Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2009

Я иду на урок

Традиции русской классической поэзии в творчестве Иосифа Бродского

Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно…

И.Бродский. «Конец прекрасной эпохи»

Поэзия гарантирует гораздо большее чувство беспредельного, чем любая вера.

И.Бродский. «Вергилий»1

На занятии элективного курса можно обратиться к вечным для русской лирики темам и мотивам, воплощённым в стихах Бродского, и попытаться заметить особенности его поэтического языка, на изучение которых на обычных уроках практически не хватает времени.

Какие две стороны творческой судьбы поэта отражены в эпиграфах к уроку?

Два эпиграфа как бы отражают две грани жизненного и творческого пути поэта: первый — его отчуждённость от окружающего мира, в котором он, говоря словами Лермонтова, ощущал себя как “гонимый миром странник”; второй — это та точка опоры, которая помогает человеку выстоять, потому что именно поэзия была для Бродского и Богом, и верой, и гарантом того, что от него обязательно останется “часть речи”.

Во вступительной части занятия, когда необходимо “погружение в поэзию”, может прозвучать литературная композиция, куда будут включены важные факты биографии Бродского и его знаковые стихи, как изученные на уроках основного курса, так и прочитанные самостоятельно. Учитель может использовать составленную нами композицию либо поручить её подготовку самим ученикам2.

Чтец (читает стихотворение «На столетие Анны Ахматовой»).

Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры остриё и усечённый волос —
Бог сохраняет всё; особенно — слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.
В них бьётся рваный пульс, в них слышен
костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
затем что жизнь — одна, они из смертных уст
звучат отчётливей, чем из надмирной ваты.
Великая душа, поклон через моря за то, что их
нашла, —
тебе и части тленной, что спит в родной земле,
тебе благодаря обретшей речи дар в глухонемой
вселенной.

1989

1-й ведущий. Эти строки были написаны в июле 1989 года в честь столетнего юбилея Анны Андреевны Ахматовой. О своих встречах с ней Бродский рассказывал так: “Нас было четверо: Рейн, Найман, Бобышев и я. Анна Андреевна называла нас: «волшебный хор»… Ахматова, видите ли, считала, что происходит возрождение русской поэзии… что имеет место как бы второй Серебряный век. К этим высказываниям её я всегда относился с некоторым подозрением. Но <…> вполне возможно, что я был не прав. По одной простой причине: Ахматова имела дело с куда более обширным кругом поэтов или лиц, в поэзии заинтересованных. В Ленинграде к ней приходили не только мы. И молодые люди несли ей свои стихи не только в Ленинграде, но и в Москве”3.

2-й ведущий. В 1963 году двадцатитрёхлетний поэт написал стихотворение «Большая элегия Джону Донну», посвящённое жившему в конце XVI — начале XVII века английскому проповеднику, богослову, сатирику и поэту, стихи которого Бродский переводил на русский язык. Это стихи о том, что остаётся от человека после смерти. Бродский считал это стихотворение ученическим, а Джона Донна называл одним из своих учителей.

Чтец (читает фрагмент стихотворения «Большая элегия Джону Донну»).

Всё, всё вдали. А здесь неясный край.
Спокойный взгляд скользит по дальним
крышам.
Здесь так светло. Не слышен псиный лай.
И колокольный звон совсем не слышен.
И он поймёт, что всё — вдали. К лесам
он лошадь повернёт движеньем резким.
И тотчас вожжи, сани, ночь, он сам
и бедный конь — всё станет сном библейским.
Ну, вот я плачу, плачу, нет пути.
Вернуться суждено мне в эти камни.
Нельзя прийти туда мне во плоти.
Лишь мёртвой суждено взлететь туда мне.
Да, да, одной. Забыв тебя, мой свет,
в сырой земле, забыв навек, на муку
бесплодного желанья плыть вослед,
чтоб сшить своею плотью, сшить разлуку.
Но чу! пока я плачем твой ночлег
смущаю здесь, — летит во тьму, не тает,
разлуку нашу здесь сшивая, снег,
и взад-вперёд игла, игла летает.
Не я рыдаю — плачешь ты, Джон Донн.
Лежишь один, и спит в шкафах посуда,
покуда снег летит на спящий дом,
покуда снег летит во тьму оттуда…

1963

1-й ведущий. В этом стихотворении можно найти мотивы и образы, характерные для всей поэзии Бродского: образы времени и вечности, земного и небесного, образы снега, звезды, иглы и птицы, библейские сюжеты. Но стихи такого содержания противоречили государственной политике СССР в области литературы, которая должна была воспевать социалистический строй. Бродский такую политику игнорировал. В конце 1950-х он был впервые арестован, так как в рукописном журнале «Синтаксис» появились его стихи. В 1964 году неугодный властям, инакомыслящий Бродский был снова обвинён, на этот раз — в тунеядстве. На это он откликнулся полными иронии стихами.

