Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2008

Архив
Компьютер на уроке литературы

Работа с электронным текстом: поисковые технологии

В предыдущих выпусках мы уже говорили о том, что работа с электронным текстом в работе учителя-словесника будет успешной лишь в том случае, если в ней будет учитываться специфическая природа электронного текста. Когда же электронный носитель информации пред­почтительнее, чем привычный “бумажный”? Приведём пример.

Изучаем “хрестоматийную” тему «Мотив оди­ночества в лирике Лермонтова»1. Она может стать темой и школьного урока, и ученического сочинения или исследовательской работы. Каким образом при традиционном (без использования ИТ) подходе учитель или ученик будут работать с ней? Очевидно, что первый этап работы, предшествующий анализу, — это сбор корпуса текстов, которые будут использоваться. Как он осуществляется?

Читатель открывает том лирики поэта и страница за страницей ищет фрагменты, относящиеся к теме. Сколько времени займёт этот процесс? Очевидно, что потребуется достаточно продолжительное время, особенно ученику, который не обладает ни навыком быстрого чтения, ни знаниями изучаемых текстов. Но главное, что результат поиска вряд ли можно будет назвать точным, что-то явно ускользнёт из поля зрения.

Попробуем для этой работы использовать ИТ-инструментарий. Текст литературного произведения, представленный на сайте, пользователь получает в виде файла, отображаемого на экране монитора. Откроем первый том четырёхтомного ПСС М.Ю. Лермонтова 1957 года издания, представленный в библиотеке Максима Мошкова (http://www.lib.ru/). Весь том здесь скомбинирован в один файл и находится по адресу http://www.lib.ru/LITRA/LERMONTOW/pss1.txt.

Воспользуемся функцией поиска, встроенной в браузер. В появившемся окне наберём слово “один” — корень слов “один”, “одиночество”, “одинокий”. Теперь нажмём на кнопку “Найти далее”. Что мы получаем? Приведём получившийся результат, в скобках помечая контекст употребления.

  1. Один как прежде… и убит! («Смерть поэта»)
  2. «Бородино»
  3. Уж постоим мы головою // За родину свою! («Бородино»)
  4. Добрый конь в зелёном поле // Без узды, один, по воле… («Узник»)
  5. Одинок я — нет отрады… (Там же)
  6. Что если я со дня изгнанья // Совсем на родине забыт! («Спеша на север издалёка…»)
  7. За звук один волшебной речи… («Как небеса, твой взор блистает…»)
  8. Столетья прошлого обломок, // Меж нас остался ты один… («К Н.И. Бухарову»)
  9. Он взят за Тереком отважным казаком // На хладном трупе господина… («Поэт»)
  10. А между тем из них едва ли есть один, // Тяжёлой пыткой не измятый… («Не верь себе») и т.д.

Если проводить эту работу по всему файлу, то мы получаем 115 контекстов употребления искомого. Полученные в результате поиска цитаты сведём в единый текстовый документ при помощи простого “Копировать–Вставить”. Очевидно, что полученный список теперь необходимо обработать: исключить слова с другим корнем (“родина”, “господин” и др.), также исключить цитаты, где “один” выступает как числительное или синоним частицы “только”. В этом случае мы получаем уже значительно меньший список. Приведём его полностью.

  1. Один как прежде… и убит! («Смерть поэта»)
  2. Добрый конь в зелёном поле // Без узды, один, по воле… («Узник»)
  3. Одинок я — нет отрады… (Там же)
  4. Столетья прошлого обломок, // Меж нас остался ты один… («К Н.И. Бухарову»)
  5. Один, покинутый безумными друзьями… («На буйном пиршестве задумчив он сидел…»)
  6. Я долгие часы просиживал один… («1-е января»)
  7. Корабль одинокий несётся, // Несётся на всех парусах. («Воздушный корабль»)
  8. Стоит император один… (Там же)
  9. Один враждует он — зачем? (Там же)
  10. Один — Он был везде, холодный, неизменный… («Последнее новоселье»)
  11. Забытый, Он угас один — // Один, — замучен мщением бесплодным… (Там же)
  12. На севере диком стоит одиноко… («На севере диком стоит одиноко…»)
  13. Одиноко // Он стоит, задумался глубоко… («Утёс»)
  14. Но свечкой одинокою // Не светится оно! («Свиданье»)
  15. Один и без цели по свету ношуся давно я… («Дубовый листок оторвался от ветки родимой…»)
  16. Выхожу один я на дорогу… («Выхожу один я на дорогу…»)
  17. Везде один, природы сын… («Портреты»)
  18. Брожу один как отчуждённый! («К… (Не привлекай меня красой)»)
  19. Вещают так: и камень одинокой… («Наполеон»)
  20. Уснуло всё — и я один лишь не спал. // Один я не спал… («Ночь. II»)
  21. «Одиночество»
  22. Как страшно жизни сей оковы // Нам в одиночестве влачить… («Одиночество»)
  23. Один я здесь, как царь воздушный… (Там же)
  24. Один, один останусь я... («Отрывок»)
  25. Один; покинув свет и чуждый для людей… («Элегия»)
  26. Один я в тишине ночной… («Ночь»)
  27. Один, в бессонный час полночи… («Послушай! Вспомни обо мне…»)
  28. Без цели, оклеветан, одинок… («1831-го июня 11 дня»)
  29. На берегу реки, один, забыт… (Там же)
  30. Сижу я в комнате старинной // Один с товарищем моим… («Сижу я в комнате старинной...»)
  31. Почтим приветом остров одинокой… («Св. Елена»)
  32. Когда на лодке, одинокий, // Несётся трепетный пловец… («К другу В.Ш.»)
  33. И я твержу один, один: // Люблю, люблю одну! («Подражание Байрону»)
  34. Когда в беседке одинокой // Сидел я с думою глубокой… («Стансы»)
  35. Живу — как неба властелин — // В прекрасном мире — но один. («Пусть я кого-нибудь люблю…»)
  36. Мой листок одинокой // Унесёт далеко, далеко… («Песня (Жёлтый лист о стебель бьётся)»)
  37. На месте, где прежде бывала она, // Брожу беспокоен, один. («К Дурнову»)
  38. Он должен влачить одинок под луной // Обломки сей жизни остылой… («На тёмной скале над шумящим Днепром…»)
  39. Один, один, // С моей тоской… («Прощанье»)
  40. Я в одиночестве кидал свой взгляд смущённый… («Первая любовь»)
  41. Я несчастлив пусть буду — несчастлив один… («Стансы (Мне любить до могилы Творцом суждено!)»)
  42. В чугун печальный сторож бьёт, // Один я внемлю… («Ночь»)
  43. Певца, который кончил жить, // Который жил так одинокой. («Слава»)
  44. И если ветер, путник одинокой, // Вдруг по траве кладбища пробежит… («Унылый колокола звон…»)
  45. Я одинок над пропастью стою… («К*** (Дай руку мне, склонись к груди поэта)»)
  46. Как ветер, волен и один… («Люблю я цепи синих гор…»)
  47. Беззаботен и один… («Желанье»)
  48. Белеет парус одинокой… («Парус»)
  49. И всё, что чувствует, он чувствует один! («Он был рождён для счастья, для надежд…»)
  50. Никто моим словам не внемлет… я один… («Никто моим словам не внемлет… я один…»)

