Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2005

Я иду на урок

Я иду на урокРепродукция с картины С.Циркина «Весенний пейзаж» (1981). Сайт www.antik-a-byz.narod.ru

Ольга БАРАНОВА


Ольга Сергеевна БАРАНОВА (1956) — учитель гимназии № 1 г. Полярные Зори Мурманской области; постоянный автор «Литературы».

О чём плачет Василиса

Материалы к уроку по рассказу А.П.  Чехова «Студент»

Одним из самых закрытых писателей я считаю Чехова, а его рассказ «Студент» — вообще загадкой для читателя. По свидетельству современников, автор выделял этот рассказ среди других своих произведений, считая его наиболее совершенным по форме. Что это означает? Содержание и форма литературного произведения — две взаимосвязанные стороны художественного целого. С понятием содержания связаны тема, идея, проблема, авторская позиция. Художественная форма произведения представляет собой систему средств и приёмов, служащих и для выражения содержания, и для эмоционального воздействия на читателя. Важнейшими сторонами формы являются изображённый мир, художественная речь и композиция (Большой справочник. Литература для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1998. С. 447).

Говоря о композиции, отметим, что это рассказ в рассказе (рассказ о студенте и повествование самого студента Ивана Великопольского о событиях, произошедших девятнадцать веков назад). В каких отношениях находятся они друг с другом? Это органическое единство, тесная взаимосвязь, ведь именно холод осеннего вечера напомнил студенту историю отречения Петра. Работники “развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Пётр и тоже грелся, как вот я теперь”, — говорит герой рассказа.

Василиса подтвердила, что была на двенадцати евангелиях. Что имеется в виду? А это не что иное, как двенадцать отрывков Евангелия определённого содержания, читаемых во время всенощной, в четверг перед Пасхой. Логично, что этот сюжет вошёл в число двенадцати самых важных в жизни и смерти Иисуса. Много раз слышанная история в этот раз производит на слушательниц особое впечатление. Чехов об этом говорит так: “Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль”. Почему плачет Василиса? Её слёзы — неожиданность для рассказчика. Как он объясняет себе её реакцию? “Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…”.

Что же имел в виду Чехов: прошлую тяжёлую жизнь женщины или её дар сострадания, сопереживания? А может быть, и то, и другое? Важно, что Василиса жалеет не преданного Христа, обречённого на муки, а отступника Петра! Почему?! Как известно, Пётр отрёкся от Иисуса трижды. Почему в первый раз?

“Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть что и его… нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его»”. Пётр, в отличие от Иуды, совершил не добровольное (за тридцать сребреников), а невольное предательство, потому что испугался за себя, за свою жизнь, то есть из трусости, хотя во время тайной вечери сам говорил Иисусу: “С тобою я готов и в темницу, и на смерть”.

Второе и третье отречение были потому, что теперь уже невозможно отказаться от прежних слов. Внутренний монолог студента (это ещё один из приёмов рассказа) передаёт его размышления: “Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра”. Внимание к чужой душе! Василиса смогла почувствовать боль и вину Петра, который смалодушничал.

Плача, она предвидит его будущие муки и раскаяние, жалеет его по-матерински. Ведь позади у неё долгая жизнь, свои пережитые горе и страдания, которые, однако, не убили в ней жалость к другим, ошибающимся и заблудшим, что является традиционным для русской литературы XIX века.

Художественная речь рассказа тоже требует своего исследования. “Право голоса” в рассказе имеют два человека — студент и сам автор, у Василисы всего две короткие реплики, Лукерья на протяжении всего рассказа молчит. Рассказ студента — композиционный центр произведения, но слова автора тоже очень важны, потому что они несут основную информацию: рассказ о меняющейся погоде, о вдовах, о думах студента. Речь студента выдаёт его как человека образованного, начитанного, личностные интонации его рассказа связывают вместе прошлое и будущее: “Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…” В конечном счёте история Петра — история запутавшегося и несчастного человека, который страдает.

Мир, изображённый Чеховым в рассказе, несовершенен и безрадостен: “…Лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше”. И всё же, мастерски владея композицией, Чехов ведёт своего героя и читателя от тоски и безысходности к свету, радости и надежде.

Как и природа в начале рассказа, переменчиво настроение героя. Поняв причину слёз Василисы, студент зашагал дальше, и “невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла”.

Почему же Чехов так высоко ценил своего «Студента»? Видимо, он выразил в нём что-то важное для себя, особенно существенное. Герой рассказа ещё очень молод, здоров, полон сил, его слово нашло своего слушателя, а впереди — целая жизнь.

Три страницы школьного учебника «В мире литературы» — это рассказ «Студент». После него нет привычных вопросов и заданий, а предложено написать отзыв. Без анализа в классе это задание под силу только вундеркиндам: слишком сложен текст. Вопросы и задания, подготовленные учителем, помогут увидеть многое в этом удивительном произведении, и вот тогда и можно рассчитывать на осмысленный и продуманный отклик. Но вначале домашнее задание: прочитайте рассказ и сформулируйте три вопроса, которые помогут в нём разобраться. Задание это покажется лёгким только на первый взгляд. Самым гениальным считаю вопрос: “О чём плачет Василиса?” Несмотря на то что ответ есть в тексте, он гораздо глубже, этот вопрос попадает в цель, отражает суть рассказа.

Вопросы и задания

1. Место рассказа в творчестве А.П. Чехова.

2. Почему автор начинает своё повествование с пейзажа? Определите, как пейзаж, описание обстановки, художественные детали соотносятся с характером героя и его настроением. Проследите динамику настроения героя.

3. Почему герой отправился к костру на вдовьих огородах?

4. Какой фрагмент рассказа можно считать его кульминацией? Почему?

5. Кому и зачем рассказывает студент историю отречения Петра? Что подчёркивает автор в описании Василисы и Лукерьи?

6. Почему плачет Василиса?

7. О чём этот рассказ, какова его главная мысль?

8. Что открывается студенту при виде слёз Василисы?

9. Что вам удалось узнать о герое из текста рассказа? Расскажите о нём.

10. В чём смысл существования человека по рассказу Чехова?

Письменные работы по рассказу

1. Почему, по-вашему, Чехов изменил первоначальное название рассказа «Вечером» на «Студент»?

2. Первое прочтение рассказа и его итоговое восприятие.

3. Вечные темы рассказа «Студент».

4. Какие приёмы помогают автору раскрыть идею рассказа «Студент»?

5. Что открыл мне рассказ «Студент»?

Рейтинг@Mail.ru