Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2008

Читальный зал

Н.Л. Лейдерман. Сергей Есенин: метаморфозы художественного сознания: Монографический очерк/ Екатеринбург. 2007. 125 с.

Н.Л. Лейдерман. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: МЕТАМОРФОЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: Монографический очерк Екатеринбург: ИФИОС УрО РАО «Словесник»; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. 125 с. (Серия «Филологический лекторий»).

Книжная полка

Н.Л. Лейдерман. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: МЕТАМОРФОЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: Монографический очерк Екатеринбург: ИФИОС УрО РАО «Словесник»; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. 125 с. (Серия «Филологический лекторий»). Н.Л. Лейдерман.
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН:
МЕТАМОРФОЗЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
СОЗНАНИЯ:
Монографический очерк
/
Екатеринбург: ИФИОС
УрО РАО «Словесник»;
ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»,
2007. 125 с. (Серия
«Филологический
лекторий»).

Мы хорошо знаем об успехах и проблемах пушкинистики, булгаковедения, науки о творчестве Льва Толстого и Достоевского...  А вот с Есениным дела обстоят странновато. Любимейший в народе поэт всё никак не попадёт в координаты спокойного, академического литературоведения.

Слов нет, творчеством и особенно биографией Есенина занимаются очень многие, но каковы результаты?! Если не считать одиозных трудов Ю.Прокушева и Е.Наумова, вспомнится только книга Аллы Марченко «Поэтический мир Есенина» да несколько статей. Не всё ладно и с собраниями сочинений поэта, хотя издательство «Республика» в середине 1990-х выпустило приличный четырёхтомник «Сергей Есенин в стихах и жизни» (составление С.П. Митрофановой-Есениной и Т.П. Флор-Есениной)... Впрочем, все новинки есенинианы даны в библиографическом списке, помещённом в заключение книги Н.Л. Лейдермана (составитель Е.А. Меркотун).

Сам автор, опытнейший филолог-педагог, решил соединить в своём исследовании две линии судьбы Есенина: творческую и историческую. Отсюда предлагаемая периодизация в описании художественного сознания поэта: 1) народно-поэтический канон и живая душа; 2) эстетика и поэтика хаоса; 3) драма поэтического сознания. Разумеется, Н.Л. Лейдерман не вступал в полемику со многими экстравагантными толкователями биографии Есенина (и, на мой взгляд, зря упомянул о них скороговоркой в заключение книги). Тайна смерти поэта по-прежнему в тумане. Но логика развития есенинского гения представлена в книге в согласии с тем, что тянет нас к его стихам.

С.Д.
Сергей Дмитренко