Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2008

Я иду на урок

Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство»

Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство»

Я иду на урок: 5–7-й классы

Наталья ШИШКИНА


Наталья Геннадьевна ШИШКИНА — учитель русского языка и литературы школы № 32, г. Самара.

Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство»

Как показывает опыт, повесть Толстого — достаточно сложное для восприятия пятиклассников произведение. Но когда ещё читать «Детство»? Может быть, страницы повести откроют ребятам и удержат в их памяти “счастливую невозвратную пору”. Но куда важнее другое: как можно раньше разбудить в них вкус к страницам Л.Н. Толстого с их глубочайшим и вместе с тем доступным даже пятиклассникам психологизмом.

В результате долгой работы над рукописью первоначальный сюжет лишился всякой внешней событийности и занимательности и был до такой степени упрощён, что в самом подробном пересказе укладывается в несколько строк. При этом нужно будет упомянуть такие, например, события: учитель-немец Карл Иваныч над головой спящего Николеньки прихлопнул муху, mаmаn за завтраком отложила шесть кусочков сахару для любимых слуг, отец разговаривает с приказчиком, Иртеньевы собираются на охоту.

Интересны не события сами по себе, интересны контрасты и противоречия чувств, которые, собст­венно, и являются предметом повествования. Вся картина пронизывается личным отношением рассказчика. С образом Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Толстого — мысль о громадных духовных возможностях человека, рождённого для движения, для нравственного и духовного роста. Новое в герое и в открывающемся ему день за днём мире особенно занимало Толстого, слово “новый” — едва ли не самый распространённый и характерный эпитет книги: оно вынесено в названия глав («Новый взгляд», «Новые товарищи») и стало одним из ведущих мотивов повести.

Автор стремится “на биографии определённого человека выявить общие законы становления человеческой личности”. Задача учителя — помочь школьникам понять, как через восприятие Николеньки раскрывается сложный внутренний мир ребёнка, его представления о мире.

Корень счастливого и доброго состояния в детстве видится Толстому в состоянии некоей рассосредоточенности и ясной любовной созерцательности. Ребёнок всё время устремлён в окружающее, а не в себя. Ему совсем не присуща конкретность желаний, которая, устремляя взрослого в одну какую-нибудь сторону, мешает ему видеть голубое небо, бабочку, трепещущую крылышками на солнце, и всю прочую радующую и заставляющую любить красоту мира. Ребёнок по духовной природе своей раскрыт для всего мира, всем интересуется, всему радуется, всё любит.

Этой мысли служит в повести, например, эпизод на охоте, когда Николенька упускает зайца. Придя на место, указанное отцом, Николенька сидит с собакой и ждёт зайца, чтобы затравить его. Но детская натура его не может долго оставаться в этом состоянии неестественной напряжённости. Николенька отвлекается созерцанием муравьёв, которые один за другим торопятся по пробитым ими торным дорожкам. Николенька подставляет им препятствие и любуется, как они его преодолевают. Потом его внимание привлекает бабочка с жёлтыми крылышками. Он с удовольствием смотрит, как она, пригретая солнцем, прижимается к цветку. Погружённый в это изумлённо-любовное созерцание жизни природы, Николенька совершенно забывает об охоте и в результате упускает зайца.

Толстой подчёркивает характерную для ребёнка невозможность долгой сосредоточенности на одном чувстве и желании, быстрое перемещение его внимания с одного предмета на другой. Благодаря отсутствию страстей ребёнок живёт, как живёт природа, не жалея об уходящем, радуясь новому, в постоянном развитии и обновлении.

На этом светлом, преобладающем фоне пока только лёгкими штрихами намечаются предпосылки для образования той ложной стороны души, развития эгоистического чувства, которое будет иметь такое большое значение впоследствии. Писатель следит за проявлениями в Николеньке самолюбивого чувства личности, обусловливающими некоторые его чувства и поступки, как-то противоречащие естественному, светлому существу ребёнка.

С этой стороны, например, имеет значение злое чувство Николеньки к Карлу Ивановичу, когда тот его нечаянно будит, ударив хлопушкой по мухе. “Положим, — думает проснувшийся Николенька, — я маленький. Но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьёт мух около Володиной постели? Вон их сколько. Нет. Володя старше меня; а я меньше всех, оттого он меня и мучит”. Но это чувство обиды моментально проходит. Ведь Николенька знает, что Карл Иванович любит его. Мальчик начинает испытывать досаду на самого себя. Уже с первых страниц повести мы наблюдаем в Николеньке стремление разобраться в мыслях и поступках людей, проанализировать свои мысли и действия. Для Толстого это очень важно, поэтому на протяжении всей повести писатель фиксирует способность к рефлексии у мальчика. Развитием эгоистического чувства объясняется досада Николеньки на несносные башмаки с бантиками. Он завидует брату и хочет поскорее надеть такие сапоги, как у Володи, которые свидетельствовали бы, что он уже “большой”, и внушали бы уважение к его личности.

