Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2008

Интернет-кладовка

Интернет-кладовка«Няня спасает Пушкина от алкоголизма». Карикатура Сергея Тарасенко с сайта http://kto-kto.narod.ru/bl-bl-2/kruzka.html

Кто сидит за решёткой?

Пару месяцев назад в Живом журнале (ЖЖ) пользователь scandal_max опубликовал на своей страничке по адресу http://scandal-max.livejournal.com/846018.html?page=1#comments простенький опрос. Дано: три стихотворные строчки, которые известны всем со школы (или должны быть известны). Требуется: никуда не подглядывая, определить, кому принадлежат стихи. Вот эти строчки.

1. “Сижу за решёткой в темнице сырой...”

2. “Зима! Крестьянин, торжествуя...”

3. “Ты жива ещё, моя старушка?”

Задание оказалось простеньким только на первый взгляд. Результаты ошеломили даже самих отвечавших и спровоцировали широкое обсуждение в ЖЖ.

Ответило несколько сотен человек. Многие недоумевали — почему так просто? Это ж знают все — Лермонтов, Некрасов, Пушкин. Нет бы Мандельштама с Пастернаком дать! А то даже неловко как-то отвечать…

Правда, после выяснения правильных ответов многие стирали свои первоначальные самоуверенные комментарии. Потому что вот тут-то уж точно становилось неловко: ведь стихотворение «Узник» написал Пушкин, и вторая цитата тоже из Пушкина («Евгений Онегин»), а третья — Есенин, «Письмо матери» (путаница их давно осмеяна Сергеем Довлатовым).

Всё правильно отгадали немногие. В обсуждении таких плачевных результатов, естественно, всплывала тема школьной литературы и отмены обязательного экзамена. “Превращение основного культурообразующего предмета в факультативный (а во многом культурная гуманитарная база задаётся именно средним образованием) ещё больше снизит уровень гуманитарной культуры...” — писали одни. “Но ведь те, кто так забавно (грустно, страшно) отвечал на «простенький» тест, учились в школе, когда литературу никто не отменял? И что? И ничего!” — отвечали им другие.

Отвечавшая на тест писательница Марина Юденич написала: “Я вспомнила, как преподавали литературу мне, и признала — если б не бабушка и не домашняя наша библиотека, вполне вероятно, оказалась бы в числе этих пятисот, ну, или тех из них, кто отвечал на вопросы примерно так: «1. Гоголь 2. Пушкин 3. Пушкин...»” Впрочем, бабушка и домашняя библиотека ей самой не помогли: Юденич приписала авторство строчки “Сижу за решёткой в темнице сырой” ошибочно Лермонтову.

Так почему же участники опроса отвечали в большинстве своём неправильно? Один из блоггеров (пользователей ЖЖ) Михаил Соломатин (mike67) так проанализировал результаты опроса: “Причины неверных ответов понятны: о старушках должен был писать Пушкин, о крестьянах — Некрасов, а о свободе и её лишении — Лермонтов (блоггер 1989 года рождения так и написал «мотив свободы — это Лермонтов», и это заключение многое говорит о методике преподавания литературы в средней школе). Довольно большая выборка даёт возможность проанализировать состав «двоечников» и «отличников» (часть блоггеров указывают на своей страничке информацию о себе: возраст, образование, интересы. — Прим. ред.). Среди «двоечников» — выпускники гуманитарного лицея, классической гимназии и Гнесинского училища. С высшим образованием практически все (есть повод гордиться), двое — с двумя высшими. Среди вузов наиболее популярны юридические и управленческие. Не менее десяти человек упоминают в «интересах» литературу, один даже играет в «Что? Где? Когда?». В «интересах» тех, кто не отличает Пушкина от Есенина, встречаются также Маркес, Аверинцев, Ахматова, Цветаева, Бёлль и т.п. Четверо «отличников» окончили МГУ, ЛГУ (СПбГУ), РГГУ и Московский педагогический (МПГУ). «Двоечники» получали высшее образование в тех же МГУ, СПГУ, МПГУ...”

Филолог Роман Лейбов добавил к этому комментарию: “Явление это интереснее с точки зрения фольклоризации хрестоматии. Авторство отходит на второй план, на первый выдвигаются персонажные мифы. Тонко подмечается реальная связь есенинского текста и неоконченного стихотворения Пушкина, заодно кружка из другого текста слипается с кабаком... Думаю, это не очень свидетельствует о падении образования. Гимназисты тоже могли вполне такие коленца выкидывать”.

Учителям можно провести такой опрос и среди своих учеников (тут подойдут только одиннадцатые классы). И сравнить его результаты с теми, которые показали более взрослые пользователи Интернета. Интересно, кто кого победит?

С.В.
Рейтинг@Mail.ru