Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2008

Курсы повышения квалификации

Дифференциация обучения на уроках литературы

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Введение. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе? Что такое дифференциация обучения литературе? В чём отличие внешней и внутренней дифференциации? По каким основаниям можно дифференцировать процесс обучения литературе?
18 Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся? По каким критериям определяются начитанность и литературный кругозор школьников? Как проверить умение выделять в произведении актуальные социально-нравственные проблемы? Как выявить объём историко- и теоретико-литературных знаний и умение применять их на практике? Какими способами определяется уровень читательского восприятия школьников? По каким критериям выявляются навыки анализа произведения и уровень развития речи школьников?
Контрольная работа № 1.
19 Лекция 3. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? Какова методика дифференцирован­ного обучения литературе в основной школе на уроках выразительного чтения; на уроках анализа эпических и лирических произведений; на уроках обучения сопоставительному анализу? Как составить технологическую карту урока литературы в основной школе с учётом дифференцированного подхода к обучению? (Начало.)
20 Лекция 4. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? (Окончание.)
21 Лекция 5. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? Какова методика дифференциации обучения литературе в старших классах на вводных уроках-лекциях; на уроках-практикумах по анализу эпизода; на уроках изучения лирики; на заключительных занятиях по изучению литературного произведения; на уроках обучения письменным высказываниям; на уроках внеклассного чтения? Как составить технологическую карту урока литературы в старшей школе с учётом дифференцированного подхода к обучению? (Начало.)
22 Лекция 6. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? (Окончание.)
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? Какие задания оптимальны для промежуточного контроля уровня литературной подготовки школьников? Как проконтролировать качество устных и письменных высказываний учащихся на итоговой аттестации? Какие контрольные работы по литературе нужны при подготовке к ЕГЭ? Какова методика подготовки и защиты выпускной исследовательской работы школьников? (Начало.)
24 Лекция 8. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? (Окончание.)
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2009 г.

Лекция № 7
Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся основной школы?

Каковы методические аспекты дифференцированного контроля уровня литературного развития школьников?

Выявление уровня литературной подготовки долгое время состояло из устного монологического ответа, включающего чтение наизусть и сочинения по литературе. В современной школе, когда идёт апробация новых форм выявления результатов литературного образования, необходимо готовить выпускников к новым формам экзаменов. Для этого учителю нужно овладеть технологией проведения текущих и итоговых контрольных работ, осознать критерии качества литературной подготовки и на­учиться отслеживать динамику литературного развития своих воспитанников.

Тестовая система проверки противоречит природе предмета «Литература», который, кроме теоретических знаний, должен сформировать навык устной и письменной речи и умение давать оценку прочитанному самостоятельно. Тестовая оценка применима только в тех случаях, когда проверяются фак­тические знания. Поэтому в современном школьном образовании актуализируется поиск оптимальных форм контроля по литературе.

Сложность выработки объективных критериев качества литературного образования связана с субъективностью в оценке произведений искусства вообще. Необходимы такие формы проверки, которые бы могли проверить как знания, так и умения, и вместе с тем содержали бы чёткие критерии оценки знаний и умений учащихся с разным уровнем подготовки, соответствовали бы концепции школьного литературного образования1 и образовательному стандарту по литературе2, включающему в себя «Требования к уровню подготовки учащихся».

Основная школа должна сформировать понимание специфических законов литературы и природы её воздействия на читателя. В 5–9-х классах идёт “системное накопление сведений, представлений, связанных с родовой, жанровой и стилистической спецификой литературы”3. Выпускник основной школы должен стать читателем, способным “к художественному восприятию, к собственным размышлениям, переживаниям, ассоциациям”4.

Уровень литературного развития школьников тесно связан с их филологическими способностями, возрастными и индивидуальными особенностями, эффективностью учебной деятельности. Важнейшие качества читателя — потребность выразить чувство, представление, мысль в слове, “прорастание” слова в зрительные, слуховые и иные ассоциации, эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи, целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, концептуальное восприятие композиции.

