Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2008

Колонка редактора

Литература после звонка

Литература после звонка

Колонка главного редактора

Литература после звонка

Один директор московской гимназии как-то сказал мне в разговоре такую фразу: “От словесника в школе зависит всё”. И пояснил, что же такое это всё — и атмосфера, и общий культурный уровень, и вообще “жизнь”. “Словесник, — сказал он, — не может просто быть урокодателем, его время и пространство простираются далеко за пределы урока. Есть в школе настоящий литератор — значит, есть и спектакли, и вечера, и поездки”.

Конечно, вменить в обязанности учителю проводить внеклассную работу можно приказом. Но со словесниками ситуация особая: приказать им должно что-то другое. Идущее изнутри. “Недосказанное жжёт. Кому из учителей литературы не знакомо это чувство? — написала нам одна из авторов этого номера Ольга Воложанина. — Ничтожно малое количество часов, отведённых на изучение литературы в старших классах, позволяет пройти (а то и пробежать) только лишь программные произведения. Досказать недосказанное — именно этим желанием продиктован замысел большин­ства представленных сценариев”.

Это же желание подвигло наших читателей принять участие в конкурсе «Литературы» в номинации «Литература за рамками урока». Нам были присланы разработки интересных мероприятий (подскажите, как заменить этот казённый термин?), рассказы о конкретном опыте отдельных школ. Мы решили собрать часть работ в отдельном номере и представить в нём разножанровые материалы. Вместе с их авторами мы рассчитываем на творческий подход со стороны читателей: кто-то из вас возьмёт ту или иную идею, кто-то позаимствует тексты, кого-то увлечёт общий композиционный ход. Может быть, и вы вслед за авторами номера рискнёте рассказать о том, как живёт литература после звонка в вашей школе.

В центре номера мы поместили материалы, связанные с песней. Этот жанр (или род?) искусства находится на стыке музыки и литературы, аккумулируя в себе мощный эмоциональный заряд. Песней можно заниматься и на уроке, по программе; это даёт дополнительный эффект неожиданности и превращает урок в праздник.

И разве не в этом состоит наша задача — показать праздничное многообразие литературы, не вмещающееся в рамки урока, отменяющее звонки и границы и напоминающее нам о том, как прекрасно жить на этом свете?

Сергей Волков
Сергей Волков
Рейтинг@Mail.ru