Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2008

Читальный зал

А.П. Гостомыслов. Детская журналистика: хозрасчётные газета и журнал в школе / Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. 352 с.

А.П. Гостомыслов. ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: хозрасчётные газета и журнал в школе / Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. 352 с.

Книжная полка

А.П. Гостомыслов. ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: хозрасчётные газета и журнал в школе / Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. 352 с. А.П. Гостомыслов.
ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА:
хозрасчётные газета
и журнал в школе
/
Учебное пособие.
СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,
2006. 352 с.

О литературном творчестве школьников говорится и пишется много, но всё недостаточно. Поэтому, узнав, хотя и с запозданием, о выходе в Санкт-Петербурге книги А.М. Гостомыслова, сообщаем об этом факте нашим читателям.

Главная тема пособия — детская журналистика. Автор рассматривает её различные стороны: и журналистику для детей, и издания, выпускаемые самими детьми. Написана книга с опорой на опыт автора: как журналистский (много лет работал в известном ленинградском журнале «Костёр»), так и педагогический: преподавал журналистику ученикам школы № 264 в петербургском Автово, выпускал с ними журналы.

В итоге пришёл к выводу: нужно сделать пособие-хрестоматию, которым ребята могли бы пользоваться самостоятельно. Изучив особенности журнально-газетных жанров, рубрик, разделов, школьник может также найти в книге и примеры (в основном А.П. Гостомыслов брал их со страниц журнала «Костёр»).

Кроме того, он обратил внимание читателей на важнейшую проблему материального обеспечения школьных изданий. И хотя в конкретных числах его расчёты уже — увы! — устарели, сами подходы предложены верно.

Книга состоит из двух частей — «Школьная газета» и «Школьный журнал». В первой подробно рассказывается об основных жанрах периодики — информационных, аналитических, художественно-публицистических, сатирических.

Во второй части рассмотрены особенности издания журнала в школе. Здесь, в частности, помещена содержательная беседа с известным читателям «Литературы» детским писателем Святославом Сахарновым, который долгое время редактировал «Костёр», доведя его тираж до миллионных отметок. Подробно рассматривается опыт ведения рубрик в «Костре», даются практические советы, а также представлена история издания журнала «Робинзон» в петербургской школе № 13.

Очень уместно помещение в книге действующего Закона РФ «О средствах массовой информации» (правда, в выдержках). Этот полезный документ и взрослые журналисты порой знают плохо.

Есть, к сожалению, в книге и издержки. Прекрасно, что автор опирается на свой непосредственный опыт. Но жаль, что он не всегда учитывает кардинальные изменения, происшедшие в нашей стране, а главное, динамику издания газет и журналов в условиях нынешнего информационного бума, вызванного, прежде всего, развитием Интернета. Безусловно, основы газетно-журнальной работы в книге представлены подробно и внятно. Но многие реальные изменения никак в книге не учтены.

В целом же книга А.П. Гостомыслова, кроме определённой пользы нынешним юнкорам, как называли школьников-газетчиков в советское время, подвигнет к размышлениям и дальнейшим полезным действиям их наставников.

С.Д.
Сергей Дмитренко