По мнению Л.С. Выготского5 и В.Ф. Асмуса6, в чтении участвуют разные сферы психики человека: чувство, воображение, мышление, память. При этом важными качествами читателя становятся активность и точность эмоциональной реакции, глубина осмысления текста, конкретизация образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора. Именно эти аспекты литературного развития школьников должны подвергаться систематической проверке.

Читательская деятельность в сравнении с восприятием других искусств особенно сложна. Для воздействия искусства слова недостаточно уяснить отвлечённо логические значения слов-понятий. Эмоции и воображение в процессе чтения питаются конкретными образами, оживающими в сознании читателя. По мысли А.А. Ухтомского, словесные образы становятся интегральными, если накладываются на прежние эмоциональные впечатления, другими словами, происходит “оживление прежних доминант”7.

Разные сферы читательской деятельности (эмоции, воображение, осмысление содержания и формы произведения) могут оцениваться по уровням, которые позволяют проследить динамику литературного развития в каждый возрастной период. Это определяет специфику контрольных заданий при дифференцированном подходе к обучению. При разработке заданий на понимание текста не могут не учитываться взаимосвязи типа читательского восприятия и уровня литературного развития.

В.Г. Маранцман подчёркивал, что только комплексная проверка различных аспектов литературного развития учащихся для определения его уровня может дать целостную картину “уровня отношений ученика с искусством слова”8. (Критерии литературного развития учащихся мы комментировали на занятии 2.)

В каждом классе соответственно возрасту и уровню литературного развития ученика меняются содержание и характер заданий, форма предъявления контрольных критериев, что необходимо учитывать при дифференциации контрольных заданий. В 5–8-х классах это:

  • выявление общей начитанности и направленности читательских интересов;
  • выявление качества восприятия и осмысления произведений разных литературных родов и разных сторон читательского восприятия (эмоций, воображения, осознанности содержания и формы, способности сопоставлять и сравнивать);
  • выявление литературно-творческих способностей и умений9.

Эффективность занятий по литературе во многом зависит от требований, которые предъявляются ученику и проявляются в характере обучающих и контрольных заданий. Развитие читательских качеств нередко проверяется стихийно, непоследовательно, потому что, опрашивая учащихся, учитель не всегда принимает во внимание их индивидуальность. В ходе фронтального опроса или беседы трудно увидеть индивидуальные особенности детей. Это возможно лишь при наличии системы дифференцированных заданий контрольно-развивающего характера.

В современной школе сопряжение внутреннего мира ученика и искусства слова часто оказывается необязательным условием хорошего ответа. Факты, литературная информация, которую излагает ученик, нередко оторваны от него и его стремлений, способностей, отношения к миру и литературе. Поэтому необходимо требовать от учеников не прямого воспроизведения знаний, а их переноса, применения в новой учебной ситуации, чтобы школьник не только запоминал, но и мыслил, чтобы, применяя знания в самостоятельной деятельности, учащиеся встретились с новой трудностью и попытались её преодолеть. Задания дифференцированного типа, когда школьник сам или по совету учителя выбирает себе работу не только интересную, но и соответствующую уровню его развития, уменьшают учебные перегрузки. Для школьников высокого уровня следует разработать задания повышенной сложности, пригодные для проведения олимпиад по литературе10.

Осознание цели каждого этапа литературного образования, индивидуальных возможностей учеников и ведущего типа деятельности в данный возрастной период позволяют создать систему контроля уровня литературного развития. Результатив­ность проверки связана с объективной диагностикой способностей и регулярным отслеживанием уровня подготовки каждого ученика, что должно помочь в выборе направления дальнейшего обучения в разных типах учебных заведений.

Какие задания оптимальны для промежуточного контроля уровня литературной подготовки учащихся основной школы?

Важно, чтобы контрольные работы в основной школе проверяли основные сферы литературного развития: начитанность и литературный кругозор, умение анализировать и истолковывать текст, уровень развития устной и письменной речи. При этом дифференцируются устные и письменные формы контроля.

