Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №33/2004

Я иду на урок

Изучение комедии «Недоросль»

Я ИДУ НА УРОК

Марина БАРАБАНОВА,
школа № 1252,
Москва


Изучение комедии «Недоросль»

Денис Иванович ФонвизинОформление урока. Портрет Фонвизина; цитаты на доске.

“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…” (Н.В. Гоголь).

“Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры” (В.Г. Белинский).

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать уже прочитанную вами комедию Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Тема нашего урока — «Образ главного героя в этом произведении». Комедия создана в XVIII веке.

Фронтальный опрос.

— К какому литературному течению она имеет непосредственное отношение?

— Когда и где это литературное течение оформилось?

— Какой общественный строй способствовал его формированию и развитию?

— Определите основную идею классицизма.

— Какие литературные жанры были особенно востребованы писателями-классицистами?

— Какие проблемы в русском классицизме выходят на первый план?

Задание учащимся. Цитаты, выписанные на доске, относятся к произведению, о котором мы начинаем говорить. Прочтите их. Найдите в этих высказываниях общее.

(Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что выделить следует следующие сочетания: “всё взято живьём с природы“ — цитата 1-я; “верные списки с натуры” — цитата 2-я.)

Учитель. Фонвизин высмеивает человеческие пороки — жадность, невежество, деспотизм — и старается воссоздать порождающие их ситуации, определённые временем, в котором жил писатель.

(Краткий доклад ученика о жизни и деятельности Фонвизина. Для составления доклада можно использовать книгу «Русские писатели в Москве».)

Материал к уроку. Детство Дениса Ивановича Фонвизина прошло в доме его отца, находившемся между нынешним Рождественским бульваром и Печатниковым переулком. Девятилетним мальчиком он был записан солдатом в Семёновский полк и числился там “недорослем”, отпущенным со службы для прохождения “указных наук”.

В апреле 1755 года в Москве открылся университет. Иван Андреевич Фонвизин, человек среднего достатка, одним из первых подал прошение о зачислении в него своих детей. “Он, — писал о своём отце Фонвизин, — не в состоянии будучи нанимать для меня учителей для иностранных языков, не мешкал, можно сказать, ни суток отдачею меня и брата моего в университет, как скоро он учреждён стал”.

Учился Фонвизин прекрасно. С 1756 по 1762 год его имя постоянно фигурирует в списках отличившихся учеников, которые публиковались в газете «Московские ведомости».

В 1760 году Фонвизина в числе лучших учеников направляют в Петербург для представления куратору университета И.И. Шувалову. От этой поездки остались в памяти два события: встреча с Ломоносовым и посещение российского театра. “Действия, произведённого во мне театром, — вспоминал Фонвизин, — почти описать невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума…” Тогда же Фонвизин познакомился с основателем русского театра Ф.Г. Волковым (1729–1763) и выдающимся русским актёром XVIII века И.А. Дмитриевским (1743–1821), впоследствии первым исполнителем роли Стародума.

Уже в гимназические годы Фонвизин внимательно присматривается к окружающей жизни, изучает московский быт. Именно в Москве в нём начинает пробуждаться талант сатирика. “Весьма рано появилась во мне склонность к сатире, — вспоминал Фонвизин. — Острые слова мои носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою”.

Первая истинно русская комедия родилась в Москве. «Бригадир» (1769) стал крупным шагом вперёд не только в творчестве Фонвизина, но и во всей драматургии.

Двенадцать лет отделяют «Бригадира» от шедевра Фонвизина — комедии «Недоросль» (1781). Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И.А. Дмитриевским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: “московского российского театра цензор”, испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось “пробить” постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге, а 14 мая 1783 года — в Москве, на сцене театра Медокса.

Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

К 1788 году писатель подготовил материалы для первых выпусков предполагаемого журнала «Друг честных людей, или Стародум». Екатерина II запретила Фонвизину издавать его журнал, ибо «Стародум», судя по уже готовым статьям-письмам, должен был продолжить прежнюю творческую линию: писатель предполагал изобразить и крупную “скотину” (придворных), и “скотов” помельче, безгранично наглых в своей безнаказанности, беспросветно тёмных в своём невежестве, убогих умственно и опустившихся морально.

После запрета, наложенного на «Друга честных людей», Фонвизин решил попытаться издать другой журнал — «Московские сочинения». Но и здесь его постигла неудача. В 1792 году великий сатирик умер, так и не реализовав многие из своих творческих планов.

