Могила его не найдена — он так и остался перелётной птицей.

Домашнее задание

• Индивидуальное Интерпретировать понравившиеся стихотворения или написать сочинение-миниатюру «Мой Николай Гумилёв».

• Групповое Составить карточку-задание «Философская лирика Николая Гумилёва» (по сборнику «Огненный столп») — отбор стихов, вступительное слово, восприятие (истолкование), оценка одного стихотворения.

Литература

Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов Серебряного века. М.: Книжная палата, 1993.

Богуславский М.Б., Загидулина М.В., Иванова А.А. и др. Русские поэты XX века. Челябинск, 1996.

Гумилёв Н.С. Избранное / Сост., вступ. ст. И.А. Панкеева.  М.: Просвещение, 1990.

Гумилёв Н.С. Огненный столп / Предисловие С.И. Чупринина.  Ростов-на-Дону, 1989.

Гумилёв Н.С. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья Н.Н. Скатова. М.: Современник, 1989.

Рейтинг@Mail.ru