Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Литература»Содержание №19/2006

Архив

ПРАКТИКА«Летучий корабль». Пластина работы палехской художницы Надежды Матвеичевой (род. 1980). Фото с сайта http://palekh.narod.ru/win/matve_nn.htm

Ольга Харитонова


Ольга Николаевна ХАРИТОНОВА (1960) — учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 3» г. Воронежа.

В гостях у Сказки

Сценарий внеклассного мероприятия

Встреча со сказкой уже сама по себе праздник для человека любого возраста. Подготовка праздника сказки — для пятиклассников праздник вдвойне, они с огромным удовольствием откликаются на предложение провести подобное мероприятие. И к этому их располагает, помимо всего прочего, само содержание учебной программы, где значительное место отведено сказкам, фантастике, приключенческой литературе.

Настоящая игра построена на материале сказок и сказочных повестей русских и зарубежных писателей XIX–XX веков.

Согласно сценарию, в игре принимают участие две команды. В роли ведущего может выступить сам педагог-словесник. Он же оценивает выполнение заданий игроками. Для удобства подсчёта очков в ходе состязаний можно вручать учащимся специальные жетоны (они заранее изготавливаются из картона, им можно придать форму цветочков, зверюшек и т.п.). Если позволяют материальные возможности, вместо жетонов хорошо раздавать конфеты, что, безусловно, увеличит заинтересованность “пятиклашек” в выигрыше и заодно усилит атмосферу праздника и веселья.

Ведущий. Сегодня нам предстоит отправиться в фантастическое путешествие — путешествие в страну Сказок.

1-й скоморох. Куда же мы отправимся? В стране Сказок так много замечательных мест!

2-й скоморох. Очень-очень много: Королевство кривых зеркал, Тридевятое царство, Изумрудный город…

1-й скоморох. Зазеркалье, владения Снежной Королевы… Да разве всё перечислишь!

2-й скоморох. А давайте пойдём куда глаза глядят.

1-й скоморох. Длинная дорога предстоит…

2-й скоморох. Да-а, путь не из лёгких… Как там в сказках говорится? Пока три короба сухарей не съешь да три пары железных башмаков не стопчешь…

Ведущий. Ну зачем же сразу сухари, железные башмаки… Это всё давно устарело. Я предлагаю спросить ребят, где они хотят побывать. Итак, первый конкурс.

I. Турагентство «Летучий корабль»

Ведущий. Внимание! Только у нас и только сейчас вам будет предоставлена возможность открыть туристическое агентство и разработать маршрут воображаемого путешествия. Куда вы пригласите первых посетителей вашего агентства? Почему вы выбрали именно эти точки на карте страны Сказок?

В ходе данного конкурса команды поочерёдно проводят шуточную презентацию сказочных маршрутов. Это задание носит творческий характер и требует предварительной подготовки. Лучше, если ребята заранее составят сценарии презентаций, красочно оформят рекламные плакаты. Жюри оценивает результаты “домашней работы” по пятибалльной системе.

1-й скоморох. Здорово! Отличные маршруты! Скорее в путь!

Ведущий. Признаться, я в замешательстве. Маршруты действительно один интереснее другого.

2-й скоморох. А я думаю, торопиться не надо. В стране Сказок и заблудиться недолго. Предложения-то все заманчивые… Но разве можно в наше время доверять только что открывшимся фирмам? Я предлагаю проверить, как ребята ориентируются на сказочных дорогах, хорошо ли знакомы со сказочными героями.

Ведущий. Так мы и сделаем.

II. Викторина

Ведущий. Участникам состязаний предлагается ответить на вопросы викторины. Каждый правильный ответ увеличивает командный счёт на один балл. Желаю вам успеха!

Викторина состоит из двух разделов.

1. Кто ты будешь такой?

Вопросы команде № 1

— На самолётах и вертолётах летать могут все. А этот герой умеет летать сам по себе. Стоит ему нажать кнопку на животе, как у него за спиной заводится моторчик. Кто это?

(Карлсон, который живёт на крыше, герой сказки Астрид Линдгрен.)

— Какой герой совершил путешествие на Луну верхом на пушечном ядре?

