Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2008

Есть идея!

Задание со звёздочкой*

Задание со звёздочкой*

Это задание прислал к нам в газету ученик 10-го класса одной из московских школ Боря ЖИЛИНСКИЙ. Он его придумал и воплотил в жизнь на уроке литературы. Это задание настолько необычно (если не сказать больше), что мы решили немедленно присвоить ему статус «Задания со звёздочкой». Судите сами (в автор­ское изложение задания мы внесли только минимальную правку).

ВОПРОС.

“Во втором полугодии мы читали роман Достоевского «Преступление и наказание». Уроки были интересные, приходилось много думать и размышлять. Но, согласитесь, разбираться в психологических портретах героев почти два месяца сложно. Когда до последнего урока оставалось меньше недели, мы решили, что хватит с нас размышлений — нам, ученикам, хочется чего-то живого, яркого и необычного. И мы придумали задание.

На выходные класс разбился на три команды, и каждой команде было дано задание зашифровать шесть персонажей «Преступления и наказания» из предложенного списка в восемь–десять персонажей. Загадывать нужно так, чтобы для разгадки было задействовано как можно больше чувств — зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И, конечно же, разум.

На уроке каждая команда, «представив» своих персонажей на парте, по кругу подходит к соседней команде и пытается отгадать, кого же загадали те. На отгадку даётся 3–5 минут — чтобы сильно не затягивать процесс.

Вот какие идеи посетили нас.

1. Раскольников: в миске покрошена засохшая верба и мимоза (как символ надежды на воскрешение), хвойные иголки и палочки (колючая и неустойчивая натура) и всё это залито холодной водой. Отгадывающий должен опустить туда руку, сжать массу и по тем ощущениям, что он испытал, попытаться отгадать героя.

2. Соня: кастрюля, покрытая снаружи серым полотенцем (невзрачная внешность Сони), внутри заполнена тёплой водой. Отгадывающий, после неприятного Раскольникова, сначала вытирает руки о полотенце (как о Соню «вытирают» грязь), а потом опускает их в приятную тёплую воду.

3. Пульхерия Александровна: картинка гусыни в чепчике и очках.

4. Дуня: изображение горной козы на фоне скал.

5. Лужин: небольшая коробка снаружи обклеена красной блестящей упаковочной бумагой; внутри лежит комок туалетной бумаги (можно для выразительности вымочить его в кофе — он приобретёт зловещий цвет).

6. Свидригайлов: мечущийся в банке таракан, не находящий из неё выхода.

7. Порфирий Петрович: «Пятая симфония» Бетховена — по задумке композитора, тема неизбежного рока-судьбы.

Если с организационной точки зрения всё будет в порядке, то такое задание:

а) поможет чётко составить в голове окончательный образ героев, найти квинтэссенцию персонажа;

б) поможет «увидеть» героя с разных сторон (глазами и другими органами чувств одноклассников);

в) оставит произведение Достоевского в нашей памяти на долгие годы;

г) создаст в классе творческую атмосферу.

Помните: смелость и креативность учителя всегда будут вознаграждены уважением учеников!”

Боря Жилинский