Заметим, что при поиске можно было исключить слова, не являющиеся однокоренными, если в поисковой строке набрать не просто “один”, а “один” — с пробелом перед словом. Заметим также, что проведённый эксперимент совсем “чистым” назвать нельзя: мы не искали буквосочетание “одн”, встречающееся, например, в слове “одна” (ср. “Одна и грустна на утёсе горючем // Прекрасная пальма растёт”).

Проанализируем результаты. Во-первых, мы можем быть абсолютно уверены, что не пропустили ни одного упоминания слова, связанного с темой одиночества в текстах поэта. Во-вторых, мы получили большой корпус текстов для анализа. В-третьих, такой путь даёт огромный выигрыш во времени: если не проводить эту работу полностью, выписывая сперва все встречающиеся упоминания, а сразу же отсекать неподходящие варианты, то при некотором навыке пользования такой вид работы может быть осуществлён примерно за час. Хочется обратить внимание, что мотив одиночества в лирике Лермонтова — один из центральных, следовательно, и корпус текстов значителен по объёму. Если же мы будем искать, к примеру, упоминания берёзы или клёна в лирике Есенина, то в результате получим материал значительно меньший по объёму и, следовательно, затратим на работу куда меньше времени.

Таким образом можно осуществлять поиск не только по элементам мотива в тексте, но и по буквальным упоминаниям предмета или имени героя. Например нужно вспомнить, когда впервые в «Преступлении и нака­зании» (http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml) появляется Аркадий Иванович Свидригайлов — вносим в область поиска “Свидригайлов” и видим, что первое упоминание имени (многократное) встречается в письме матери, второй раз оно появляется в разговоре Пульхерии Александровны с Родионом, а сам герой появляется в последних строках третьей части романа. Поиск такой занимает от силы полминуты, излишне говорить, сколько бы он занял при работе с “бумажной” книгой.

Иногда при работе с текстом бывает важен подсчёт количества употреблений одного конкретного слова. Так, в комментарии к роману Достоевского С.В. Белов пишет, что В.Н. Топоров подсчитал: количество упоминаний слова “вдруг” в «Преступлении и наказании» чрезмерно превышает обычную частотность употребления этого слова. На основании этого исследователем был сделан вывод об иррациональности происходящих событий и о присутствии высшей силы, определяющей поведение героев. Такая текстологическая работа, выполненная профессиональным филологом, раньше (в силу значительной трудоёмкости) могла быть выполнена лишь человеком науки, полностью погружённым в работу с одним текстом. Сегодня, в эпоху ИТ, этот приём может использоваться любым внимательным читателем, в том числе и школьником.

Важный совет: обращайте внимание на формулирование поисковых запросов! Мы уже столкнулись выше с тем, что запрос “один” выдаёт в результатах и “родину”, и “господина”, и “Бородино”. Для компьютера наш запрос — не значимое слово, а определённая последовательность символов, которые он ищет. Поэтому “Пушкин” и “пушкин” — это два различных слова. А для поиска героини «Грозы» набрать только “Кабанова” недостаточно, так как в результатах мы получим и упоминание “Кабанов2, но зато не будут учтены падежные формы имени (Кабанову, Кабановой и т.д.).

Очевидно, что перед нами приём, содержательно не привносящий ничего нового в учительскую практику: подбором текстов для анализа или поиском значимых деталей в произведении занимается каждый учитель. Но перед нами удобный инструмент, существенно оптимизирующий процесс с точки зрения трудовых и временных затрат.

Примечания

  1. 1 Как вы увидите ниже, речь идёт о методе, подходящем практически к любой теме, а не только к разговору о Лермонтове.
  2. 2 Чтобы этого не происходило, необходимо под полем поиска поставить галочку «Слово целиком».
Юрий Ээльмаа