(Барон Мюнхгаузен, герой книги Рудольфа Эриха Распе.)

— Этот сказочный герой был “целиком сделан из железа. Голова его, руки и ноги были прикреплены к железному туловищу на шарнирах, на голове вместо шапки была медная воронка”. О ком идёт речь?

(Железный Дровосек из сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)

Вопросы команде № 2

— В одной сказочной повести рассказывается про девочку школьного возраста, которая “могла бы шутя поднять лошадь, если б захотела, — и знаете, она это часто проделывала”. Кто эта девочка?

(Пеппи Длинныйчулок, героиня повести Астрид Линдгрен.)

— Героиня какой сказки побывала на Северном полюсе?

(Женя из сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик».)

— Героиня известной сказки, женщина весьма преклонных лет, захотела быть — кем бы вы думали? — “владычицей морскою” и “жить в окияне-море”.

(Старуха из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке».)

2. В какой сказке говорится?

Вопросы команде № 1 (по сказкам Шарля Перро)

— В какой сказке говорится о весьма эффективном методе реанимации с помощью одного-единственного поцелуя — методе, совершенно забытом современной медициной?

(«Спящая красавица».)

— В какой сказке говорится про эксклюзивное обувное изделие, потерянное владелицей на светской тусовке и возвращённое ей вместе с предложением руки и сердца?

(«Золушка».)

— В какой сказке говорится про несправедливый раздел имущества между наследниками, когда старшие братья завладели крупной недвижимостью, в то время как младшему досталось лишь домашнее животное семейства кошачьих?

(«Кот в сапогах».)

Вопросы команде № 2 (по сказкам Х.К. Андерсена)

— В какой сказке говорится про небывалый круиз, совершённый главным героем и включавший в себя не запланированное программой круиза пребывание в желудке у рыбы?

(«Стойкий оловянный солдатик».)

— В какой сказке описана редчайшая порода сторожевых собак устрашающих размеров “с глазами, как мельничные колёса”?

(«Огниво».)

— В какой сказке говорится про уникальную пластическую операцию, проведённую лицом без медицинского образования обитательнице морских глубин, в результате которой последняя лишилась хвоста, зато обрела на редкость стройные ноги?

(«Русалочка».)

III. Волшебные слова

1-й скоморох. Теперь мы убедились в том, что ребята отлично знакомы со сказочными героями.

2-й скоморох. С такими знатоками никакие напасти в пути не страшны.

1-й скоморох. Когда же мы отправимся в путешествие?

Ведущий. Немедленно. Но чтобы оказаться в каком-нибудь сказочном королевстве, надо произнести волшебные слова, а я, как назло, не могу вспомнить ни одного из них. Ребята, какие вы знаете сказочные заклинания?

Задание командам

Вспомните известные вам “волшебные слова”, заклинания, приводимые в сказках разных авторов.

Ведущий по очереди предоставляет возможность высказаться состязающимся сторонам. Побеждает та команда, за которой осталось последнее слово, в то время как “словарный запас” соперников иссяк.

Примеры заклинаний: “Мутабор” («Калиф-аист» В.Гауфа), “Снип, снап, снурре, пурре, базилюрре!” («Снежная королева» Евгения Шварца), “Лети, лети, лепесток…” («Цветик-семицветик» В.П. Катаева), “Бамбара-чуфара, лорики-ёрики, пикапу-трикапу, скорики-морики” («Волшебник Изумрудного города» А.М. Волкова).

1-й скоморох. Я тоже кое-что вспомнил. Крибле, крабле, бумс! Вот!

(Звучит сказочная мелодия. Затемнение. После того как зажигается свет, помещение, в котором проводится мероприятие, оказывается преображённым, украшенным воздушными шарами, блестящей мишурой и т.п.)

Ведущий. Вот мы наконец и в стране Сказок. Как здесь прекрасно! Но в сказках, знаете ли, всякое может случиться. Интересно, какие встречи нас тут ожидают?

IV. Все сказки в гости будут к нам...

Незадолго до игры команды получают домашнее задание: приготовить небольшие сценки, где действуют персонажи разных сказок. Задача соперников — “узнать” этих героев, вспомнить названия произведений и их авторов. Качественный уровень инсценировок оценивается по пятибалльной шкале, “узнавание” — по трёхбалльной.

