Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2008

Есть идея!

Задание со звёздочкой

Задание со звёздочкой*

Задание со звёздочкой*

Задание рассчитано на учеников 5–6-х классов.

ВОПРОС.

Прочитайте отрывок из книги Саши Чёрного «Дневник Фокса Микки».

Нашёл кухню. Пол себе качайся, а она своё дело делает. Варит. Повар сунул мне в нос омара... но я на него так посмотрел, что ему стыдно стало, и он высморкался — (повар).

А пол всё подымается, волны, как бульдоги, со всех сторон, морды в пене, и все на меня кивают. Ай! Подымается, опускается. Смейся! Посади-ка краба на сушу, небось ему тоже будет не сладко. Ветер свистит и выворачивает уши наизнанку. Ай!..

У нашего соседа слетела в воду шляпа. “Свежеет”! — успокоил его Зинин папа. Дуреет, а не свежеет... Ба-вах! Ба-ба-бах!

Я прижался к ногам незнакомой старухи, закрыл глаза и тихонько-тихонько визжал: “Море! Золотое моё море... Ну, перестань, ну, успокойся! Я никогда больше не поеду. Я маленький фокс, ничтожная собачонка, за что ты на меня сердишься? Я никогда тебя не трогал, никогда на тебя не лаял” — (уж как я врал!)...

Да, так оно тебе и перестанет. И вот я вышел из себя. Вспрыгнул на скамейку, повернулся к морю спиной и наступил лапой на спасательный круг. На всякий случай, — если бы пришлось спасать Зину, её папу и капитана. Повар пусть тонет... Злой фокс. Зачем я пишу такие гадости? Спас бы и повара, пёс с ним...

Есть ли в тексте доказательства того, что это действительно “дневник”, “записная книжка”, а не просто рассказ или повесть из жизни собаки? Как вам кажется, рассчитаны ли такого рода тексты на читателя — “постороннего человека” — или нет?

При выполнении задания воспользуйтесь вопросами-подсказками.

1. Кто такой “я”? Найдите фразы, из которых становится понятно, что автор “дневника” не человек, а собака Микки. В какой части текста мы как будто на самом деле слышим собачий голос?

2. В каких событиях участвует Микки? Почему для него одинаково важными оказываются посещение “кухни”, улетевшая шляпа и “разговор” с морем? Как мы понимаем, что на корабле Микки оказался впервые?

3. Найдите в тексте сравнения. Помогают ли они понять чувства Микки? Не кажутся ли они вам смешными? А хотел ли Микки, чтобы “читатель” смеялся?

Ответ.

Уже из названия, где указан жанр произведения — дневник, ясно, что повествование будет от первого лица. А “автором” этого дневника будет пёс-фокстерьер по кличке Микки. Конечно, в заглавии книги указана порода собаки, но мы можем подумать, что Фокс — чьё-то имя, а вовсе не порода собаки (тем более что “Фокс” написано с большой буквы, а названия пород собак, как известно, пишутся с маленькой). Тогда придётся заглянуть в текст, где мы найдём такие слова героя: “Я маленький фокс, ничтожная собачонка…” Кроме того, мы знаем, что он лает, “наступает лапой на спасательный круг”, а уши у него “ветер... выворачивает наизнанку”.

“Собачья” тема проскальзывает и в речевых оборотах Микки — волны он сравнивает с бульдогами, у которых “морды в пене”. Особенно забавно выражение “пёс с ним”, которое псом же употребляется в рассказе о человеке-поваре. На этом особенности речи фокстерьера не заканчиваются: часть междометия “Ба-бах!” он заменяет на “вах”, которое кажется звукоподражанием и напоминает лай (или вой).

Речь Микки оказывается эмоционально окрашенной. Ещё бы! Он столько всего пережил, пока был на корабле: и с поваром успел столкнуться, и с дяденькой, с которого на глазах у Фокса слетела шляпа, а самое главное — познакомился с морем. По такой массе впечатлений, а кроме того, из слов: “Никогда больше не поеду” — ясно, что Фокс на море оказался впервые. Поэтому все происходящие здесь с героем события для него важны, и каждое он воспринимает по-своему.

Автор дневника на корабле себя чувствует неуютно — как краб на суше (“Посади-ка краба на сушу, небось ему тоже будет несладко”, — пишет он). Микки “закрывает глаза” от страха, “прижимается к ногам незнакомой старухи” и визжит. Он очень боится волн — и сравнивает их именно с бульдогами потому, что с представителями этой породы фокстерьеру встретиться и на суше бы не хотелось. Но несмотря на всё это, его “собачьи” сравнения заставляют нас смеяться. Смех этот, безусловно, добрый. Конечно, главный герой ещё щенок и зачастую говорит смешные глупости, сам того не замечая, но именно такая непосредственность в рассказе о себе вызывает нашу добрую улыбку. И пусть иногда Фокс пытается приукрасить какое-то событие и хочет показать нам свою важность (например, когда рассказывает, что “на него [повара] так посмотрел, что ему стыдно стало”) — герой делает это так, что мы вовсе не хотим уличить его в этой хитрости или устыдить, а только понимающе улыбаемся.

И пёс Микки, кажется, когда подрастёт и перечитает свой «Дневник», сам обязательно по-доброму над собой посмеётся.

Задание подготовили Анна Волкова и Ирина ЧЕРНЫШЁВА.
Анна Волкова ,
учитель русского языка и литературы московского учебного центра № 57 ;
Ирина Чернышёва