Учитель. Итак, из этого сообщения следует, что великий русский комедиограф ставил перед собой вполне конкретную задачу. Сформулируйте эту задачу.

(Из нескольких ответов учащихся формулируется следующий вывод: обличение человеческих пороков; изображение крупных “скотов” и “скотов” помельче, безгранично наглых в своей безнаказанности, беспросветно тёмных в своём невежестве, убогих умственно и опустившихся морально.)

Учитель. Наверное, вы понимаете, что невежественные и неграмотные, ограниченные и примитивные взрослые вырастают из подростков. Неслучайно свою комедию Фонвизин назвал «Недоросль», главным героем её сделал Митрофанушку Простакова, а главной проблемой произведения стала проблема воспитания.

— Что же означает слово “недоросль”?

(Учащиеся достаточно свободно дают определение, так как сравнительно недавно это понятие повторялось на уроках, посвящённых изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

— Кратко охарактеризуйте героя. Какой он, по-вашему?

Словарная работа на доске.

Невежда — необразованный человек. (Несомненно!)

Невежа — невоспитанный человек. (Несомненно! Но не глупец.)

Учитель. Обратимся к домашнему заданию. Вы составили цитатную характеристику героя, подбирая его реплики, по которым мы можем составить представление о его характере.

(Ответы учащихся. В процессе чтения цитат стоит поработать над понятиями “невежа”, “невежда”.)

Вывод. По сути, сам герой говорит не так уж много. Но по этим репликам мы всё же можем судить о нём. Мы убедились, что он невоспитан и необразован, но стоит ли ограничиться таким категоричным суждением, ведь “Митрофан рассуждает по-своему находчиво и умно” (Ключевский). Он изворачивается, хитрит, чувствует свою выгоду. В общем, он не глуп.

От героя классической комедии мы ждём однозначного воплощения порока или добродетели, но герой комедии Фонвизина не таков. Он живой человек, и в этом новаторство Фонвизина, отмеченное критиками. Посмотрите ещё раз на эти высказывания. Подчеркните уже конкретные слова, свидетельствующие, что именно это получило высокую оценку Гоголя и Белинского.

(На этом этапе возможно завершение урока. В этой ситуации сопоставительную характеристику по таблице предлагается сделать дома. Однако, если класс хорошо подготовлен и урок идёт динамично, возможно продолжение.)

Итак, наш герой не дурак плотно покушать, в нём кровь кипит, он непоседа, причём силы его не востребованы, поэтому он всё время вертится, перевёртывается, бегает, кстати, проявляет неплохую смекалку.

— С каким литературным героем-недорослем вы уже знакомы?

Ребята легко вспоминают Петрушу Гринёва, и тогда им раздаются таблицы и предлагается, рассмотрев их, поработать над сопоставлением таких на первый взгляд непохожих недорослей.

Образы недорослей в произведениях А.С. Пушкина и Д.И. Фонвизина

Задание. Возьмите таблицу, найдите в заголовке имена персонажей. Прочтите первую цитату слева и найдите соответствующую ей справа. Отметьте её цифрой 1. Прочитайте вслух обе цитаты. И так далее.

Петруша Гринёв Митрофанушка Простаков
1. Времяпрепровождение героя

“Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками”.

“Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман”.
2. Отношение к крепостному воспитателю

“Я твой господин, а ты мой слуга… Тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают”.

“Нет-нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-ка теперь на голубятню…”
3. Учителя

“Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию… Обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам…”

“Ну, ещё слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему”.
4. Отношение ученика к науке

“Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды”.

“С тобою, дружок, знаю, что делать. Пошёл-ко служить…”
5. Будущее

“Петруша в Петербург не поедет. Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то? Правдин. География. Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи, Боже мой! Пристали с ножом к горлу”.

Вывод. То сопоставление, которое мы с вами проделали, на самом деле не ново. Идея создать обобщённый образ недоросля по литературным произведениям пришла в голову известному русскому историку Ключевскому. Конечно, похожи эти недоросли лишь до поры до времени — до перемены их судьбы. Поместное воспитание лепило примерно одинаковые черты. Но помимо внешнего воспитания и образования молодые дворяне получали ещё и нравственное, и тут, конечно, главную роль играли родители. О том, как относились к воспитанию сыновей в семьях Гринёвых и Простаковых, мы поговорим с вами на следующем уроке.

Домашнее задание.

Составить рассказы о семье Скотининых, госпоже Простаковой, господине Простакове и Тарасе Скотинине. Составить цитатные характеристики.