V. Скоро сказка сказывается...

Ведущий появляется с важным видом, будто намереваясь сделать какое-то объявление. В это время раздаётся громкий плач. Всеобщее недоумение: что случилось? Оказывается, это плачет царевна Несмеяна. Скоморохи пытаются её утешить, вытирают платком слёзы, но их усилия напрасны: рыдания становятся всё сильнее. Ведущий обращается к участникам игры с просьбой помочь горю царевны — рассказать сказку собственного сочинения.

Условия конкурса могут быть различными. Можно, к примеру, разрешить использовать домашние “заготовки”. В этом случае “сказочники” прочтут истории, сочинённые заранее. А можно организовать проведение конкурса иначе. Пусть в сочинительстве участвует команда в целом, а сказка рождается экспромтом у всех на глазах: один игрок придумывает сказочный зачин, остальные ребята продолжают историю и доводят её до счастливого завершения. Максимальный балл — пять — получают те “сказители”, которые проявили больше фантазии и юмора.

По мере того как продвигается процесс сочинения сказок, Несмеяна начинает улыбаться, наконец смеётся и хлопает в ладоши.

VI. Музей Сказки

Ведущий. Я предлагаю всем заглянуть в Музей Сказки. Да-да, есть в сказочной стране такой музей. Экскурсию проведёт Доктор Всезнайка, герой одноимённой сказки Якова и Вильгельма Гримм.

Доктор Всезнайка. Когда-то я был бедным крестьянином, жил впроголодь. Смотрел я, смотрел на нашего деревенского доктора: всегда тот сытно ест и пьёт. А что мне, думаю, мешает жить в достатке? Выучился я читать, а потом вывеску над дверью дома повесил: мол, всё я умею, всем помочь смогу. И что вы думаете? Народ так и повалил. Вот что значит самореклама. Одни просили вылечить от болезней, другие — отыскать украденное. Даже ворожить приходилось. А теперь вот Великий Гудвин должность архивариуса в музее пожаловал. Почему бы не согласиться? Правда, большая ответственность на меня возложена: отвечаю за сохранность главных ценностей Волшебной Страны.

Ведущий. Многоуважаемый Доктор Всезнайка! Будьте добры, познакомьте нас с экспонатами музея.

Доктор Всезнайка. С превеликим удовольствием! Добро пожаловать!

Далее Доктор Всезнайка демонстрирует “волшебные” предметы, “действующие” в различных сказках русских и зарубежных авторов, и задаёт вопросы участникам состязаний.

Вопросы команде № 1

Обращаю ваше внимание на сие зеркальце весьма затейливой работы.

Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела…

— Героиня какой сказки владела этим чудесным зеркальцем? О чём она вела с ним разговор?

(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? —

таков был каждодневный вопрос, с коим обращалась к зеркалу царица из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.)

— У нас хранятся два зонтика — чёрный и цветной. Их подарил нашему музею таинственный незнакомец. Он признался, что каждый вечер прокрадывается в комнату, где спят маленькие дети. Над их головой он раскрывает либо тот, либо другой зонтик. И тогда… Что же происходит тогда? Кто этот человек?

(Это Оле-Лукойе, персонаж одноимённой сказочной истории Андерсена. Над головой ребят послушных, умных и добрых Оле раскрывает цветной зонтик, и тогда им всю ночь снятся интересные сны. Если же ребёнок непослушный, шаловливый, ему ничего не приснится, он проспит всю ночь “как чурбан”, потому что волшебник раскроет над ним чёрный зонтик.)

— А вот орех. Разумеется, он не простой, а волшебный: “У ореха была такая твёрдая скорлупа, что по нему могла проехаться сорокавосьмифунтовая пушка и не раздавить его. Этот твёрдый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда не брившийся и не носивший сапог”. Помните ли вы, как назывался этот чудесный орех? Почему он был так необходим принцессе? В какой сказке вы читали об этом?

(Орех Кракатук был нужен принцессе Пирлипат, чтобы избавиться от уродства, вернуть былую красоту. Об этом рассказано в сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».)