Чтец (читает стихотворение «Смотри: экономя усилья…»).

* * *

Смотри: экономя усилья,
под взглядом седых мастеров,
работает токарь Васильев,
работает слесарь Петров.
А в сумрачном доме напротив
директор счета ворошит,
сапожник горит на работе,
приёмщик копиркой шуршит.
Орудует дворник лопатой,
и лётчик гудит в высоте,
поэт, словно в чём виноватый,
слагает стихи о труде.
О, как мы работаем!
Словно одна трудовая семья.
Работает Марья Петровна,
с ней рядом работаю я.
Работают в каждом киоске,
работают в каждом окне.
Один не работает Бродский,
всё больше он нравится мне.

1964

2-й ведущий. За “тунеядство” поэт получил максимальный тюремный срок — пять лет ссылки, которую отбывал в селе Норенском Архангельской области. В 1965 году в Нью-Йорке без участия поэта, находившегося в ссылке, вышла на русском языке его первая книга «Стихотворения и поэмы». Только через полтора года под давлением выступивших в его защиту Анны Ахматовой, Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Александра Твардовского, Дмитрия Шостаковича и других Бродский возвратился в Ленинград.

1-й ведущий. Но поэта лишили права печатать свои произведения на родине. В 1970 году за океаном вышла вторая книга его стихов «Остановка в пустыне». В 1972 году он был вынужден эмигрировать в США, где двадцать четыре года преподавал в университетах русскую поэзию XIX и XX веков, курс «Римские поэты» и особенно любимый им курс — «Сравнительная поэзия».

2-й ведущий. В книгах стихов «Часть речи» и «Конец прекрасной эпохи» (1977) Бродский снова обращается к традициям русской литературы, в его стихах звучат многочисленные скрытые цитаты.

Чтец (читает сонет VI из цикла «20 сонетов к Марии Стюарт»).

Я вас любил. Любовь ещё (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги,
Всё разлетелось к чёрту, на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Чёрт! всё не по-людски!
Я Вас любил так сильно, безнадёжно,
как дай Вам бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в груди, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — “бюст” зачёркиваю — уст!

1974

1-й ведущий. В 1980–1990-е годы в США появляются новые сборники Бродского: «Римские элегии» (1982), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987), «Примечания папоротника» (1990). В последние годы жизни он создаёт стихи и на русском, и на английском языках. (По выбору учителя могут прозвучать фрагменты стихо­творений, изученных на уроках основного курса: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Письма римскому другу» и др.)

2-й ведущий. Жизнь и судьба Иосифа Бродского — яркий пример того, что человек может сам создавать себя, занимаясь самообразованием, читая книги, изучая языки и литературу. Пророчески прозвучали его слова, сказанные в Нобелевской лекции: “…Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжкими являются не цензурные ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей”4.

Обобщающая беседа

  • Какие темы и мотивы присущи прозвучавшим стихам Бродского? Какие из них являются “вечными” в русской поэзии? Приведите примеры. (Тема смерти и бессмертия, любви, поэта и поэзии, мотивы империи и тирании, Древнего Рима, изгнания и возвращения.)
  • Какие литературные ассоциации вызывают эти стихотворения? С какими произведениями русской и мировой поэзии их можно сопоставить? (Со стихами Пушкина, Блока, Цветаевой, Вийона и др.)
  • Какие ключевые образы характерны для лирики Бродского? (Образы звезды, иглы, “сшивающей” земное и небесное, птицы и др.)
  • Какова, по мнению Бродского, роль поэта в мире?
  • В чём необычность финальных строк каждого прозвучавшего стихотворения?

Центральную часть занятия можно посвятить обучению интерпретации одного из стихотворений Бродского, где проявились характерные черты его поэтики, например, финальной части стихотворения «Литовский ноктюрн: Томасу Венцлова».

XVIII

У всего есть предел:
горизонт — у зрачка, у отчаянья — память,
для роста —
расширение плеч.
Только звук отделяться способен от тел,
вроде призрака, Томас.
Сиротство
звука, Томас, есть речь!
Оттолкнув абажур,
глядя прямо перед собою,
видишь воздух:
анфас
сонмы тех,
кто губою
наследил в нём
до нас.

