Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2010

Читальный зал

Взгляд кролика. Вместо предисловия

Книжку эту надо немедленно читать.

И не только детям, но и взрослым. Потому что она говорит об очень важных и серьёзных вещах.
О том, как остаться самим собой. Как быть терпеливым. Как сопротивляться. Как не превратиться
в предателя. Как уметь чувствовать и понимать других, непохожих на тебя людей. Как жить.

Однажды, когда мне было лет пять, я сел смотреть по телевизору фильм «Овод». Что такое “овод”, я не знал, и поэтому спросил у своего старшего и очень умного восьмилетнего брата. “Это такая муха”, — ответил тот понятно. Фильм я честно посмотрел до конца, но он мне не понравился. Я ждал муху, а мухи мне так и не показали. Только через много лет я узнал, что “Овод” — это была такая кличка одного итальянского революционера.

Так вот, не надо ждать от фильма или книги того, чего в них нет. Например, в книге Кэндзиро Хайтани «Взгляд кролика» (М.: Самокат, 2010, перевод с японского Е.Бай­биковой) никакого кролика не будет — предупреждаю сразу. А будут как раз мухи. В большом количестве. И самые разные. С такими названиями, что и не выговоришь, — саркофагиды, каллифориды, дрозофилы... А ещё будет молодая учительница Фуми Котани и мальчик Тэцудзо. Не удивляйтесь таким именам — ведь дело происходит в Японии. Учительница только что закончила университет и ещё совсем не умеет преподавать и общаться с детьми. А мальчик, её ученик, не хочет с ней разговаривать, кусается и дерётся.

Можете не верить, но именно мухи “подскажут” учительнице, как можно подружиться с этим мальчиком. Это будет, как сказали бы взрослые, её большой педагогический успех. Но, чтобы прийти к нему, ей придётся многое узнать и пережить.

Например, решиться принять в класс девочку-инвалида. Или, как сейчас говорят, ребёнка с ограниченными возможностями. Кажется, что она совсем ничего не понимает, только смеётся, бегает по классу, мешает всем учиться. Родители многих детей возмущены таким соседством, администрация хочет перевести девочку в спецшколу. Но Котани убеждена: эта девочка способна изменить жизнь и детей, и взрослых. И оказывается права, хотя отстоять свою правоту ей очень и очень непросто.

Ей помогают некоторые учителя школы. А некоторые — мешают. Дело доходит даже до... драки в учительской — стенка на стенку! А ещё Котани приходится превратиться в старьёвщика и собирать по городу старые газеты и бутылки. А ещё вступить в борьбу с муниципалитетом за права рабочих мусоросжигательного завода, дети которых учатся в школе. А ещё...

В общем, книжку эту надо немедленно читать. И не только детям, но и взрослым. Потому что она говорит об очень важных и серьёзных вещах. О том, как остаться самим собой. Как быть терпеливым. Как сопротивляться. Как не превратиться в предателя. Как уметь чувствовать и понимать других, непохожих на тебя людей. Как жить. Кстати, её уже больше тридцати лет запоем читают японские девчонки и мальчишки вместе с мамами, папами, бабушками и дедушками. И конечно же, её читают японские учителя. И учителя и дети многих стран. Теперь эта книжка добралась до России.

“А при чём же тут всё-таки кролик?” — может спросить какой-нибудь внимательный пятилетний мальчишка. Всё просто. На Востоке есть такая пословица: “Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами”.

Увидеть мир так, как ты его ещё никогда не видел... Кто может устоять?

Рейтинг@Mail.ru