Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №37/2002

Я иду на урок

Я ИДУ НА УРОКН.С. Лесков. 1892 г. Фото Н.Чеснокова.

Галина ЖУКОВА,
Кончанская средняя школа,
Новгородская область


Тема праведничества в творчестве Н.С. Лескова

Ход занятия

I. Слово о Н.С. Лескове (индивидуальное домашнее задание). “Лесков — это училище, сокровище ума, образования, размышления...” (В.Розанов)
II. Сообщение темы и цели. Постановка проблемы. Выбор путей её решения.

В Нагорной проповеди Христа (Евангелие от Матфея, гл. 5) сказано: “И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме”. Как вы понимаете эти слова и какое отношение они имеют к художественному миру и сокровенной идее Н.С. Лескова?

III. Комментированное чтение Нагорной проповеди.

Однажды Иисус взошёл на “некую гору”, чтобы отдаться молитве, но, против обыкновения остаться одному, позвал за собой и всех апостолов. Вместе с ним на гору взошли Симон Пётр и Андрей (сыновья Ионы), Иаков и Иоанн (сыновья Зеведеевы), Филипп и Варфоломей (Нафанаил), Фома и Матвей, Иаков (младший сын Алфея) и Симон, прозываемый Зилотом, Иуда Иаковлев (называемый Левеем или Фаддеем), а также Иуда Искариот, которому суждено было стать предателем.

Между тем внизу, у подножья горы, уже собрался народ, так как разнёсся слух, что после беседы с учениками Иисус произнесёт проповедь.

И действительно, Иисус, окружённый учениками, вскоре появился на ровной скалистой площадке, хорошо видный народу, терпеливо ждавшему его появления. Вместе с ним во время Нагорной проповеди были не только 12 апостолов, но и те 70 миссионеров, которых он обычно рассылал в разные концы земли.

Нагорная проповедь занимает в Евангелиях важное место. Наряду с известными заповедями Моисея Нагорная проповедь также даёт людям необходимые основания для нравственного общечеловеческого устроения. Эта проповедь, покоящаяся на десяти заповедях, как бы дополняет их, предлагая людям средства для того, чтобы они эти заповеди могли исполнить. Эти средства (способы, пути) называются в Нагорной проповеди “блаженствами”.

Первое “блаженство” — это и есть алкание духа, то есть поиски веры и истины.

Плач и рыдание, то есть способность к раскаянию и скорби, являются, по Христу, вторым блаженством для человека, так как слёзы и раскаяние есть верный признак очищения духа.

Муки за веру и истину — это тоже, по Христу, одно из блаженств алчущего духа.

Иисус во время своей проповеди несколько раз обращается к Ветхому завету — к Моисею и пророкам. И каждый раз или спорит с ветхозаветными требованиями, или же корректирует их, поворачивая в сторону гуманизма — любви и сострадания к ближнему.

В Нагорной проповеди Иисус касался самых разных сторон душевной и духовной жизни человека, но во всех его изречениях сквозит одна мысль: человек должен наконец стать человеком — существом добрым и прекрасным. “Будьте совершенны...” — призывал Он.

Главное, по Христу, открыть сердце каждого для каждого.

IV. Наработка материала в группах согласно полученным данным индивидуальных заданий.

«Однодум» Н.С. Лескова

  1. Где и когда происходит действие рассказа?
  2. Кто главный герой? Дайте его портрет.
  3. Александр Афанасьевич Рыжов имеет прототип — квартального надзирателя из города Солигалича Костромской губернии, жившего в первой половине XIX века; сохранены его подлинное имя и многие биографические черты. Но перед нами рассказ, а не документальный очерк. Герой сотворён автором и вошёл в число лесковских праведников.
    Как вы понимаете значение этого слова?
    Кто такие грешники?
    Кто, по-вашему, праведники?
  4. 4. В чём странность Рыжова, его непохожесть на других людей? Приведите примеры.
  5. 5. Как вы считаете, перед нами положительный герой или отрицательный? Обоснуйте свой ответ. Праведник он или грешник?
  6. 6. Как вы понимаете слова: “В мире борются добро и зло, и проклятие лежит над всякой неподвижностью”. Согласны ли вы с этим утверждением?
  7. 7. Докажите, что Рыжов свободен от чувства, что ему судьба что-то “недодала”, что его обижают. (“Его кто как хочет обижай, он не обидится и своего достоинства не забудет...”)