Задания для устного дифференцированного контроля уровня литературного развития учащихся 5–8-х классов

Для устного дифференцированного контроля литературного развития учащихся 5–8-х классов необходима разработка заданий, проверяющих:

  • навыки чтения и пересказа;
  • знание наизусть и навыки выразительного чтения;
  • навыки монологической речи;
  • уровень усвоения теоретико-литературных понятий;
  • уровень нравственно-этических качеств читате­лей-школьников.

При проверке навыков чтения и пересказа задания могут включать в себя не только выразительное чтение (по книге) указанных фрагментов (обычно объёмом 100–120 слов) и задания на различные виды пересказа, но и вопросы на понимание содержания прочитанного, например:

  • Прочитайте выразительно отрывок из рассказа Тургенева «Муму». Перескажите выборочно отрывки, в которых показаны переживания Герасима (5-й кл.).
  • Кратко перескажите историю с медведем из повести Пушкина «Дубровский». Что защищает и что осуждает автор повести? Какие чувства вызывают у читателя забавы русского барина? (6-й кл.)
  • Прочитайте выразительно эпизод приезда Сам­сона Вырина к Минскому. Почему Вырин отказался взять деньги у Минского? Перескажите подробно отрывок из повести Пушкина «Станционный смотритель», где рассказывается о посещении Дуней могилы отца. Каково авторское отношение к рассказанной истории? (7-й кл.)
  • Кратко изложите сцену на плацу из рассказа Л.Толстого «После бала». Какую роль играют в этой сцене пейзаж и звуковые образы? (8-й кл.)

При проверке знания наизусть и навыков выразительного чтения могут быть использованы задания такого типа:

  • Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения Лермонтова «Бородино». Какое чувство вдохновляло солдат на подвиг в войне 1812 года? Как оно выражено в стихотворении? (5-й кл.)
  • Прочитайте наизусть одно из стихотворений о Родине русских поэтов XX века (Блок, Есенин, Ахматова, Рубцов). Как в них выражается любовь поэтов к родной земле? (6-й кл.)
  • Прочитайте наизусть отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича…» Лермонтова. Чем поэма сходна с произведениями фольклора? (7-й кл.)
  • Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Твар­довского «Василий Тёркин». Чем объяснялась популярность поэмы в годы Великой Отечественной войны? (8-й кл.)

При проверке навыков монологической речи в 5-м классе можно использовать задания, выявляющие читательские качества школьников, например:

  • Какими качествами, по-вашему, должен обладать хороший читатель? Для чего нужно развивать читательские способности?
  • Чем, по-вашему, отличаются книги и их экранизации? Приведите примеры. Расскажите о понравившемся фильме на литературный сюжет.

В 6–8-м классах умение произносить монолог может быть связано с изученным литературным материалом, например:

  • Расскажите о растущих вместе сосне и ели из сказки-были Пришвина «Кладовая солнца». Каков смысл этой истории в произведении? (6-й кл.)
  • Расскажите о взаимоотношениях детей и взрослых в повести Л.Толстого «Детство». Какие чувства Николеньки близки и понятны современным читателям? (7-й кл.)
  • Расскажите об автобиографической основе рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Что полезного для себя может узнать современный читатель из рассказа о далёком военном времени? (8-й кл.)

Задания для проверки уровня усвоения теоретико-литературных понятий выявляют сущность знаний по теории литературы, включённых в программу данного класса, например:

  • Зачем в литературные произведения включаются пейзажи и портреты героев? Какие портреты и пейзажи вам особенно понравились? (5-й кл.)
  • Что такое сказ? Чем он отличается от сказки? Приведите примеры. (6-й кл.)
  • Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» Пушки­на — это баллада. (7-й кл.)
  • Докажите, что конфликт является основой сюжета драматического произведения. Приведите примеры. (8-й кл.)

В 5–6-х классах важно развитие нравственно-психологической сферы учеников, что можно проверить с помощью выявления умения рассуждать на нравственно-этические темы, например:

  • Какие поступки литературных героев вы считаете благородными, а какие предательскими? При­ведите примеры.
  • Какие литературные герои вызывают ваше восхищение, а какие — сочувствие? Объясните свою точку зрения.
  • Как герои прочитанных книг стремятся сделать окружающий мир интересным? Оцените их поступки.