— Вот ещё один весьма ценный экспонат — конопляное семечко. Сказочный герой получил его из рук короля чудесной страны со словами: “Возьми это семечко! Пока оно будет у тебя, ты всегда будешь знать урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты…” В чём состояло королевское условие? За что маленького героя так щедро одарили? В какой сказке рассказывалось об этом?

(Историю про мальчика Алёшу, получившего в награду за спасение королевского министра Чернушки конопляное семечко, рассказал Антоний Погорельский в сказке «Чёрная курица, или Подземные жители». А условие перед владельцем зёрнышка было поставлено следующее: “…чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел…”)

Вопросы команде № 2

— В этой шкатулке хранятся два волшебных колечка. Приготовьтесь терпеливо выслушать историю каждого из них. Первый “перстенёк совершенно чудесный… ежели будешь носить его на среднем пальце, принесёт он здоровье <…> А наденешь его вот на этот, на безымянный… будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенёк на указательный палец — непременно увидишь!” Какая сказочная героиня получила в подарок такое кольцо?

(Варюша из сказки К.Г. Паустовского «Стальное колечко».)

— А вот другое колечко. Волшебная сила, заключённая в нём, приводилась в действие с помощью заклинания:

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!

Кто кому подарил такое кольцо?

(Это колечко подарил Апрель падчерице в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)

— Есть в нашей коллекции и музыкальные инструменты, например уникальная дудочка. Вот как описано в сказке действие этого волшебного инструмента: “Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер. Сначала из-под листиков выглянули самые молодые ягодки… И наконец, с самого низу показались ягоды-старики…” Ну что за прелесть! Всем бы ягодникам по такой дудочке! А знаете ли вы, у героя (героини) какой сказки была такая дудочка? Помогла ли она ей (ему)?

(Эту чудодейственную дудочку героиня сказки В.П. Катаева «Дудочка и кувшинчик» получила от старика-боровика в обмен на кувшин, но воспользоваться ею девочка не смогла, в конце концов ей пришлось собирать ягоды самой.)

— Как известно, в сказках разговаривают не только звери и птицы, но даже деревья и цветы. Гордость музея — поющая луковица. Послушаем, о чём поёт луковка. (Звучит песня Чиполлино.) Кто сочинил эту сказку? Как она называется?

(Книгу «Приключения Чиполлино» написал знаменитый итальянский сказочник Дж. Родари, а в её русском переводе участвовал С.Я. Маршак.)

— Посмотрите на этот пузырёчек. Прочитайте надпись на этикетке. Совершенно верно, надпись гласит: “Выпей меня!” Но я бы ни за что не советовал вам делать это. Одна очаровательная особа по легкомыслию последовала совету на этикетке и выпила содержимое флакона. Кто-нибудь из присутствующих знает, что произошло с ней? А может быть, кто-то знаком лично с этой юной барышней?

(Речь идёт об Алисе, героине книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Выпив содержимое флакона, девочка “стала складываться, как подзорная труба”, и таким образом уменьшилась в размерах.)

Ведущий. Наше путешествие подошло к концу.

1-й скоморох. Как к концу? Почти все сказки завершаются “честным пирком да за свадебку”.

Ведущий. Мы об этом не забыли. Ребята, а вы помните, как женятся сказочные королевичи, как принцессы выходят замуж?

Доктор Всезнайка. Отыщите среди музейных экспонатов предметы, которые помогли сказочным героям найти своих суженых. Каждая команда должна выбрать по одному предмету (из размещённых на выставке) и рассказать о них.

Справиться с этим заданием не представляет особых трудностей для ребят. Игроки команды № 1 демонстрируют хрустальную туфельку и пересказывают (разумеется, кратко) историю Золушки. Представители команды № 2 останавливают свой выбор на горошине (стараниями хранителя музея она водружена на вершину “пирамиды” из атласных подушечек) и вспоминают о мучениях юной принцессы, ощутившей её присутствие сквозь многочисленные пуховики.

Ведущий. Вот теперь действительно пора подводить итоги.

Скоморохи подсчитывают результаты, чествуют победителей, вручают призы.