Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2009

Читальный зал

И.Ф. Анненский. Материалы и исследования

В один из дней, когда шла работа над этой рецензией, гостем телепередачи «Школа злословия» стал известный деятель современного поэтического движения. В диалоге возникло и имя Иннокентия Анненского и даже состоялось оживлённое обсуждение, реализовался ли автор «Тихих песен» как творческая личность или всё же нет. Подробности позиций оппонентов здесь не так важны, любопытно, что сам по себе вопрос по-прежнему жив. Хотя, думается, в школьном преподавании литературы такой проблемы нет. Правда, Анненский не насаждается как ультра-хрестоматийный автор, но его присутствие на уроках любого хорошего учителя словесности совершенно естественно. Ведь не только творчество Анненского повлияло в русской литературе на многое и многих, в том числе определило ряд характеристических черт явления, называемого ныне “Серебряный век”. Анненский был выдающимся педагогом, и, в частности, известны его статьи «А.Н. Майков и педагогическое значение его поэзии» (перепечатана в томе «Книги отражений», выпущенном в серии «Литературные памятники», 1979), «Сочинения гр. А.К. Толстого как педагогический материал» (перепечатана в сборнике А.К. Толстого известной серии «Книга для ученика и учителя» издательств «Олимп» и АСТ, 1999), «Стихотворения Я.П. Полонского как педагогический материал» и т.д. Таким — учебно-педагогическим — образом Анненский тоже влияет на развитие российского гуманитарного сознания, современной российской словесности как таковой.

ИННОКЕНТИЙ ФЁДОРОВИЧ АННЕНСКИЙ:
1855–1909: Материалы и исследования:

По итогам международных научно-литературных
чтений, посвящённых 150-летию со дня рождения
И.Ф. Анненского / Редакторы-составители
С.Р. Федякин, С.В. Кочерина.
М.: Изд-во
Литературного института им. А.М. Горького,
2009. 672 с. (Литературный институт имени
А.М. Горького. Кафедра новейшей русской литературы)

Мы за годы существования нашей «Литературы» не раз обращались к наследию Анненского (см. недавнее: «Век “Аполлона”» // Литература. 2009. № 16), а в этом номере отмечаем столетие со дня его драматической кончины.

Можно сказать, что эта дата также знаменуется выходом книги, о которой пойдёт речь. Учёные Литературного института под водительством профессора В.П. Смирнова (он и наш автор), выдающегося знатока и страстного пропагандиста наследия Серебряного века, организовали в октябре 2005 года широкие научно-литературные чтения, посвящённые И.Ф. Анненскому. Ныне их материалы собраны в увесистый том с двумя цветными тетрадками иллюстраций.

Первую его часть составили статьи на основе докладов и статей, прозвучавших на чтениях. Тематически их внимание направлено едва ли не на все жанры, к которым обращался Анненский. Лирика, литературная критика, эссеистика, драматургия. Театральные взгляды, переводческая деятельность...

В разделе публикаций помещены неизвестные письма Анненского и к Анненскому, относящиеся к последним годам его жизни (публикация и примечания А.И. Червякова; ­вариант этого материала можно найти в издании: Анненский И.Ф. Письма: В 2 т. СПб.: Изд-во им. Н.И. Новикова, 2008).

В разделе «Слово об Анненском» собраны сочинения разножанровые — от эссе поэтов до содержательной, въедливой статьи «И.Ф. Анненский и Интернет» новосибирца Михаила Выграненко, автора и владельца Интернет-ресурса «Иннокентий Анненский. Цифровой архив» (www.annensky.narod.ru). Эту статью было бы полезно перепечатать в нашей Интернет-кладовке, но во всяком случае названный здесь адрес навестите обязательно.

Не менее интересны материалы, связанные с педагогической деятельностью Анненского: статьи М.А. Мощенниковой и Н.А. Корниловой «И.Ф. Анненский: последние годы в Царском Селе» и К.И. Финкельштейна «Поэты Царскосельской Николаевской гимназии». Кстати, живущий в Канзас-Сити (США) Кирилл Финкельштейн — автор раздела «Императорская Николаевская Царскосельская гимназия» в электронном ресурсе http: // kfinkelshteyn.narod.ru. Здесь содержатся подробные сведения о Николаевской гимназии, её истории, директорах, преподавателях и учениках, снабжённые обширной библиографией и многочисленными иллюстрациями. Фоторассказ об истории этой гимназии помещён и в рецензируемой книге.

Вторая тетрадка иллюстраций, правда, целиком заполнена фотографиями участников анненских чтений, и поначалу это вызывает даже удивление. Но потом вспоминаешь, как мало осталось фотографий и вообще изобразительных материалов о самом Анненском (мы, например, в очередных публикациях вынуждены вновь воспроизводить уже использовавшиеся нами же портреты... кого? ...поэта? ...литературоведа? ...педагога?). Даже сейчас, в эпоху невиданного расширения возможностей сбора и сохранения информации многое гибнет безвозвратно. Так что в итоге жалеешь, что портреты не всех участников, авторов талантливых статей в наличии (хотя групповая фотография всё же есть). Есть в книге, к радости, и раздел «Об авторах», а также именной указатель и указатель произведений И.Ф. Анненского, упомянутых в книге.

Несомненно, сборник принесёт огромную пользу учителям и вузовским педагогам. Очевидно и то, что в сборнике обозначены и плодотворно рассмотрены многие проблемы изучения творческого наследия И.Ф. Анненского, прежде всего неопубликованного, остающегося в архивах. Понятно, что итогом такого изучения должно стать издание академического собрания сочинений этого выдающегося, неповторимого деятеля русской литературы и культуры.

Сергей Дмитренко
Рейтинг@Mail.ru