В 7–8-х классах уровень нравственно-этических качеств читателей-школьников можно проверить на литературном материале, например:

  • Как в древнерусской литературе воплощены нравственные законы русского народа?
  • Дайте оценку убеждениям, высказанным в речи Тараса Бульбы о товариществе.
  • Что в образе Мцыри достойно восхищения?
  • Какие отношения в семье утверждает Куприн в рассказе «Куст сирени»?

Для выявления уровня литературного развития учащихся 5–6-х классов в конце года можно организовать итоговую игру «Путешествие в Литера­турный город», которая позволит выявить уровень литературной подготовки школьников психологически менее жёстко, чем зачёт или контрольная работа. Форма проведения игры-путешествия помогает включить в активную работу весь класс и проверить основные сферы литературного развития читателя-школьника.

В методике проведения литературной игры используются элементы внеклассной работы. Учащие­ся разделяются на группы по 4–6 человек и поочерёдно подходят к определённым “станциям”, где их ждёт несколько “экспертов”. Это могут быть учи­теля-словесники, старшеклассники или даже специально подготовленные одноклассники с высоким уровнем подготовки по литературе. На каждой “станции” учащиеся берут по одному из билетов и выполняют предложенные задания, а затем отправляются к следующей “станции”. Примерные названия “станций” могут быть такими:

  • Улица Выразительного чтения и пересказов;
  • Площадь Чтения наизусть;
  • Проспект Монологов;
  • Башня Теории литературы;
  • Сад Нравственных категорий.

Названия можно изменить, сделав их “географическими”, “космическими” и др.

Задания для письменного дифференцированного контроля уровня литературного развития учащихся 5–8-х классов

В 5–8-х классах необходима система постепенно усложняющихся проблемных вопросов для письменных работ. Полезно начинать обучение ответам на вопросы уже в 5-м классе, что впоследствии поможет подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ. Традиционный набор из трёх тем необходимо составить так, чтобы они были разной степени сложности: для минимального, среднего и высокого уровня обученности. Конечно, учащиеся имеют право выбрать любой вопрос, но должны понять, что письменное высказывание на более трудную тему ведёт к более высокой оценке. Ученики минимального уровня могут получить хорошую оценку при удачном ответе на любой вопрос, если будут работать самостоятельно и покажут интересные наблюдения над текстом.

Система контрольных вопросов для письменных работ по литературе в 5-м классе

При анализе таблицы можно заметить, что вопросы различаются по степени сложности в каждой горизонтали. Так, вопросы для минимального уровня ориентированы на репродуктивную познавательную деятельность, главным образом на пересказ. Вопросы для среднего уровня сложнее, так как требуют умения аргументировать свои суждения, доказывать свою точку зрения, а также сопоставлять и сравнивать героев одного или нескольких произведений. Вопросы для учащихся высокого уровня адресованы школьникам, умеющим сопоставлять близкие произведения и рассуждать на нравственно-психологические темы. Вопросы для каждого уровня в течение года также усложняются. По такой модели может быть составлена система письменных контрольных работ в 6–8-х классах.

В 6-м классе школьники с высоким уровнем литературного развития должны уметь сравнивать произведения разных авторов и делать элементарные обобщения («Как изображаются лучшие качества русского народа в стихотворении Некрасова “Железная дорога” и сказе Н.С. Лескова “Левша”?»). Важно научиться выявлять смысл речевых характеристик героев («Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”?»), рассуждать о нрав­ственно-психологических проблемах («Каков нравственный выбор моего ровесника в произведениях Астафьева и Распутина?»).

Раздел программы Уровни литературного развития
Минимальный Средний Высокий
Русские народные сказки

Каков мой любимый герой русской народной сказки?

