Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2008

Листки календаря

Поэт Дмитрий Авалиани

Конференция

Листки календаряАлександр Бубнов

В ночь с 18 на 19 декабря 2003 года в Москве поэт Дмитрий Авалиани, возвращаясь домой, вышел из метро и был сбит машиной…

НИША МЕТРО... АВА... В АОРТЕ МАШИН

Так откликнулся на гибель гения русской игровой словесности поэт Александр Бубнов. Этот палиндром, собственно, Авалиани и принадлежал, поясняет Бубнов. “Палиндромистика в том, что едва ли не единственный палиндром Авалиани, написанный им под псевдонимом (за 11 лет до смерти для какого-то конкурса палиндромов), начинался, насколько помню, «ниша метро...», а заканчивался, соответственно, «...в аорте машин». Это и было описанием его последних минут… И несимметрично вписывается тут симметричное «АВА»”.

Дмитрию Евгеньевичу ко дню гибели было шестьдесят пять лет, 6 августа 2008 года ему должно было бы исполниться семьдесят. Вместе с тем патриархом игровой словесности его назвать как-то неловко. Титул не вяжется ни с его обликом, ни с его творениями — мудрыми и озорными одновременно.

Ум роняю, не ценю я норму

Правильнее бы назвать его Учителем Слова. То, что сделал в русской словесности Авалиани, не только прекрасная и необходимая школа, мастер-классы для всех, кто вступает на путь стихотворчества, но и просто школа слова для детей. Школа в школе, школа на уроках литературы и русского языка.

Ведь что такое палиндром, знают все, кто когда-нибудь (то есть в раннем ещё детстве) читал «Золотой ключик» Алексея Толстого. Помните?

Мальвина “подняла к потолку хорошенькие глаза.

— Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот”.

Палиндром! Или палиндромон, иногда его у нас называют пeревертень, происходит от греческого — возвращающийся, бегущий обратно. Это фраза или стих, которые могут читаться (по буквам или по словам) слева направо и справа налево с сохранением смысла («Литература» писала о палиндроме: см. 2003. № 13). Палиндромы известны с древности, изобрёл их, по преданию, греческий поэт Сотад (III в. до Р.Х.). Палиндромы часто писались вдоль обода чаш и подобных сосудов. А в христианских храмах палиндромы помещались по периметру купели. В европейских языках из-за особенностей их строения палиндромы трудны. Вот пример английского: “Dog as a devil deified — deified lived as a god” (в переводе: пёс был дьявольски боготворим и жил оттого, словно бог).

Говорят, что хрестоматийный палиндром в «Золотом ключике» взят Толстым у Афанасия Фета, но так или иначе сочинение палиндромов — искусство сложное, дающееся лишь немногим из поэтов и писателей.

Дмитрий Авалиани создал десятки первоклассных, мудрых палиндромов и при этом профессионального филологического, литературного образования не имел.

Родился в Москве в семье книжного графика, учился на географическом факультете МГУ… Свои создания стал публиковать только в 1990-х годах и сразу стал классиком не только палиндрома (точнее, классиком-новатором), но и вообще игровой словесности. Писал Авалиани и оригинальные стихи.

Мне снилась мать: презрев обычай
пестуньи видом представать
она глядела с безразличьем
на подростковую кровать

Жива — так что ж ты не сказала?
Обидное просилось с губ,
она же прелестью сияла.
Обворожительно голуб

цвёл взгляд над движущимся станом.
Вздохнула, встав из-за стола
и голову склоня направо
в свои просторы поплыла

Стихи эти в русской поэзии не затеряются. Но единственное, никем не заменяемое место Авалиани — на полях словесной игры.

Кроме палиндромов, он поднял к высотам русскую визуальную поэзию: изобрёл её вырастающий из каллиграфии новый тип, новый тип палиндромии: перевёртыш (поэт Герман Лукомников предложил название, которое и утвердилось: листовертень).

Это текст небольшого размера (от одного слова до нескольких строк), выписанный таким образом, чтобы при переворачивании (на 180°, реже на 90°) читался уже другой текст. Иногда тот же самый, изредка два прочтения составляют вместе рифмованное двустишие или даже четверостишие.

На сайтах Интернета переворачивание листовертня за читателя нередко проводит компьютер. Правда, вглядеться иногда из-за скорости этого переворачивания не удаётся. У нас проще — разверните газету на 180°.

listovert6.gif (1354 bytes)

А вот другие труды Авалиани.

Анаграммы — тексты, где используются буквы или звуки, входящие в состав слова или группы слов, для формирования другой группы слов.

РУСАЛКИ
КРАСУЛИ

*

НИЗМЕННОЕ
НЕИЗМЕННО

*

Ангелы пропали.
Наглые пропали.
Ангелов отмена.
Главное — монета.

Панторифмы — в таких текстах все слова рифмуются между собой. Вот пример — шедевр гетерограммы (равнобуквицы):

Злато и тоги —
Зла то итоги

И не единственный.

разведу руками — мир стоит
разве дураками мир стоит?

*

верчу
человечное
вер
чучело вечное

Внутренние склонения — эти тексты основаны на приёме, при котором слова различаются только одним звуком:

небо ясно — не боязно

Такую пару называют логогрифмой. Авалиани, кажется, первым стал писать стихи, состоящие из этих пар:

Кошки в окошке
Крошки в окрошке
Свечки сверчки
Точки почки
Луч и капель
Лучик апрель

* * *

Однажды Дмитрий Евгеньевич написал такой палиндром:

Дорого небо, да надобен огород

Но на это себе же и ответил другим блистательным палиндромом:

Мите-лопуху дано на духу: полетим

Будем верить, что в небесных садах Вечного Слова светлая, симметричная душа его (ад я лишил яда) обрела те радости, которых была лишена на земле.

* * *

Книги Дмитрия Авалиани

  • Пламя в пурге: Стихи, палиндромы, анаграммы, листовертни. М.: АРГО-РИСК, 1995.
  • Улитка на склоне: Стихи, палиндромы, анаграммы, граффити. М.: Эпифания, 1997.
  • Иной реестр: Стихи, палиндромы, анаграммы, листовертни. М.: А и Б, 1997.
  • Лазурные кувшины: Стихотворения. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000.

* * *

Дмитрий Авалиани  в Интернете

  • Страница Дмитрия Авалиани на сайте поэзии «Вавилон»: http://www.vavilon.ru/texts/avaliani-i.html
  • Стихи Дмитрия Авалиани на сайте Андрея Рубцова http://rubtsov.penza.com.ru/biblio/avalian.htm
  • Страница Дмитрия Авалиани на сайте http://www.screen.ru/zombie/avaliani/
 С.Д.

Подготовлено с использованием материалов периодической печати и Интернета.

Сергей Дмитренко