XIX

В царстве воздуха! В равенстве слога глотну
кислорода. В прозрачных и сбившихся в облак
наших выдохах. В том
мире, где, точно сны к потолку,
к небу льнут наши “о!”, где звезда обретает
свой облик,
продиктованный ртом.
Вот чем дышит вселенная. Вот
что петух кукарекал,
упреждая гортани великую сушь!
Воздух — вещь языка.
Небосвод —
хор согласных и гласных молекул,
в просторечии — душ.

XX

Оттого-то он чист.
Нет на свете вещей, безупречней
(кроме смерти самой)
отбеляющих лист.
Чем белее, тем бесчеловечней.
Муза, можно домой?
Восвояси! В тот край,
где бездумный Борей попирает беспечно трофеи
уст. В грамматику без
препинания. В рай
алфавита, трахеи.
В твой безликий ликбез.

XXI

Над холмами Литвы
что-то вроде мольбы за весь мир
раздаётся в потёмках: бубнящий, глухой,
невесёлый
звук плывёт над селеньями в сторону
Куршской Косы.
То Святой Казимир
с Чудотворным Николой
коротают часы
в ожидании зимней зари.
За пределами веры,
из своей стратосферы,
Муза, с ними призри
на певца тех равнин, в рукотворную тьму
погружённых по кровлю,
на певца усмирённых пейзажей.
Обнеси своей стражей
дом и сердце ему.

1974

  1. Опережающее задание. Составьте к стихо­творению лексический и культуроведческий комментарии (возможно использование интернет-ресурсов)5.
  2. В чём своеобразие воплощения Бродским темы поэта и поэзии? Почему поэт ставит в один смысловой ряд такие понятия, как воздух, вздох, звук, речь, душа? Докажите, что стихотворение носит философский характер.
  3. Приведите примеры высокой поэтической лексики и прозаизмов. Какова их функция в тексте? Какие миры поэт рисует с их помощью?
  4. Покажите на примерах, как длинные предложения, стихотворные переносы, инверсии делают текст похожим на прозаическую повествовательную речь.
  5. Какие ассоциации, реминисценции вы нашли в стихотворении? Объясните их роль.

Заключительную часть занятия можно организовать как групповой практикум. Исследовательские задания помогут ученикам не только познакомиться с ранними стихами Бродского и попытаться найти в них образы, темы и мотивы, традиционные для русской поэзии, но и выявить черты его поэтики.

Группа 1. Сопоставьте стихотворение Бродского «Гладиаторы» и «Умирающий гладиатор» Лермонтова. Какую роль играет в них мотив Древнего Рима?

Гладиаторы

Простимся.
До встреч в могиле.
Близится наше время.
Ну, что ж?

Мы не победили.
Мы умрём на арене.
Тем лучше.
Не облысеем
от женщин, от перепоя.

...А небо над Колизеем
такое же голубое,
как над родиной нашей,
которую зря покинул
ради истин,
а также
ради богатства римлян.

Впрочем,
нам не обидно.
Разве это обида?
Просто такая,
видно,
выпала нам
планида...

Близится наше время.
Люди уже расселись.
Мы умрём на арене.
Людям хочется зрелищ.

Группа 2. Сопоставьте стихотворения Бродского «И вечный бой…» и Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…». Какие события русской истории становятся в них темами для поэтических размышлений? Найдите в текстах соответствия на уровне лексики, образов, интонаций. Зачем, по-вашему, Бродскому нужны эти сближения?

* * *

И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.
И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть ещё Бессмертье...
...А мы хотели просто уцелеть.

Простите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.

...Скажите... там...
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
...Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы?..

Группа 3. Сопоставьте стихотворения Бродского «Мои слова, я думаю, умрут…» и «Литературным прокурорам» Цветаевой6. В чём поэты видят своё предназначение и как они решают проблему смерти и бессмертия? Почему их интонации драматичны? Как изучение особенностей поэтического стиля помогают глубже понять смысл стихотворений?

* * *

Мои слова, я думаю, умрут,
и время улыбнётся, торжествуя,
сопроводив мой безотрадный труд
в соседнюю природу неживую.
В былом, в грядущем, в тайнах бытия,
в пространстве том, где рыщут астронавты,
в морях бескрайних — в целом мире я
не вижу для себя уж лестной правды.
Поэта долг — пытаться единить
края разрыва меж душой и телом.
Талант — игла. И только голос — нить.
И только смерть всему шитью — пределом.