Почему я люблю читать русские народные сказки? Почему в русских сказках добро всегда побеждает зло?
А.С. Пушкин.
Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях
Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? В чём превосходство царевны над царицей? В чём общность и различие сказок Жуковского и Пушкина о спящей царевне?
И.С. Тургенев.
Муму
Что воспевает Тургенев в образе Герасима? Каковы друзья и враги Герасима? В чём вина и в чём беда барыни?
Л.Н. Толстой.
Кавказский пленник
Кто и как помогает Жилину в плену? Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? Какие мысли автора в рассказе мы называем гуманистическими?
В.Г. Короленко.
В дурном обществе
Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? Как Вася и его отец шли от вражды к пониманию? В чём общность и различие в судьбах Тыбурция и судьи?
Г.-Х. Андерсен.
Снежная королева
Как Герда боролась против Снежной королевы? Какие поступки героев Андерсена я считаю благородными? О чём мечтал Андерсен в своих сказках?

Семиклассники учатся составлять письменные высказывания проблемного характера, которые в течение года усложняются. Таковы темы «В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?», «Как показана история России в произведениях Пушкина?» (по фрагментам из произведений «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге»). Школьники должны уметь составить сравнительную характеристику — «В чём смысл противопоставления образов Остапа и Андрия?», выявить роль пейзажа в произведении — «Какова роль картин природы в изображении человеческих характеров?» (по повести Гоголя «Тарас Бульба»), определить авторскую позицию — «Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы?».

В 7-м классе начинается целенаправленное обучение анализу фрагмента эпического произведения и лирического стихотворения. Наиболее сложны письменные высказывания, где необходимо сопоставлять произведения разных авторов на общую тему, например «Золотая пора детства в произведениях Л.Толстого и И.Бунина». Семи­клас­с­ники должны научиться применять в анализе текста знания по теории литературы («Средства создания комического в сказках Салтыкова-Щед­рина»), рассуждать на нравственно-этические темы («Нуж­ны ли в жизни сочувствие и сострадание? По произведениям писателей ХХ века: М.Горь­кого, В.Мая­ков­ского, Л.Андреева, А.Плато­нова»). Воз­можны и работы творческого характера по литературным образцам, например, создание текста в стиле былины, поучения, оды, баллады, стихотворения, сатирической сказки, песни, хокку, стихо­творения в прозе.

Уровень сложности в выполнении письменной работы в начале 8-го класса будет выбран самими учащимися, например, «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере одного-двух произведений). Учащимся предлагается отобрать тот литературный материал, который они будут исследовать: народные песни, предания, житийную литературу, произведения Н.М. Карамзина или И.А. Крылова.

Восьмиклассники учатся анализировать не только фрагмент эпического произведения, но и лиро-эпического или драматического. Школьникам высокого уровня можно предложить сопоставительный анализ эпизода «Встреча княгини Волконской с мужем» из поэмы Некрасова «Русские женщины» и фрагмента с этим сюжетом из «Записок кн. Волконской».

Самыми сложными будут письменные высказывания обобщающего характера, которые проверяют, могут ли школьники воспринимать произведение в контексте литературной эпохи и создавать рассуждение нравственно-этического характера. Уровень сложности могут выбрать сами школьники, взяв для анализа одно, два или несколько произведений, объединённых общей темой, например: «Облик России в произведениях “История одного города” (отрывки) Салтыкова-Щедрина, “Старый гений” Лескова, “После бала” Л.Толстого”»; или: «Что значит быть счастливым?» (По рассказам «О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина, «Куст сирени» Куприна.)

Таким образом, в 5–8-х классах умение создавать письменные высказывания на литературную тему должно быть в основном сформировано. Эффек­тивность этой работы, несомненно, повысится, если контроль уровня литературного развития будет дифференцирован, а тематика письменных работ — ориентирована на личность школьника.

Как проконтролировать качество устных и письменных высказываний учащихся 9-го класса?

В 9-м классе итоговый контроль уровня литературного развития учащихся затруднён, так как качество усвоения всех крупных произведений проверяется только на выпускных экзаменах за курс средней школы. Поэтому необходима эффективная система текущего контроля, которая должна учитывать требования «Стандарта основного общего образования по литературе». В стандарте сказано, что “в результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать
:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать своё отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях…”11

Так как многие из этих умений формируются уже в 5–8-х классах, приоритетными для устного дифференцированного контроля в 9-м классе являются задания:

  • знание наизусть и навыки выразительного чтения;
  • знание основных фактов жизни и творческо­го пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лер­монтова, Н.В. Гоголя;
  • знание содержания изученных литературных произведений;
  • выявление уровня усвоения теоретико-лите­ратурных понятий.

