Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2008

Читальный зал

Детское чтение

Сергей Волков


Книга — лучший подарок

Эта фраза, родившаяся в эпоху больших книжных тиражей и пустых прилавков в промтоварных магазинах, сегодня, когда всё перевернулось, звучит едва ли не иронически. Между тем книги стоит дарить — особенно если делать это с выдумкой. Так, как сделал в конце прошлого учебного года мой 11“В”.

Обычно перед выпускным вечером родители одиннадцатиклассников начинают метаться в поисках подарков учителям. Радость от того, что школьные годы наконец­то остаются позади, стремится непременно быть материализованной в каких-нибудь чугунных лошадях (привет Эльдару Рязанову!), органайзерах или кофеварках. Желательно, чтобы коробка была повнушительнее, а сам предмет — потяжелее, иначе кто ж поверит в благодарность и любовь дарителя?

Не знаю, кому как, а мне всегда становится неловко в такие моменты — и за родителей, и за себя, и за своих учеников. Мы ж так хорошо и бескорыстно встречались на уроках, любили друг друга, говорили про разные книжки, смеялись (и плакали), вместе ездили в поездки и ставили спектакли, мы прожили целую жизнь — и вдруг зачем-то ещё вот это, лишним, чужим, ненужным довеском. Каждый год на последнем родительском собрании я осторожно завожу свою арию: “Давайте без подарков! Они совсем не относятся к делу!” — и слышу в ответ неизменный речитатив: “Ну нет! Как же это можно! Это ж не полюдски!”

А в прошлом году произошло вот что. Видимо, такую же неловкость, как и я, ощутили сами дети (это был особенный класс, с которым сложились какие­то специальнотонкие отношения) — и решили выйти из ситуации необычным способом. И это получилось у них просто блестяще.

На выпускной они приволокли… большую сумку книг. Каждый положил в эту сумку одну книгу — лично для меня. Логика у них была такая: я несколько лет приходил к ним на уроки с теми книгами, которые хотел, чтобы прочли они. Теперь же, уходя, они захотели подарить мне по такой книге, которую, с их точки зрения, должен прочесть я. Каждый написал на своей книге послание мне — от короткого “Спасибо!” до рассказа о том, почему именно эта книга должна стоять на моей полке.

Получилось, что в один миг моя библиотека увеличилась на полтора десятка книг, очень разных (не обязательно, кстати, художественных) и — что очень важно — согретых тёплыми руками моих учеников. С каждой книгой, вставшей на полку, оказался связан конкретный человек. Я тут же понял, что не хочу нести эти книги домой, а должен освободить для них место в кабинете. Что и сделал немедленно.

Теперь в одном из книжных шкафов у меня есть специальная полка, на которой стоят книги 11 “В”. Первого сентября я показал эти книги ученикам всех классов, в которых я веду, и сказал, что их можно брать читать. Ребята заинтересовались, поскольку это книги, рекомендованные их сверстниками, — и теперь пользуются этой библиотечкой постоянно. И само собой разумеется, что нынешние одиннадцатиклассники решили продолжить традицию и тоже готовятся к выпускному выступить каждый со своей книгой.

Здесь интересен сам остающийся для меня за кадром процесс выбора. Что оставить учителю как память о себе? Какую из любимых книг предназначить ему? Ту, которая ему заведомо понравится, или специально эпатировать его чем-то, что на уроках никогда не изучалось? Что написать в этой книге — эта запись останется навсегда, и еёто уж точно не вырубишь топором? Быть ли в этот момент убийственно-ироничным или трогательно серьёзным? Ведь книгу эту возьмут в руки и будущие ученики… Вопросов масса, и, отвечая на них, делая свой выбор, мои ученики, без всякой моей специально помощи, растут.

Интересно также, что вдруг заинтересовались этой акцией и родители. И пошли смотреть, а что же читают и рекомендуют читать их дети. Потихоньку стали записывать некоторые названия: “Тоже прочтём!”. Так возникший на моих глазах проектподарок начал работать.

А сразу после выпускного, засев на даче, я начал читать подаренные мне книги. И скажу сразу — ряд из них стал для меня открытием.

Ожидая развития этого проекта в нынешнем году, хочу посоветовать всем: подскажите ученикам и родителям, обуянным подарочным зудом, такой ход — не пожалеете. И хотя знаю, что некоторые вспомнят слова анекдота: “Зачем мне книги? Одна у меня уже есть…” — и мысленно представят себе кофеварку, которую вот как раз им ещё подарить не успели, рискну повторить: радость от такого простого и честного подарка будет совершенно особого свойства и запомнится навсегда. Можете проверить.

Рейтинг@Mail.ru