Дети бывают счастливы не только там, где их любят, но прежде всего в семье, где родители любят друг друга. Любовь родителей друг к другу — крыша над головой ребёнка, над которой он чувствует себя защищённым от любых невзгод. В повести Льва Толстого мы не найдём страниц, где бы впрямую говорилось о взаимоотношениях супругов Иртеньевых. Но достаточно прочитать предсмертное письмо матери, обращённое к мужу, исполненное такой возвышенной и самоотверженной любви, чтобы понять: именно это её чувство и определило нравственный дух семьи. Потому-то с её смертью так резко меняется весь семейный уклад: “Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…”

Мать самого Льва Николаевича Толстого скончалась, когда будущему писателю не было ещё и двух лет. Он не помнил её и даже портрета её никогда не видел. В 1906 году есть такая дневниковая запись Льва Николаевича: “Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление — желание ласки — любви. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю её себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл, ещё не умея говорить. Да, она моё высшее представление о чистой любви, но не холодной божеской, а земной, тёплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты, приласкай меня…”

Мир, в который вступает Николенька Иртеньев, полон тревог и неожиданностей, он сталкивается с разными проявлениями жизни, которые не только озадачивают его, но порой ставят в тупик. Естественное стремление к гармонии нарушается, и нарушения эти весьма болезненны. Детские раны затягиваются быстро — такова сила детского восприятия мира. Но затягиваются они лишь внешне, навсегда оставаясь в глубинах человеческой души. Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а то, какие изменения под их влиянием совершаются внутри, в душе человека, то, что составляет его внутреннюю жизнь.

Л.Н. Толстой впервые в русской литературе сказал о том, как трудно быть ребёнком. И как важно вовремя прийти ему на помощь, защитить и тем самым сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в то же время открыта для любви, добра и счастья. Детский мир очень хрупок, и его легко разрушить. Каждый поступок для ребёнка — большая и сложная проблема. А родители очень часто не осознают этого, поглощённые ежедневными заботами.

Трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» уделено небольшое место в методических исследованиях. Основательных и значительных работ по изучению повести «Детство» в школе в методической литературе нет. Однако следует отметить ряд статей, посвящённых этой проблеме1.

Рассмотрев эти работы, можно сделать некоторые выводы:

  • авторы исследований советуют изучать повесть «Детство» в 6–7-м классах, руководствуясь тем, что произведение Л.Н. Толстого несёт в себе огромный нравственный потенциал, заряд добра и любви, которые необходимы растущему ребёнку;
  • методисты отмечают, что у каждого ребёнка есть свой собственный, неповторимый внутренний мир, богатый радостями и переживаниями, и именно такой детский мир изобразил в своей повести Л.Н. Толстой, сумев приоткрыть перед читателями частичку души мальчика, показать её диалектику;
  • повесть Толстого «Детство» может помочь современным детям понять самих себя, научиться отличать в жизни хорошее от дурного, заставить увидеть окружающий их светлый мир детства — самой прекрасной поры человеческой жизни.

Мы предлагаем отвести изучению повести четыре или (если удается) пять уроков.

Урок 1. «Учитель Карл Иванович»

1. Слово учителя. На доске перед вами фоторепродукции знаменитых картин Валентина Серова. Первая картина называется «Дети», а другая «Мика Морозов». По­смотрите внимательно на эти картины.

— Кого вы видите на этих картинах?

— Подумайте, кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртеньевым? Почему?

— Опишите этого мальчика. (Какого он возраста, какие у него волосы, какие глаза, как художник изобразил удивление мальчика, что может означать его жест.)

— Пофантазируйте: о чём может думать этот мальчик? Что чувствовать?

— Где он находится? Что его окружает?

— Как цвета картины влияют на ваше настроение? Как вы опишете это настроение?

2. Комментированное чтение учителем главы «Учитель Карл Иваныч» (эпизод с хлопушкой).

3. Беседа с учащимися по содержанию главы.

— Почему Николенька раздосадован на своего учителя?

— Почему Николенька сначала злился и досадовал на Карла Ивановича, а потом начал плакать?

— Как меняется настроение мальчика? Найдите подтверждение в тексте.

— О чём думает и что переживает Николенька, когда приносят башмаки с бантиками?

— Как относится мальчик к Карлу Ивановичу? Прочитайте.

— Что ещё мы узнаём о Николеньке в этой главе?

— Какое влияние оказал Карл Иванович на мальчика?

4. Устное словесное рисование «Детская комната».

5. Рефлексия.

