Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2009

События и встречи

У костра «Литературы»

Накануне Нового года, как водится, люди друг друга поздравляют. Поздравили авторов «Литературы» и мы — тех, с кем имеем постоянную связь через электронную почту. В своём письме порадовались тому, что ещё один год прожили вместе: “Мы — это не только мы тут, в редакции, это все, кто вокруг литературы (и «Литературы») собрался, как вокруг костра в походе. Кстати, о кострах: историки утверждают, что найдены стоянки древних людей, на которых костёр горел на одном и том же месте на протяжении столетий — и его поддерживали несмотря ни на что (спичек же не было!). Пример для нас. Будем поддерживать наш костёр и дальше”.

А ещё изложили антикризисную программу от «Первого сентября»: “Возьмёмся за руки, друзья, давайте говорить друг другу комплименты, и друзей созовём, на любовь своё сердце настроим, а мы сумеем сорок тысяч всяких книжек прочитать” — и предложили продолжить ряд своей любимой цитатой.

Ответы получились такие тёплые и замечательные, что не поделиться ими со всеми просто не было никакой возможности.

Читайте!

Жизнеутверждающий цитатник от авторов «Литературы». Использовать в качестве психотерапевтического средства в периоды депрессии и авитаминоза — большими и малыми дозами. (Предупреждаем пуристов: цитаты не сверяли, слова стоят так, как они восприняты авторами писем. Здесь это важно!)

Людмила Золоторёва, г. Барнаул: “Вот моя антикризисная программа: времена не выбирают, давайте восклицать, друг другом восхищаться, поднявший меч на наш союз достоин будет худшей кары, надежда — наш компас земной, ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла, мы хлеба горбушку — и ту пополам… На веки вечные мы все теперь в обнимку на фоне Пушкина!

Очень люблю одно из последних стихотворений Булата Шалвовича:

Не пробуй этот мёд: в нём ложка дёгтя.
Чего не заработал — не проси.
Не плюй в колодец. Не кичись. До локтя
всего вершок — попробуй укуси.
Час утренний — делам, любви — вечерний,
раздумьям — осень, бодрости — зима…
Весь мир устроен из ограничений,
чтобы от счастья не сойти с ума”.

Игорь Сухих, Санкт-Петербург: “Моя предновогодняя жизнеутверждающая цитата будет такой (несколько уже подзабытой): «Выпьем за успех нашего безнадежного (е, а не ё!) дела!»”

Татьяна Потагина, Новгородская область: “Атланты держат небо на каменных руках”.

Оксана Смирнова, Москва: “«Не зарвёмся, так прорвёмся, живы будем — не помрём» — на все случаи жизни. «А поэзия — пресволочнейшая штуковина: существует — и ни в зуб ногой» — на специально-литературные. Не оставляйте костёр без присмотра. Прорвёмся как-нибудь”.

Наталья Свирина, Санкт-Петербург: “Любимые, вернее, наиболее точно отражающие свой взгляд на мир цитаты со временем меняются. Как-то перетекают, объединяются совершенно неожиданно. Вот сейчас из прошлого осталась: «Друзья! прекрасен наш союз...» (далее по тексту), а из так сказать новых — «Нам не дано предугадать...» (далее по тексту)”.

Инна Кленицкая, Москва: “Есть у меня любимая цитата: «Каждый пишет, как он слышит, // каждый слышит, как он дышит, // как он слышит, так и пишет, // не стараясь угодить». У вас в газете это можно”.

Татьяна Рыжкова, Санкт-Петербург: “Честно говоря, я устала от нытья, которое вокруг просто разливается. Ныть не будем (ну разве что поднывать иногда, чуть-чуть). Вместо этого вспомним Пушкина:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило”.

(Это же стихотворение Пушкина вспомнили и Ирина Евлампиева из Новгородской области и Ольга Журавлёва из подмосковного Жуковского.)

Татьяна Ерёмина, Санкт-Петербург:«Человек — всё может... лишь бы захотел...» Это к актуальному вопросу о мотивации... “Неистов и упрям, гори, огонь, гори...” — это в качестве главного пожелания газете. Что-то подмораживает — а?”

Софья Каганович, г. Великий Новгород: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», а ещё — «Не грусти, не печалуйся, матерь Надежда, есть ещё на земле у тебя сыновья!»

Ирина Гуйс, г. Лесосибирск:«Никого не трогаю, починяю примус» — с такой цитатой я неуязвима. И газета «Литература» тоже. Значит, всё в порядке”.

Светлана Щукина, Санкт-Петербург: “Зима, по прогнозам синоптиков из фильма Марка Захарова «Убить дракона», будет долгой. Но и весны пока ещё никто не отменял. Так что, будем надеяться, наступит. А пока станем отогреваться у источника света и тепла, например, у свечи, или у лампады. Говорят, в монастырях (в Коневецком, Печорском монастыре и многих-многих других храмах, в скитах), воздвигнутых ещё в эпоху Сергия Радонежского и ранее, вплоть до известных событий ХХ века, в течение многих веков шла непрестанная молитва «о всех и за вся», горела неугасимая лампада. Звучало и создавалось слово. Так что, думаю, всем нам близко утверждение «И свет во тьме светися, и тьма его не объят» (от Иоанна 1, 5). Это и есть дорогая мне жизнеутверждающая цитата”.

