Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2008

Я иду на урок

Методика

Такой оценки ещё не было!

В ЭМЛи № 29 г. Ижевска разработана и с 1998 года действует особая система многоуровневой оценки деятельности учащихся. Многоуровневая оценка имеет две составляющие:

1) буквы, обозначающие уровень мыслительной деятельности школьника;

2) цифры, отражающие степень усвоения школьником учебной информации.

К различным видам работ заранее предъявляется система конкретных требований и критериев оценки. Учащийся может выбрать уровень выполняемой работы: он знает, что оценка будет производиться по уже известным ему критериям.

В системе оценки выделено четыре уровня мыслительной деятельности:

1) Алгоритмический (А) — выполнение типовых заданий, следование алгоритму;

2) Преобразующий (П) — использование элементов анализа;

3) Эвристический (Э) — самостоятельность суждений и выводов, нестандартность мышления;

4) Творческий (Т) — способность самостоятельно ставить проблему и решать её.

Каждый уровень может быть измерен количественно — в баллах от 1 до 5. Традиционная “пятёрка” ставится за такие показатели: П5, Э4, Э5, Т4, Т5. “Четвёрка” — за А5, П3, П4, Э3, Т3. “Тройка” — за А2-4, П2, Э2. Результаты А1, П1 — неудовлетворительные (в лицее пишут так “!”).

По отзывам учащихся и учителей, многоуровневая оценка позволяет более гибко оценить работу, повышает мотивацию, развивает самооценку. Ученик не на словах, а на деле может выбрать собственную образовательную траекторию и уровень развития, формы и способы деятельности.

В 2002 году в лицее организована лаборатория педагогической диагностики, для изучения возможностей многоуровневой оценки. Ею выработаны единые критерии к основным видам работ по разным предметам и общие требования к отдельным видам учебной деятельности на межпредметном уровне.

Многоуровневая оценка, таким образом, становится основой для изменения логики образовательного процесса и внедрения компетентностного подхода.