Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2008

События и встречи

События и встречи

Конференция

События и встречи

Конференция «Крым–2008»

С 9 по 13 июня в г. Судаке проходила 15-я Международная конференция «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» («Крым–2008»). Почти две тысячи участников из разных стран мира обсуждали целый спектр проблем, связанных с жизнью человека в информационном обществе. Немалое время было уделено чтению, роли библиотек и образовательных учреждений в его поддержке. Наши коллеги из газеты «Библиотека в школе» («Первое сентября») в течение всей конференции вели специальную секцию «Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества», в работе которой впервые приняла участие «Литература». Мы планируем посвятить чтению и книге специальный номер (скорее всего, второй сентябрьский, № 18) — там и расскажем подробнее об итогах и самой конференции, и многочисленных неформальных встреч, которые проходили в её кулуарах (на этой встрече «кулуары» — роскошные парковые аллеи санатория «Судак»). В наших планах — обсудить роль книги и конкурирующих с нею информационных носителей в современном обществе, обозначить проблему чтения и пути её решения, познакомить вас с конкретными наработками по продвижению чтения в школе.

Наша газета приняла участие и в большом круглом столе «От издательства до библиотеки: влияние на круг чтения». Многие выступавшие говорили, в частности, о том, что система образования пока ещё слабо включилась в Национальную программу поддержки и развития чтения, которая почти два года реализуется в России. А без школы, без участия педагогов, прежде всего словесников, проблему чтения не решить. В следующем году в рамках этой конференции планируется впервые провести ряд совместных мероприятий для учителей и библиотекарей. Кроме того, представители целого ряда регионов поддержали идею устроить у себя пробные площадки для взаимодействия библиотечного и образовательного сообществ.

«Литература» активно включается в эту работу. Первый шаг — мы приглашаем вас к участию в конференции, которую проводит в Москве будущей весной Русская ассоциация чтения. Кроме того, нашей газете предложено участвовать в разработке методических рекомендаций, которые будут обеспечивать конкретное продвижение Национальной программы поддержки и развития чтения. Любой практический опыт в этой сфере будет нам интересен. Мы планируем также информировать вас о работе и других организаций, которые объединяют сейчас усилия для поддержки чтения в стране.

Каждый четвёртый — двоечник

В середине июня была подведена статистика по ЕГЭ. Самым провальным предметом по результатам экзамена оказалась литература: “двоек” — 25,3% (на пять процентов больше, чем в прошлом году), “пятёрок” — 9,4% (на пять с половиной процентов меньше). Средний балл — всего 34,7 при прошлогоднем 50,6 (из ста!). Это при том, что у других предметов (кроме математики) этот балл распределяется между 51 и 69.

Эти цифры говорят о глубоком и системном кризисе, в который стремительно скатывается наше школьное литературное образование. Собственно, нечто подобное и ожидалось: сколько уже было говорено, что преподают (вернее, надо преподавать) в литературе не то, что измеряют разработчики (вернее, что умеют измерить). Много лет профессиональное сообщество пытается доказать функционерам из Минобрнауки, Рособрнадзора, ФИПИ и прочих организаций, причастных к образованию, что литература, увиденная сквозь амбразуру ЕГЭ, не нужна ни ребёнку, ни взрослому. Что это муляж, выпотрошенное чучело, запылённый бюстик на полке — “не Гоголь, а Гоголя верхняя треть”, как сказал поэт. Да воз и ныне там.

Возникает вопрос: а кому поставлены эти двойки? Ученикам, пошедшим на эксперимент? Нам, не сумевшим натаскать их на экзамен? Или самим экзаменаторам? Вопросы не праздные: ЕГЭ не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь.

В этом году образовательные власти отменили обязательный письменный экзамен по литературе, существовавший у нас не одно десятилетие. Что нас ждёт в году следующем? Вряд ли ЕГЭ по литературе станет обязательным (да ещё при таком низком качестве исполнения и выполнения). Впрочем, и о возврате к сочинению говорить не приходится: ведь по закону с 2009 года все экзамены будут проходить только в форме ЕГЭ. Интересно, каковы же будут их результаты? Узнаем будущим летом.

Редакция
Рейтинг@Mail.ru