Задания для устного дифференцированного контроля в 9-м классе

Задания для проверки знания наизусть и навыков выразительного чтения включают в себя знание на­изусть текстов, указанных в программе по литературе, и вопросов на понимание этих произведений.

Знание фактов жизни и творческого пути Гри­боедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя связано с основными этапами биографии писателей и произведениями, написанными в каждый период, например:

  • Расскажите о юности Грибоедова: его образовании, воспитании, знакомстве с декабристами. Как его мировоззренческая позиция отразилась в комедии «Горе от ума»?
  • Расскажите о творчестве Пушкина после декабристского восстания. Какие новые темы и мотивы появились в поэзии этого периода?
  • Расскажите о жизни Лермонтова в Петербурге и Москве. Почему 1837 год считают рубежом двух периодов в его творчестве?
  • Расскажите о службе Гоголя в Петербурге, работе над первыми сборниками произведений. Каковы их основные темы и художественные особенности?

Знание содержания программного произведения можно проверить узнаванием по фрагменту, упоминающимся географическим названиям, описаниям портретов, пейзажей, интерьеров, снам героев, внесюжетным и внесценическим образам, начальным и финальным фразам, художественным деталям. Возмож­ны задания на сжатый пересказ сюжета и ключевых эпизодов, краткие комментарии к историко-куль­турным реалиям. Для проверки усвоения теоретико-литературных понятий нужно не только выявить их знание, но и определить роль в тексте.

Задания для письменного дифференцированного контроля в 9-м классе проверяют умения:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • определять род, жанр, тему, идею, проблема­тику, особенности сюжета, композиции, роль изоб­разительно-выразительных средств, авторскую позицию и своё отношение к прочитанному;
  • строить письменные высказывания.

Задания для письменного дифференцированного контроля в 9-м классе (задания повышенной сложности отмечены звёздочкой)

Литература XVIII века

  • *Проанализируйте одно из стихотворений Дер­жавина. Какие мысли автора вы считаете прогрессивными? В чём отличие слога Ломоносова и слога Державина?
  • Проанализируйте сцену расставания Лизы и Эраста из повести Карамзина «Бедная Лиза». Докажите, что это произведение сентиментализма. Какую роль играют в эпизоде авторские оценки?

Литература первой половины XIX века

  • Проанализируйте одно из стихотворений Жу­ков­ского. В чём особенности изображения поэтом картин природы и душевного состояния человека? Охарактеризуйте лексику, характерную для романтической поэзии.
  • *Можно ли утверждать, что каждый из героев комедии Грибоедова «Горе от ума» изображён сатирически? Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
  • Расскажите о чувствах лирического героя любовной лирики Пушкина. В чём благородство его нравственной позиции? Какими способами создаётся облик влюблённого при минимальном использовании традиционных средств выразительности?
  • *Какие реальные исторические личности стали героями романа Пушкина «Евгений Онегин»? С какой целью автор делает героями романа реальных людей? Составьте к этим реалиям историко-культурный комментарий.
  • Каковы взгляды Лермонтова на миссию поэта? Докажите свою позицию на примере анализа одного стихотворения.
  • *Найдите общность Печорина с мужскими образами романа Лермонтова «Герой нашего времени». Докажите, что Печорин умнее, смелее и сильнее духом, чем каждый из его “двойников”. Как мужские образы помогают понять характер главного героя?
  • *Проанализируйте эпизод посещения Чичико­вым гражданской палаты — “храма Фемиды”. Охарактеризуйте авторский пафос эпизода. Как в описании храма Фемиды преломляются образы «Божественной комедии» Данте?

