Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2010

Я иду на урок
8–11-й классы

Мы помним...

Уроки внеклассного чтения о войне

1941–1945 годы… За этими цифрами скрыты великие потрясения, невосполнимые потери, миллионные жертвы, беспримерный героизм, мужество. И... жизнь. Война с каждым годом отдаляется от нас, и из-за завесы лет не так отчётливо, как хотелось бы, видны лица тех, кто принял на свои плечи её тяжесть. Но это не означает, что мы, учителя литературы, должны пасовать перед силой забвения. Бороться за память о войне нужно постоянно, а не только вспоминая юбилейные даты. Благодатного материала для этого нам в наследие от советских–русских писателей досталось немало.

Обратимся к рассказу Михаила Кизилова «Бабушкин плакат», с которым предлагаем познакомить выпускников. Он как раз и посвящён проблеме памяти. Сюжет его прост: внук приносит в дом плакат о героях-артиллеристах. А его дед и бабка потеряли на войне сына, дядю школьника. Но, как следует из рассказа, не потеряли веру в его возвращение. Вот и всё. Но читатель понимает, что простота эта кажущаяся. Действие происходит в российской глубинке, и её обитатели, чья жизнь переполнена тяготами и заботами, подобно солженицыновской Матрёне, не потеряли человеческое лицо: более десятилетия хранят память об ушедших на войну.

О ней помнят учителя, подвигнувшие учеников на создание в сельской школе музея боевой славы. А дети настолько живо переживают за порученное, что племянник Сашка ни на мгновение не засомневался, что на попавшем к школьникам плакате изображён его дядя-артиллерист, не вернувшийся с войны. Безоговорочно поверила в это и старушка – мать фронтовика. Всё село от мала до велика ожидало ответ на запрос из Центрального архива Министерства обороны СССР. Когда же тот пришёл, в избе яблоку негде было упасть. И это сопереживание, конечно же, не может не затронуть чувств читателя.

Кажется, эта маленькая бумажка положит конец всем ожиданиям. Но оказывается, что снятый на плакате офицер живёт ныне в Курской области. И дан его адрес и фото. Но мать, более десятилетия хранившая в сердце надежду на возвращение сына, не в состоянии соотнести фото молоденького бойца на плакате и фото заслуженного ветерана. Нет, на плакате её кровинка, так решила она. И все согласились с этим — пусть ждёт... Мать права.

Впечатляет финал рассказа: плакатный рулон в руках престарелой матери в гробу, так и не увидевшей сына, но не пожелавшей с ним расстаться. Она так велела похоронить себя: “Митя к вам живой вернётся, а со мной пусть такой будет”.

Рассказ вышел из-под пера М.Кизилова в 1980 году, спустя тридцать пять лет после Победы, но, думается, не утратил своей актуальности и сегодня. Не вдаваясь в методические тонкости, предложу несколько вопросов для беседы о рассказе.

  • Каков смысл названия рассказа?
  • Какие проблемы в нём поднимаются?
  • Почему М.Кизилов проблему памяти связал с темой войны?
  • Можно ли утверждать, что главным героем рассказа является плакат с героем-артиллеристом?
  • Какие приёмы использует для этого автор? (Описание плаката, история появления его в школе и в семье, реакция на него людей разного возраста и поколений, конфликт вокруг него и победа бабушкиной веры.)
  • Ожидаем ли был такой конец рассказа? А ваш вариант?
  • В чём состоит идея рассказа?
  • Каково ваше мнение о рассказе?

В конце 8-го класса для самостоятельного летнего чтения ученикам было предложено прочитать повесть Василя Быкова «Альпийская баллада». Конечно, у учителя было опасение, что сегодняшние тинейджеры не сумеют почувствовать неповторимость быковской прозы. Но выбор был сделан. В октябре на учительский стол легли читательские дневники девятиклассников с обязательными детскими вопросами и комментариями по поводу прочитанного, а иногда даже и с цветными миниатюрами. Книга прочитана. Теперь всё зависит от учителя: урок нужно построить так, чтобы ребята вместе с героями пережили побег из немецкого плена и преследование, чтобы поняли, во имя чего шла борьба с фашизмом. А главное — узнали, что молох войны не всесилен: не смог и никогда не сможет победить любовь, жизнь.