«Очарованный странник»

  1. К какому жанру вы отнесёте «Очарованного странника» Лескова? Каковы его приметы?
  2. Название — всегда ключ к пониманию произведения. Почему Иван Флягин назван “странником”? Дело не в том, что он путешествует по Руси великой, что у него нет дома и семьи. Так в чём же?
  3. Почему странник “очарованный”?
  4. Сказ членится на довольно крупные эпизоды из жизни Ивана Северьяныча, которые строятся на чередовании испытания и странствия. Трагедийность событий и мук души героя нарастает, и каждое последующее событие страшнее предыдущего.
    Изучите (по главам) внешнюю и духовную биографию Ивана Северьяныча. Покажите на примерах рост духовно-нравственного состояния героя. Каков финал его исканий?
  5. Как вы понимаете слова философа Розанова: “Есть мировая загадка, сокрыта некая чудная тайна в том, что стать полным человеком, развитым, одухотворённым, тонким, так сказать, «родиться духом, а не плотски только», можно единственно ослабнув где-нибудь.
    Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения... вообще не достигаются без некоторых «падений»... Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи). Тогда их слово исполнится огнём правды. А сердце источается в любви к слабому, «братскому» в грехе»”.
  6. 6Слова “молёный сын” и “сын обещанный” связаны с известной древнерусской традицией.
    В многочисленных житиях святых мотив “молёного” и “обещанного” чада связан с героями особого типа — святыми, чья жизнь чиста и безгрешна. Такие герои посвящают свою жизнь Богу и уже в ранней юности становятся монахами.
    Есть ли совпадения этой традиции с данным рассказом?
  7. 7Соотнесите слова из Нагорной проповеди с идейным замыслом «Очарованного странника». Сделайте свои выводы.

«Запечатлённый ангел»

  1. Ваши впечатления о прочитанном?
  2. Верите ли вы в достоверность описанного происшествия?
  3. О чём эта повесть? Как вы её поняли?
  4. К чему в повести такие хитроумные комбинации с иконой?
  5. Неужели старообрядцы не могли обратиться к правоохранительным органам после незаконной конфискации их святыни?
  6. Что значит икона для верующего человека?
  7. Перечитайте начало 11-й главы. Что за чудный старец встретился странникам?
  8. Какую истину о запечатлённом ангеле сказал он Марку?
  9. Как старообрядцы исполнили свой подвиг веры?
  10. Как раскрывается суть Православия на страницах произведения?

«Леди Макбет Мценского уезда»

  1.  Сравните Катерину Измайлову с героиней «Грозы».
  2. Покажите на примерах, что главное состояние души лесковской Катерины — это скука, душевная и духовная неразбуженность.
  3. Как раскрывается характер героинь в любви?
  4. Обе героини гибнут в Волге, но итоги их любовных историй различны. Каковы они?
  5. Какая из героинь ближе к Богу? Нравственно чище? Обоснуйте свой ответ.
  6. Душа Катерины Островского страдает от сознания греха. Может быть, и Катерина Измайлова разрывала себе душу, чувствуя греховность совершённых злодеяний, измены мужу?
  7. Согласны ли вы с утверждением, что назначение женщины на земле — это любовь: любовь к Богу, к детям, к мужу, к людям? Обоснуйте свой ответ. В чём, по-вашему, разница между таким пониманием любви и Катерининым?

«Христос в гостях у мужика»

  1. Н.С. Лесков — великий мастер слова, создатель святочных рассказов. Своеобразным рождественским подарком были для читателей прошлого века такие рассказы. Само определение рассказа — святочный — произошло от названия русского праздника. Святки — это святые дни, святые вечера, 12 дней после Рождества Христова до праздника Богоявления. Прочитайте рассказ Лескова «Христос в гостях у мужика» и ответьте на вопросы.
  2. Кто главный герой? Каков он? Почему показался рассказчику особенным?
  3. Что вы знаете о Библии?
  4. Каково состояние души Тимофея на протяжении рассказа? Вроде бы всего довольно, а мучается человек.
  5. Обратитесь к Нагорной проповеди Христа. Что советует в данном случае Священное Писание?
  6. К кому за помощью в разрешении своего судьбоносного вопроса обратился герой?
  7. Как на страницах своего рассказа Лесков показывает незыблемость Священного Писания, обретение человеком мира в душе своей?
Обобщение

Любовь и доброта к людям, сердечный свет — всё это в художественном мире Лескова объединено понятием праведничества.

Человек без высокой цели у Лескова — “пустоша”, он живёт только во имя чревоугодия. А лесковским праведникам присуща идея порядка в жизни и деятельного добра. Эти люди — борцы, живущие по заповедям Христа, достойно служащие своему народу.

Сообщения учащихся. Заполнение итоговой таблицы

Название произведения Главный герой Духовно-нравственное состояние
«Однодум»  Александр Афанасьевич Рыжов Бескорыстное служение Богу и людям.
«Очарованный странник»  Иван Северьянович Флягин Любовь и доброта к людям, стремление принести им себя в жертву.
«Запечатлённый ангел»  староверы Высокое служение Богу, духовный подвиг, жертвенность.
«Леди Макбет Мценского уезда»  Катерина Измайлова Житейские соблазны искушают и разрушают душу героини, гасят любовь в её сердце, духовный свет.
«Христос в гостях у мужика»  Тимофей Осипов Исполнил христианскую заповедь прощения врага своего и обрёл мир в душе и счастье в жизни.
Рейтинг@Mail.ru