— Похож ли Николенька в чём-нибудь на вас?

— В чём похож или не похож?

— Размышляете ли вы над своими мыслями и поступками, как Николенька? Приведите примеры, объяснив, почему вы об этом думаете.

— Были ли в вашей жизни случаи, когда буквально за несколько минут у вас менялось отношение к кому-нибудь?

6. Домашнее задание. Прочитать главы 1–5, 10, подготовить пересказ глав 2 и 10, составить план главы «Классы».

7. Ведение дневника. Какие бы мысли мог записать Николенька в свой дневник? Что бы его интересовало и беспокоило?

Урок 2. Образы матери и отца Николеньки в повести «Детство»

(Работа над главами «Maman» и «Что за человек был мой отец»)

1. Пересказ учащимися второй и десятой глав.

2. Проверка составленного плана главы «Классы».

3. Беседа по прочитанному материалу.

— С каких событий начинается глава «Maman»?

— О чём в ней рассказывается?

— Какой мы видим мать Николеньки? Прочитайте.

— Как мать Николеньки относится к Карлу Ивановичу?

— О какой черте её характера это говорит?

— Мать Николеньки сразу заметила, что он плакал. О чём это говорит?

4. Глава «Что за человек был мой отец?». Прочитайте отрывок, в котором нарисован портрет отца Николеньки.

— Как относится отец мальчика к людям?

— Любили ли его окружающие?

— Удалось ли ему сделать карьеру?

— Что отец Николеньки любил в жизни?

— Для чего он жил? Прочитайте.

— Одинаково ли относится Николенька к матери и к отцу? Почему? Докажите примерами.

5. Чтение по ролям отрывка из главы «Maman».

Вопрос к учащимся в конце урока:

— Какое влияние оказали на Николеньку его родители?

6. Домашнее задание. Прочитать главы 13 и 14, составить диалоги — ссора Николеньки с Натальей Савишной, завтрак.

7. Ведение дневника. Ответить на вопросы: “Что бы Николенька записал в свой дневник по прошествии этих событий? О чём бы он думал?”

Урок 3. «Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!»

1. Прослушивание составленного диалога (сцена за столом).

2. Беседа по прочитанному материалу.

Расскажите, как жила Наталья Савишна.

— Почему у неё не было семьи?

— Чем же она наполнила свою жизнь? Прочитайте.

— Почему она не захотела принять вольную от матери Николеньки?

— Как Николенька вспоминает о няне? Прочитайте.

3. Беседа.

— О чём было письмо матери Николеньки?

— Что она говорит в нём о своих детях? Прочитайте.

— Меняется ли жизнь мальчика со смертью матери?

4. Домашнее задание. Чтение и художественный пересказ главы 15; выразительное чтение отрывков «Счастливая, счастливая… лучших наслаждений» и «Вернутся ли… детскому воображению»; инсценировка одного из эпизодов повести.

Урок 4. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»

1. Художественный пересказ главы 15, выразительное чтение.

2. Вопросы к учащимся.

— Как вспоминает о своём детстве Николенька?

— Какие моменты детства ему дороги?

3. Инсценировка.

4. Рефлексия.

— Похожи ли воспоминания о детстве Николеньки на ваши?

— Какие самые яркие впечатления, эпизоды вы можете вспомнить? Расскажите о них.

5. Домашнее задание. Ведение дневника: «Какие воспоминания о детстве остаются у Николеньки», сочинение-миниатюра «Яркий эпизод в моей жизни».

Примечание

1 Аппель Ю.Д. Любить мир со всем его хорошим и дурным... Тема детства в рус. лит.: 7 кл. // Литература в школе. 1995. № 4. С. 66–69; Галажинская О.В. «Детство» Л.Н. Толстого: 7 кл.: Система уроков // Литература в школе. 1997. № 1. С. 151–154; Маранцман В.Г. Изучение повести Л.Н. Толстого «Детство» // Изучение литературы в 6 кл.: Метод. рек. для учителя / Под общ. ред. В.Г. Маранцмана. СПб.: Спец. лит., 1998. С. 157–162; Патрушева Л.И. Мир детства: Уроки по «Детству» и «Отрочеству» Л.Н. Толстого в 7 кл. // Литература в школе. 1997. № 1. С. 158–160; Родченко Н. Викторина по повести Л.Толстого «Юность» // Литература. 2000. № 3; Свирина Н.М. Стихия музыки в повести Л.Н. Толстого «Детство» // Изучение литературы в 6 кл.: Метод. рек. для учителя / Под общ. ред. В.Г. Маранцмана. СПб.: Спец. лит., 1998. С. 162–170; Сигаева Т. Три дет­ства в русской литературе // Литература. 1999. № 3.

Наталья Шишкина
Рейтинг@Mail.ru