Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2009

Интернет-кладовка

О Достоевском — и не только

Об Апрельских юношеских чтениях «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века», которые с 1999 года проходят в НКЦ Дома-музея Ф.М. Достоевского в г. Старая Русса Новгородской области, мы уже писали (см., например: «Литература». 2007. № 19). Доклады школьников и студентов из разных городов проходят во время чтений серьёзное обсуждение и экспертную оценку (постоянный научный руководитель чтений — д.ф.н., ведущий научный сотрудник ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, председатель Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского ИМЛИ РАН Т.А. Касаткина). Лучшие доклады представляются на Международных старорусских чтениях «Достоевский и современность», проходящих ежегодно в мае, и публикуются в сборнике материалов.

Но сегодня, в современном мире, в XXI веке этого мало: сказанное на конференциях слышат немногие, тиражи сборников скромны. Сегодня не обойтись без Интернета. И вот с помощью энтузиастов, бывших участников чтений (прежде всего Н.Подосокорского) создан специальный сайт http://fm-dostoevskiy.narod.ru/, которому, судя по всему, суждено большое будущее.

С одной стороны, сайт представляет вниманию всех интересующихся материалы собственно чтений. Здесь можно познакомиться с докладами разных лет. Их темы обязательно покажутся интересными и учителям, и старшеклассникам. Вот только несколько из них, касающиеся программного романа «Преступление и наказание»: «Мотив иконы “Страшный суд” в романе» (А.Шанаев); «Понятия чистоты и грязи в романе» (Д.Межова), «Тема страха в романе» (И.Евлампиева). В этом же разделе представлена подробная информация о самих чтениях, о том, как можно стать их участниками.

С другой стороны, сайт перерастает рамки только чтений. Он постепенно становится достойным ресурсом о Достоевском вообще. Хочется отметить два богатейших раздела — «Интернет-ресурсы о Достоевском» и «Библиотека», в которых представлены многочисленные ссылки на полезные сайты о писателе (чего стоит один только электронный каталог иллюстраций к произведениям Достоевского!) и выложены тексты литературоведческих и критических работ. Ориентироваться во всём этом разнообразии исключительно просто. Сайт оформлен и структурирован очень тактично и ясно, при всём своём богатстве не выглядит перегруженным.

Но есть ещё и третья сторона. Думается, что этот сайт может быть очень полезным тем учителям, кто занимается с детьми научно-исследовательской работой (правда, в связи с введением ЕГЭ интерес части словесников в этой сфере стал заметно угасать). У этого Интернет-ресурса есть все предпосылки к тому, чтобы стать виртуальным центром повышения квалификации в этом направлении (и здесь речь уже не идёт только о Достоевском). Опыт чтений позволяет видеть успехи и проблемы, говорить о закономерностях и тенденциях, делать работу над ошибками. Руководители чтений всерьёз занимаются научной работой со школьниками и их наставниками и проводят специальные семинары, на которых поднимаются исключительно важные вопросы. Информация об одном из таких семинаров — на первой же странице сайта: “Дорогие друзья, участники наших Чтений и Семинаров, а также все, кому это может быть интересно! Сообщаем вам, что 20 мая в 15 часов в НКЦ Дома-Музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе состоится семинар Т.А. Касаткиной для учителей-филологов, посвящённый научной работе в школе. Тема семинара: «Научные доклады учеников: выбор темы, методика её разработки и подводные камни, подстерегающие исследователя». Тема семинара обусловлена многолетним опытом общения Председателя и членов Экспертного совета с учителями и школьниками в ходе проведения осенних семинаров в Великом Новгороде и Апрельских юношеских чтений в Старой Руссе, анализом работ учащихся — в том числе представленных на последних Апрельских чтениях, и теми вопросами, которые периодически возникали у учителей и юных исследователей. Какие темы лучше выбирать для докладов? Как тема задаёт методику своей разработки? Как тема задаёт угол восприятия текста? Как тема может разлучить исследователя с произведением? Как вернуться от частной темы к полноценному анализу текста? Эти и другие вопросы мы бы хотели обсудить вместе с вами. Они актуальны и при написании сочинений, рефератов и других видов работ. С уважением и с надеждой на скорую встречу. Оргкомитет Чтений”.

К моменту выхода номера этот интереснейший семинар уже пройдёт. Но в том-то и состоит прелесть Интернета, что он сохранит для нас материалы встречи и сделает их доступными из любой точки страны. Так что мы тоже надеемся на скорую встречу (и не одну!), если не в самой Старой Руссе, то уж точно на сайте http://fm-dostoevskiy.narod.ru/

Сергей Волков
Рейтинг@Mail.ru