Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2008

Есть идея!

Задание со звёздочкой*

Оригинальные задания для олимпиады или пушкинской викторины можно составить на основе Большого лингвострановедческого словаря «Россия», подготовленного в издательстве АСТ-Пресс (подробнее об этом издании см. на 3-й полосе).

I. Можно предложить ученикам прокомментировать каждое слово, попавшее в перекрёстном указателе в конце словаря на имя А.С. Пушкин (составители выделили эти слова как ключевые для темы «Пушкин»). Причём важно как-то связать каждое слово с жизнью и творчеством поэта (задание годится и для итоговой работы в конце 9-го класса). Можно поступить и по-другому: сначала попросить ребят составить свой список из 20–30 ключевых слов, а потом сравнить его со списком из словаря и описать отличия.

Приведём список слов полностью — в том виде и в той последовательности, как он дан в словаре «Россия» (по желанию его можно сократить или видоизменить).

1-я часть (этим “понятиям” не посвящены в словаре отдельные статьи, они только упоминаются): Академия наук, Арина Родионовна, Б.В. Асафьев, Болдино, П.А. Вяземский, М.И. Глинка, Р.М. Глиэр, Н.В. Гоголь, Н.Н. Гончарова, Ж.Дантес, А.С. Даргомыжский, Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, крепостное право, Михайловское, М.П. Мусоргский, А.М. Опекушин, помещик, Псков, пушкинист, пушкинистика, Пушкинский Дом, Н.А. Римский-Корсаков, ссылка, Царское Село, П.И. Чайковский, чиновник.

2-я часть (“понятия”, вынесенные в отдельные статьи словаря): Александр I, Александринка, Арбат, армия, Борис Годунов, «Борис Годунов», Волга, двор, дворянин, декабристы, деревня, дорога, дуб, Евгений Онегин, «Евгений Онегин», западники, Кавказ, крепостной, летопись, Лжедмитрий, лицей, Малый театр, «Медный Всадник», монастырь, Москва, Нева, Николай I, осень, Отечественная война 1812 года, Петербург, Пётр I, Полтавская битва, Е.И. Пугачёв, Пушкинский музей, русский язык, Русь, славянофилы, Татьяна Ларина, Урал, усадьба, царь, Чёрное море, чин, школа, язычество.

II. Можно попросить школьников составить словарик крылатых выражений, которые пришли в язык из пушкинских произведений, а потом сравнить их со списком фразеологизмов и крылатых слов, отобранных составителями словаря «Россия». Почему именно они попали в словарь, характеризующий русскую ментальность? (Хорошо, если ученики укажут, из каких именно произведений взяты выражения.)

Подсказка. С Пушкиным связаны, например, следующие выражения: “А счастье было так возможно!”, “Выпьем с горя, где же кружка?”, “Да здравствует солнце, да скроется тьма!”, “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой”, “Ещё одно, последнее сказанье”, “Куда, куда вы удалились?”, “Любви все возрасты покорны”, “Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось!”, “Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”, “Народ безмолвствует”, “Не мудрствуя лукаво”, “Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!”, “Охота к перемене мест”, “Петра творенье”, “Птенцы гнезда Петрова”, “Пир во время чумы”, “Поверить алгеброй гармонию”, “С корабля на бал”, “Скупой рыцарь”, “Там русский дух, там Русью пахнет”, “Учитесь властвовать собою”, “Что день грядущий мне готовит?” и многие другие.

Подготовил Сергей ВОЛКОВ.