Галина Ребель, г. Пермь: “«Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто». Хотя — добавлю от себя — это, конечно, совсем не так просто, как казалось Пьеру Безухову. Что касается оптимистической цитаты, то где же её взять, как не из Пушкина: «…Хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрёт и Жуковский, умрём и мы. Но жизнь всё ещё богата; мы встретим ещё новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жёны наши — старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, весёлые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам и то любо. Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдёт, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы»” (22 июля 1831 г. П.А. Плетнёву).

Наталья Вишнякова, Москва: “Мои любимые цитаты: 1. «Больше всего на свете мы хотим, чтобы нас обняли и сказали, что всё... будет хорошо» (Т.Капоте); 2. «Жить; знать цену глубоким калошам в пору разлива глубоких и мелких рек» (С.Соколов)”.

Валентина Шенкман, г. Пермь: “Пожелаем вашему — нашему! — костру окуджавскими словами: «Неистов и упрям, // Гори, огонь, гори». А что касается жизнеутверждающих цитат, часто вспоминаю Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Помогает”.

Ирина Добрынина, г. Новосибирск: “Костёр будем поддерживать, пока будут силы. У меня хранится кусочек косточки из древнего кострища — пусть кто-то лет через сто после нас тоже хранит наше наследие — оно, возможно, совсем незначительное, но маленькими костерками в душах разных-разных людей вдруг да сохранится... Когда слышишь Пушкина «Из Пиндемонти», слёзы высыхают. «Никому отчёта не давать, себе лишь самому служить и угождать; для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи». Вздохнув, движешься дальше”.

Марина Богомолова, Москва: “Делай, что должен, и будь что будет”.

Евгений Василенко, г. Ярославль: “Цитат, помогающих мне в минуту жизни трудную, две. Одна, стратегического характера, определяет моё отношение к человеческой жизни в целом. В фундаментальной отчеканенности её нельзя не почувствовать очертаний античности. «Жизнь, как басня, ценится не за длину, а за содержание» (Сенека). Вторая определяет мою «педагогическую концепцию», проще говоря — мои отношения с племенем младым и часто незнакомым: «Гните свою линию пунктиром». Фраза из «Песенки о планах», написанной Высоцким к спектаклю по сказочной повести «Алиса в Стране чудес». Самое гнусное в педагогике — императив. Когда я вижу (или слышу — педагоги говорят громко): «Стоять! Вернись ко мне — я сказала!», меня вгоняет в печаль (и раздражает, конечно) непрофессионализм моего (моей) коллеги. «Я не люблю себя, когда я трушу», — пел Высоцкий. Я не люблю себя, когда я приказываю. (Бывает, увы, и у меня бывает!) «Гните свою линию пунктиром» — великий принцип. Мне отрадно и одновременно забавно видеть, как ученик, мягко подведённый к результату своим наставником, гордится своей работой, всецело приписывая победу себе. Простительная юноше самоуверенность не перерастёт в нарциссизм, если продолжать гнуть свою линию пунктиром”.

Елена Котынова, г. Великие Луки: “Если жизнь дала трещину, то совсем не обязательно в неё лезть”.

Нина Терентьева, г. Челябинск: “Что касается цитат, которые поддерживают веру, то сегодня, пожалуй, из В.Набокова («Благость»): «Я понял, что мир вовсе не борьба, не череда хищных случайностей, а мерцающая радость, благостное волнение, подарок, не оценённый нами». И ещё одна. Меня всегда поражает способность гения в ситуации неимоверной трагедии, личной и всеобщей, преодолевать хаос. Так вот в статье «Пушкин и Горький» (1937 год!) Платонов написал, размышляя о героях Пушкина (разумеется, и не только о них): «...Массы людей, стушёванные фантасмагорическим, обманчивым покровом истории, то таинственное, безмолвное большинство человечества, которое терпеливо и серьёзно исполняет своё существование, — все эти люди, оказывается, обнаруживают способность бесконечного жизненного развития. Общественное угнетение и личная, часто смертоносная судьба заставляют людей искать и находить выход из их губительного положения. НЕ всегда, конечно, такой выход посилен для человека, но когда он осуществляется, то это имеет принципиальное и всеобщее значение. Кто думает обратное, то есть, что драматическая ситуация жизни разрешается естественнее всего смертью, тот не имеет правильного представления о действительной возможности человеческого сердца, страсти и мысли, о прогрессивном начале всего человеческого существа»”.

Ирина Брякова, г. Оренбург: “Меня вдохновляет высказывание Гёте: «Начни — и дело будет сделано!» Мне кажется, оно как нельзя лучше подталкивает нашего брата к работе, когда сил уже почти не остаётся”.

Марианна Борщевская, г. Нижний Новгород: “Ничего нет выше, и сильнее, и здоровее... как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства... Если много набрать таких воспоминаний... то спасён человек на всю жизнь” (Достоевский).

Присоединяйтесь! Ждём и ваши любимые жизнеутверждающие цитаты!

Рейтинг@Mail.ru