Как шла подготовка к уроку? За две недели до его проведения учащимся было предложено подумать над вопросами (см. ниже). А ещё было дано творческое задание: объединиться в группы (три-четыре человека) и снять видеоролик для рекламной паузы на уроке под девизом “Читайте «Альпийскую балладу» Василя Быкова…”. Урок должен был пройти в понравившейся школьникам форме диалога на тему «Прочитали — забыли?». Она требует активности как учителя, так и ребят. Кроме того, были заранее определены члены команд (вполне достаточно по пять человек в каждой). Назначен оператор, который вместе с учителем сформирует порядок слайдов, а потом будет на уроке сидеть за компьютером. В “диалог” должны быть включены и четыре эксперта. У них интересная роль: они должны не только следить за игрой и выставлять баллы, но и анализировать её, выявляя достоинства и недостатки. Оставшиеся ребята будут не просто зрителями, а в конце урока поучаствуют в блице, да и во время самой игры они имеют возможность при затруднениях помочь командам с ответом.

Итак, на слайде № 1 проецируется фото Василя Быкова, его книги и название игры: «Прочитать — забыть?» (по книге Василя Быкова «Альпийская баллада»).

На слайде № 2 — тема урока: «Проблема памяти о великой войне и великой Победе» (1941–1945 гг.). Затем указаны цели урока.

1) Определить идею книги.
2) Понять устремления, поступки героев «Альпийской баллады».
3) Решить, нужна ли нам сегодня книга.

На слайде № 3 обозначены названия команд, фамилии участников и оператора.

После демонстрации всех трёх слайдов начинается I раунд диалога. Командам предлагаются по очереди вопросы (кстати, их лучше дать всему классу заранее, чтоб ребята могли к ним подготовиться и вести диалог в темпе, а вот формировать команды лучше накануне — интереснее держать интригу).

1. Какие книги о Великой Отечественной войне вы читали? Поделитесь своими впечатлениями.
2. Зачем Василь Быков обратился к теме войны? Чем, по-вашему, его книга отличается от других, вам известных?
3. Представьте главного героя повести «Альпийская баллада».
4. Как автору удалось убедить читателя, что Иван Терешка был готов к страшным испытаниям, связанным с побегом из плена?
5. Что в книге сообщается о Джулии, зачем она бежала из плена?
6. Иван долго не хотел брать с собой прибившуюся к нему Джулию. Как вы отнеслись к этому?

После обсуждения вопросов ведущий даёт слово экспертам, а на экране высвечиваются их фамилии. Примерная памятка экспертам даётся заранее, ребята её записывают в рабочую тетрадь, чтобы использовать в дальнейших уроках-диалогах.

Памятка экспертам

Анализируя и оценивая выступления, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Глубоко или поверхностно участники диалога осветили вопрос? Опирались ли при аргументировании на текст? Чувствуется ли понимание ими героев, фактов, событий?
2. Достойно ли держались участники дискуссии? Насколько были эмоциональны, азартны и заинтересованы своим выступлением?
3. Можно ли говорить о достоинствах их речи: её красочности, образности, правильности, логичности в построении предложений?

Сделайте вывод, используя следующие обороты: Я отдаю свой голос команде… Хотя обе команды... но я отдаю предпочтение…

 

Пока идёт подсчёт баллов, на экран проецируется рекламная пауза, одна из тех, что приготовлена ребятами заранее.

Во время II раунда предлагаются более сложные вопросы, где нужно объяснить поступки героев, их неординарные решения.

1. У войны страшное лицо. Расскажите, через какие физические страдания пришлось пройти Ивану и Джулии при побеге из плена?

2. В книге есть сцены, в которых описаны преследования Ивана и Джулии немцами. Почему беглецы сознательно пошли на риск? Поделитесь своими ощущениями при чтении этих сцен.

3. Какие психологические трудности пришлось пре-одолевать героям «Альпийской баллады» во время побега? Были ли такие моменты, когда вы осуждали кого-то из них?