Литература второй половины XIХ века

  • Проанализируйте сцену объяснения Любови Гордеевны и Мити из пьесы Островского «Бедность не порок» (д. II, явл. II). Охарактеризуйте основной конфликт этого диалога. Как речевые характеристики и авторские ремарки помогают понять образы героев? Какие вечные проблемы ставит в пьесе автор?
  • Перескажите кратко «Историю Настеньки» из романа Достоевского «Белые ночи». Какова композиционная роль этой истории? Какой смысл вкладывал писатель в понятие сентиментальности, называя произведение “сентиментальным романом”?
  • Проанализируйте одну из глав повести Л.Тол­стого «Юность», обратив внимание на особенности её речевого строя («Исповедь» — повествование; «Поездка в монастырь» — описание; «Задушевный разговор с моим другом» — диалог; «Любовь» — лирическое отступление). В чём причины духовного конфликта главного героя повести с окружающим миром и самим собой? Какую роль в раскрытии психологии героя играет внутренний монолог?
  • *Проанализируйте один из ранних рассказов Чехова, где главным героем является “маленький человек”. Каково авторское отношение к нему? Какую эволюцию претерпел этот образ в литературе XIX века?

Литература XX века

  • *Проанализируйте диалог Николая Алексееви­ча и Надежды из рассказа Бунина «Тёмные аллеи». Каков внутренний конфликт и психологический подтекст эпизода? Что выявляют в характерах героев речевая манера и авторские ремарки?
  • Охарактеризуйте поэтические интонации и состояние лирического “я”, ключевые образы и ритмику одного из стихотворений Блока (Маяковского, Есенина). Как в нём отразились образы времени, родины, мира?
  • Проанализируйте кульминационный эпизод рассказа Шолохова «Судьба человека». Какова смысловая роль его композиции? Что общего в образах автора, рассказчика и Андрея Соколова?

Кроме того, дифференцированный контроль уров­ня литературного развития выпускников основной школы предполагает создание устных и письменных высказываний в следующих жанрах:

  • пересказ;
  • развёрнутый ответ на вопрос;
  • рассказ о литературном герое;
  • групповая характеристика;
  • сравнительная характеристика;
  • отзыв на литературное произведение (иллюстрации к книге; музыкальное произведение, созвучное литературе; художественное чтение; кинофильм, спектакль, телепередачу);
  • сообщение (доклад) о писателе (литературном герое);
  • вопросы для интервью с писателем (литературным героем) и примерные ответы;
  • диалог литературных героев;
  • письменное высказывание-миниатюра на литературную или свободную тему;
  • простой (сложный) план своего письменного высказывания (доклада);
  • оригинальное произведение в жанре сказки (поучения, рассказа, стихотворения).

Вопросы для повторения

  1. Какие аспекты литературного развития учащихся должны подвергаться систематическому контролю в основной школе?
  2. Какие виды дифференцированных контрольных вопросов и заданий для устных и письменных работ по литературе могут использоваться в 5–8-х классах?
  3. Какие литературные знания и умения должны быть сформированы в основной школе и как их проверить?
  4. В чём особенности дифференцированного контроля литературного развития девятиклассников?
  5. Какие жанры устных и письменных высказываний можно использовать для дифференцированного контроля в 9-м классе?

Примечания

  • 1 См.: Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе. Проект // Литература в школе. 2000. № 3.
  • 2 См.: Стандарт основного общего образования по литературе // Вестник образования России. 2004. № 12. С. 84–99; Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе // Вестник образования России. 2004. № 14.
  • 3 Концепция образовательной области «Филология» в 12-летней школе. Проект // Литература в школе. 2000. № 3. С. 70.
  • 4 Там же.
  • 5 См.: Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
  • 6 См.: Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории истории эстетики. М., 1969.
  • 7 Ухтомский А.А. Учение о доминанте // Собр. соч. Л., 1950. Т. 1. С. 195.
  • 8 Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов: В 2 ч. / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана.  М., 1995. Ч. 1. С. 79.
  • 9 Там же. С. 82–83.
  • 10 См.: Беляева Н.В. Олимпиады по литературе: Искусство побеждать. М.: Вербум-М, 2006.
  • 11 Стандарт основного общего образования по литературе // Вестник образования России. 2004. № 12. С. 84–99.
Наталья Беляева ,
сотрудник института содержания и методов обучения РАО