Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2010

Есть идея!

Материал для последней полосы этого номера мы выбрали из ваших писем, уважаемые коллеги. Иногда бывает так, что весь материал мы не можем напечатать (он слишком большой, например, или только недавно что-то похожее было на страницах нашей газеты), а вот маленький фрагмент его удачно впишется в нашу рубрику «Есть идея!». Без всяких сомнений мы извлекаем из ваших писем такие фрагменты и представляем на суд читателей. Пользуйтесь этими идеями на здоровье!

Полезные советы

Поделюсь с коллегами способом работы над ошибками в диктантах и сочинениях. Например, вы проверили очередную пачку тетрадей. Выпишите себе на листочек 15–20 слов, в которых встретились ошибки. На уроке раздайте работы — и предупредите, что на следующем уроке будет диктант по ошибкам. Критерии оценки очень строгие: одна ошибка — минус балл. Но зато заранее известно, что спрошено будет только то, что сегодня вынесено на поля красными палочками. Перед учениками волей-неволей встаёт необходимость залезть в тетрадки друг друга или каким-то образом составить общий список ошибок. Если делать такую работу систематически, то класс потихоньку начинает сплачиваться (особенно это важно в классах новых, где ребята не очень хорошо знают друг друга). Постепенно эта работа превращается в своего рода соревнование учителя и класса — кто кого? Учитель может даже слегка шутливо подначивать учеников (“Где ж вам выяснить все ошибки? Всё равно завтра сядете в лужу опять!”). Если это сработает, если класс на спор решит победить и сообща подготовится к диктанту (не к первому, так к десятому), то, думаю, учитель охотно признает себя побеждённым.

Ещё один способ повышения азарта при словарной работе: пусть ученики составят диктант для вас и вы сами будете писать его под диктовку на доске. “20 самых сложных слов! Пишу без словаря! Для меня нет ничего невозможного! Кто принимает вызов?” Будьте уверены, вечер накануне диктанта многие потратят на поиск самого немыслимого и сложного слова, чтобы назавтра вас срезать. В ход пойдут какие-нибудь монструозные “обтюраторы” и “полисиндетоны”. Только чур: если уж продиктовал слово, будь добр объяснить его значение классу и правильно написать. Это такое условие для учеников. Можно, кстати, и на тортик поспорить. Тогда, правда, придётся где-то поддаваться и “ляпнуть” ошибку (не разорять же учеников!)... Зато этот тортик будет помниться им и через много лет после окончания школы. Как и те слова, которыми они хотели вас срезать.


Мне не очень нравятся примеры для упражнений и диктантов, взятые из поэтических текстов. Как-то всегда жалко говорить о стихах впроброс, для запятых и букв. Но иногда уж так удачно складывается, что не использовать стихотворные строчки просто нельзя. Например, вот в этом двустишии Маяковского совместились два важных случая постановки знаков препинания в бессоюзных предложениях. Причём тут используется и двоеточие, и тире (а именно на их различение мы тратим порой много времени):

Товарищ, запомни правило
простое:
Работаешь сидя — отдыхай
стоя!

Есть тут и обращение, и односоставные предложения... Не говорю уже о важной для урока литературы идее о пользе поэтического слова, которой придерживался Маяковский (перед нами подпись под санитарно-гигиеническим плакатом). В общем, использовать эти строчки можно при разговоре о самых разных темах. А в школах, где применяются так называемые здоровьесберегающие технологии, этим двустишием можно блеснуть на открытом уроке. Проверяющие будут в отпаде ☺.

Рейтинг@Mail.ru