Снова идёт рекламная пауза и подведение итогов II раунда.

После этого команды возвращаются в зал к зрителям, объявляется блиц-турнир, участниками которого становятся все желающие из класса (баллы отдаются отвечающими в пользу одной из команд). Вот примерные вопросы для блиц-турнира.

1. Зачем в повести описана прекрасная альпийская природа?
2. Почему в книге о войне и плене рассказано и о любви?
3. Зачем, по вашему мнению, Джулия написала письмо в далёкую Россию?
4. Ожидаем ли для вас был такой финал?
5. Как вы поняли смысл названия повести Василя Быкова?
Снова идёт очередная рекламная пауза. Затем подводятся окончательные итоги диалога.

Ещё одной книгой для внеклассного чтения может служить знаменитая повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». О повести столько написано и сказано, что учителя порой считают её скучной для нынешнего читателя. Но, как свидетельствуют детские отзывы, книга потрясает подростков и сегодня, многие тринадцати-четырнадцатилетние девочки признаются, что плакали при чтении. А уже после чтения покупали диски с фильмом.

Как идёт урок? Части учеников было дано задание найти через Интернет сведения об авторе повести и, отобрав материал, написать аннотацию к книге. Такое задание стараюсь поручить “непубличным ребятам”. Предупреждаю, что им придётся открывать урок. После установочного вступления к теме «Подвиг человека на войне» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие») нашлись подготовившиеся добровольцы, жаждущие рассказать о своём труде. А те, кто отмолчался, сдали работу на проверку.

Второй группе было предложено подготовить сообщение о героинях книги: возраст, довоенная жизнь, чем интересна; как попала на фронт, чем должна была заниматься, оказавшись во взводе Васкова; как вела себя во время преследования диверсантов…

Остальным нужно было продумать свои ответы на вопросы о Васкове.

• За что уважали Васкова зенитчицы?

• Как он вёл себя при преследовании диверсантов? (Обратить внимание на его поступки и черты характера.)

• Васков корил себя за то, что не сберёг девчат. Ставите ли это ему в вину вы?

После выступлений ребят из первой группы обсуждаем два вопроса.

• Вспомните, когда и где разворачиваются описанные в повести события. Объясните, зачем автор так подробно описывает разъезд?

• Перечислите, кто входил в новую команду старшины Васкова, чем она его не устраивала.

Затем идут подготовленные рассказы о довоенной жизни девчат из команды Васкова. После этого выясняем:

• Какова роль вставных новелл?

• Почему Васков отправился преследовать диверсантов только с пятью девушками-бойцами?

• Расскажите, как ведут себя в экстремальной ситуации Гурвич, Осянина, Комелькова. Оцените их поведение.

• Как вы объясните, почему Женька не затаилась, а Рита выстрелила себе в висок?

• Зачитайте слова Васкова, когда он казнит себя за то, что не сберёг девушек. Понимаете ли вы это самообвинение? Справедливо ли оно?

• Как он проявил свой характер при преследовании? Можно ли утверждать, что он “отец солдатам”?

• Как думаете, кому в первую очередь адресовал свою книгу Борис Васильев?

• Прочитайте слова Риты Осяниной при последнем разговоре с Васковым: “Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а потом уже канал”. Что вложила в эти слова героиня, уходящая в вечность?

• Понимаете ли, почему повесть не заканчивается описанием победы над врагом? Какую смысловую нагрузку несёт в себе эпилог? А название?

Заканчивая разговор о книгах, посвящённых теме Великой Отечественной войны, хочется сказать вот о чём. Не нужно никакой смелости, чтобы постоянно твердить о падении интереса школьников к чтению. А вот чтобы на деле приобщить ребят к хорошей книге — для этого требуются и серьёзные усилия, и немалое мужество, и настоящее подвижничество. Но весь этот труд обязательно окупится сторицей.

В оформлении статьи использованы иллюстрации П.Пинкисевича к книге «А зори здесь тихие» и картины неизвестных художников с сайта community.livejournal.com/warhistory

Людмила Николаевна Гребёнкина ,
учитель МОУ СОШ № 23 г. Южно-Сахалинска.
Рейтинг@Mail.ru