Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Литература»Содержание №18/2005

Я иду на урок

Я иду на урокАрина Петровна Головлёва.  Иллюстрация Ю.Коровина. 1956–1957 гг.

Оксана Москаленко


Оксана Вячеславовна Москаленко (1972) — учитель русского языка и литературы средней школы № 141 г. Уфы (Республика Башкортостан).

Уроки по «Господам Головлёвым»

На уроках литературы мы воспитываем наших ребят на образцах классических произведений, подталкивая их к правильному выбору жизненных ценностей. И разговор о семье становится одним из доминирующих в курсе литературы за 10-й класс, начиная с первых уроков по «Грозе», заканчивая «Вишнёвым садом». Литература — один из немногих предметов, обращённых к душе, к духовному наследию, к нравственности.

Когда мы подходим к изучению «Господ Головлёвых», ребята уже имеют представление о “мысли семейной” в разных произведениях. Мы подробно говорили о семье Катерины и семье Кабанихи, Базаровых и Кирсановых, Обломовых и Штольцах, о семьях Мармеладова и Раскольникова.

И поскольку разговор всегда получается очень эмоциональным, удачным оказывается домашнее сочинение-эссе «Жестокий век — жестокие сердца». Урок по жанру эссе провожу параллельно урокам по «Господам Головлёвым».

Поэтому к домашнему сочинению-эссе ребята подходят и готовые эмоционально, и со знанием текста, и со знанием основ жанра эссе.

Изучение романа происходит следующим образом.

Урок 1

Тема. Простая русская семья

Учащиеся заранее получают задания.

Одна группа учащихся должна подготовить сравнительный анализ Коробочки и Арины Петровны.

Другая группа — «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлёвского семейства.

Все остальные готовят по тексту романа характеристику Арины Петровны (портрет, черты характера, сфера интересов, манера поведения, отношения с людьми, цели и смысл её жизни, ключевые фразы-понятия Арины Петровны).

Ход урока

После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых.

Ребятам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

— На чём строятся отношения между родственниками?

— Как герои относятся друг к другу?

— Можно ли назвать их родными людьми?

— С каким мотивом связаны все герои и семья в целом?

— Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?

— Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?

— Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?

После беседы об Арине Петровне Головлёвой, проводимой с опорой на домашние записи, учащиеся сравнивают её с Коробочкой.

Затем классу предлагается подумать о том, есть ли в Арине Петровне какие-либо положительные черты? Что её отличало от всех остальных представителей семейства Головлёвых?

Читается «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлёвского семейства.

При подведении итогов урока в особо отведённый лист записываются нравственно-философские понятия, упомянутые на этом уроке.

Урок 2

Тема. Головлята

Учащиеся заранее получают задание подготовить:

1. Рассказы о героях от имени разных лиц с использованием фрагментов романа (индивидуально).

— О Степане от имени пассажиров кареты;

— о Павле от имени соседей-помещиков;

— о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;

— об Аниньке и Любеньке от имени ухажёров-любовников.

2. Сообщение о мифологеме “блудный сын” (индивидуально).

3. Группа ребят готовит сравнительный анализ Ноздрёва («Мёртвые души») и Степана.

Ход урока

Учащиеся предлагают свой ролевой рассказ о судьбе героев, после рассказа следует обсуждение и дополнение первичного анализа.

Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.

— Похож ли герой на остальных Головлёвых, и чем?

— С какими мотивами связан герой, и почему?

— Что или кто виновник гибели героя?

В ходе разговора о Степане делается сообщение
о том, кто такой “блудный сын”, и заслушиваются выступления учащихся, подготовивших сравнительный анализ Ноздрёва и Степана.

Урок 3

Тема. Бессмертный образ Иудушки Головлёва

Учащиеся заранее получают задание сделать первичный анализ образа Иудушки, заполнив таблицу. (Идею заполнения подобной таблицы я позаимствовала из пособия «Конспекты уроков для учителя литературы». 10-й класс. Проект П.И. Угроватова и Л.Г. Максидоновой. М.: Владос, 1999.)

Портрет  
Черты характера  
Цели и смысл жизни  
Авторская характеристика Из главы «Семейные итоги»
Характеристика, данная другими героями  

Одна из рабочих групп готовит сравнительный анализ Плюшкина («Мёртвые души») и Иудушки.

Индивидуальное задание. Приготовить сообщение о библейском Иуде (предательство Иуды).

Урок начинается с обсуждения характеристики Порфирия Владимировича, данной в первой главе романа.

— Кто даёт эту первую характеристику? Что в ней странного и загадочного?

— Почему его называют Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик?

— Какова история библейского Иуды?

Мы обращаем внимание на то, что героя называют не Иуда, а Иудушка, не кровопийца, а кровопивушка.

Необычные для этих слов суффиксы идут вразрез с теми понятиями, которые этими словами обозначаются.

Странные, непривычные суффиксы эти — замечательная находка Салтыкова-Щедрина, благодаря им страшные, зловещие слова неожиданно приобрели благодушный, ласковый оттенок.

Зловещие слова замаскировались, надели маску “приличности”, “благодушия“.

Вот эта двойственность, двуплановость героя и составляет его внутренний стержень. В этом его “загадочность” для автора, для читателя и даже для Арины Петровны.

После обсуждения Иудушки Головлёва в классе заполняется таблица.

В конце урока проводится запись нравственно-философских понятий, затронутых на этом уроке.

Ребята получают домашнее задание. Написать сочинение-эссе «Жестокий век — жестокие сердца».

Литература

1. Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1983.

2. Белова М.Г., Мурин Д.Н. Тематическое планирование уроков литературы в 8–10-м классе. СПб., 1994.

3. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. СПб., 2000.

Приложение. Нравственно-философские понятия, связанные с семьёй Головлёвых

Накопительство

Изворотливость

Жестокость

Очерствение сердца

Утрата способности любить и сострадать

Нравственное прозрение

Чуждые

Вражда

Бессмысленность существования

Неспособность к поступку

Опустившийся человек

“Постылый”

Убогое одинокое существование

Деградация

Апатия, угрюмость

Безволие

Тунеядство

Паразитизм

Пропойца

Стяжательство

Лицемерие

“Умертвия”

Призраки

Вырождение

Фальшь слов

Раскаяние

Окостенение и омертвление жизни

Моральный урод

Вымороченность

Душевный примитивизм

Двуличие, двоедушие, обесчеловечивание

Праздномыслие, пустословие