1963

Итоги занятия. Особенности художественного мира Бродского — это:

  1. Философский характер стихов, уверенность в том, что поэзия как часть культуры бессмертна, а поэтические памятники приближают смертного человека к вечности.
  2. Соединение бытового и бытийного, философски возвышенного и приземлённого, земного и небесного и использование для этого различных лексических средств: прозаизмов и возвышенной лексики (дань классической традиции, апофеоз культуры) и низкой, даже вульгарной лексики (изображения жестокой и тупой действительности).
  3. Поэтическое воплощение бытия в жанре “большого стихотворения”, похожего на размышления в прозе.
  4. Своеобразие поэтического синтаксиса: сложные синтаксические конструкции, инверсии, переносы и т.п.
  5. Обилие реминисценций, ассоциаций с русской и мировой литературой.
  6. Наличие образов и сюжетов, которые повторяются в разных стихотворениях: образы птицы, снега, иглы, звезды, библейские образы и т.д.
  7. Внешне спокойная, сдержанная интонация в стихах драматического содержания.

Домашнее задание (по выбору). Используя ресурсы Интернета, составьте в виде компьютерной презентации7 культуроведческий комментарий к стихотворению из цикла «Часть речи». Как вы понимаете два последних стиха?

...и при слове “грядущее” из русского языка
выбегают чёрные мыши и всей оравой
отгрызают от лакомого куска
памяти, что твой сыр дырявой.
После стольких лет уже безразлично, что
или кто стоит у окна за шторой,
и в мозгу раздаётся не земное “до”,
но её шуршание. Жизнь, которой,
как дарёной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остаётся часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.

Индивидуальные задания

1. Что общего в воплощении темы смерти в ранней лирике Пушкина и Цветаевой и в стихотворении «Большая элегия Джону Донну»? Подберите цитаты, иллюстрирующие вашу позицию.

2. Используя сетевые словари и энциклопедии, составьте историко-культурный комментарий к стихотворению «Пилигримы». Какие его образы характерны для поэзии Бродского в целом? Подтвердите свои мысли цитатами. Каковы функции использованных анафор, антитез, эпитетов? Как стихотворение связано с мотивом странничества в русской литературе?

3. Сопоставьте сонет VI «Я вас любил, // Любовь ещё (возможно…» со стихотворением Пушкина «Я вас любил…». Найдите литературные реминисценции и укажите первоисточники скрытых цитат, образов и мотивов (можно использовать возможности компьютерного гипертекста). Проанализируйте синтаксические конструкции стихотворения и объясните их смысловую роль.

4. Как стихотворение «Август» связано с фольк­лором, поэмой Есенина «Чёрный человек», стихотворением Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», библейским сюжетом о смерти Христа? Как эта общность помогает в понимании текста? Найдите слова и выражения, характерные для различных смысловых пластов в художественном мире стихотворения. Сопоставьте их и сделайте выводы.

5. Сопоставьте стихотворение Бродского «Определение поэзии» с одноимённым стихо­творением Пастернака («Это — круто налившийся свист…»)8. Что такое поэзия для каждого из авторов? Какие образы и картины ассоциируются у них с поэтическим восприятием мира? Есть ли общность в этих мирах? В каком из стихотворений интонации и пафос жёстче, суровее? Почему?

Примечания

1 Бродский И.А. Вергилий. Пер. с англ. Е.Касаткиной // Старое литературное обозрение. 2001. № 2. 

2 Стихи Бродского можно найти на сайте http://brodsky.da.ru/, а также в сетевой библиотеке Максима Мошкова (http://lib.ru/POEZIQ/).

3 Волков С.М. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 2000. С. 226.

4 Бродский Иосиф. Нобелевская лекция. The Nobel Foundation. 1987.

5 См.: http://slovari.yandex.ru/ («Яндекс. Словари»); http://www.poliglos.info/_word.php и http://boloto.info/ (словари Ожегова, Ушакова, Даля, Брокгауза и Эфрона, БСЭ); http://vasmer.narod.ru/ (Полный этимологический словарь Фасмера); http://enc.mail.ru/ («Российский энциклопедический словарь», «Всемирный биографический энциклопедический словарь» и др.); http://www.bible-center.ru/ («Библия-Центр»).

6 Цветаева М.И. Соч.: В 2 т. Стихотворения, 1908–1941. Поэмы. Драматические произведения. М.: Художественная литература, 1988. Т. 1. С. 43.

7 Как образец можно использовать гипертекстовый комментарий к стихотворению И.Бродского «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря…» (http://mlis.fobr.ru/metodika/prepod/infotech/book10/).

8 Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. Стихотворения и поэмы 1912–1931. М.: Художественная литература, 1989. Т. 1. С. 134.

 

Наталья Беляева ,
сотрудник института содержания и методов обучения РАО